Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Базовые группы хороши для усвоения нового матери- ала, выполнения домашнего задания, подготовки к кон- трольным работам и тестам. Такие базовые группы помо- гают ребятам ближе сдружиться и перенести свои навы- ки сотрудничества не только на уровне учебной деятель- ности, но и на другие отношения.
1. Какие главные отличия группового традиционного обуче- ния, других видов группового обучения от обучения в малых группах по технологии сотрудничества вы знаете?
2. Каким образом участники малых групп взаимосвязаны меж- ду собой в процессе совместной деятельности?
3. Каким образом достигается взаимозависимость участни- ков малых групп по целям, источникам информации, выраже- нию поощрения?
4. Каким образом достигается индивидуальная ответствен- ность всех участников группового обучения?
5. Что такое «базовая группа» и в каких случаях она исполь- зуется?
Творческое задание
А теперь сделаем первые выводы. Мы с вами рассмот- рели отдельные базисные положения «обучения в со- трудничестве». Давайте попробуем подвести некоторые итоги и проверить себя, насколько корректно мы пони- маем данную технологию, с чем согласны, основываясь на нашей практике, а с чем не согласны, что вызывает затруднения.
Прежде всего, мы восприняли главный девиз учащих- ся, обучающихся по данной технологии: «Берем ответ-
ственность на себя!» Что это значит?
— «Важно не только, что мы учим, главное — как!»
— «Помоги другому и поймешь сам».
— «Нам нужна информация и умение работать с ней».
Вы с этим согласны? Попробуйте провести беседу на эту тему со своими учащимися, чтобы они сами,
самостоятельно сформулировали этот девиз и эти принципы. Согласны они с ними? Считают ли они их
Нравится ли им и вам так учить и так
Почему?
47
План-размышление для педагогов
Путь к успеху для современного выпускника школы
1. Я должен научиться видеть проблемы в окру- жающей действительности и научиться находить способы
их решения.
2. Мой успех в жизни зависит не только от знаний,
которые я получаю в школе, но и от умения самостоя- тельно учиться, поскольку мне придется постоянно по- вышать свою квалификацию по избранной специальнос- а возможно, и быть готовым сменить профессию.
3. Я должен уметь разобраться в ситуации, про- блемах, иметь собственную точку зрения, которая, воз- можно, не всегда будет совпадать с точкой зрения моего учителя или автора учебника.
4. Я хотел бы понимать, зачем мне нужны знания,
которые я получаю в школе, где и как я смогу их приме- нить в жизни.
5. Я понимаю, что мой успех в жизни во многом зави- сит от моего умения общаться с людьми: если нужно,
подчиниться руководителю, уметь быть лидером, быть коммуникабельным со сверстниками и коллегами, уметь убеждать других и уважать чужое мнение. Мне необходимо научиться культуре общения.
Формула успеха для современного выпускника школы
Умение видеть и решать проблемы.
Умение самостоятельно учиться. Умение работать с информацией.
Способность иметь самостоятельную точку зрения и умение ее аргументировать.
Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем.
Культура общения.
С какими из приведенных утверждений вы не согласны? А
ваши ученики? Что бы вы добавили к формуле успеха?
2. Какие утверждения из приведенных выше более полно реализуются: при традиционном обучении; при обучении в сотрудничестве? Приведите ваши аргументы (за, против).
Пусть ваши ученики приведут собственные аргументы (за и против). Какие уроки вы извлекли из первого опыта примене-
48
на практике технологии «обучения в сотрудничестве»? Ваши ученики?
А теперь пойдем дальше и попробуем применить но- вые педагогические технологии в системе. Давайте вместе спланируем наш первый урок с использованием новых технологий обучения. Проследим логику планирования такого урока.
З а н я т и е 5. Мой первый урок по технологии
обучения в сотрудничестве
На этом занятии вы познакомитесь с методикой организации урока, на котором предусматривается ис- пользовать технологию сотрудничества. При этом при- веденные здесь рекомендации, разумеется, не исчер- пывают полностью возможностей данной технологии,
даже первых ее шагов. Педагогика — наука творческая,
и труд учителя — это прежде всего творчество. Поэто- му, как уже говорилось, наша задача только показать вам некоторые технологические шаги, соответствую- щие данной концепции. Это очень важно для того, что- бы, испробовав технологию сотрудничества на практи- ке, вы могли со знанием дела сказать: это мне подхо- дит, потому что эффективно для моих учеников! Или:
это мне не годится ... Но в любом случае в основе ва- шего выбора должны лежать аргументы, а не вкусовые ощущения, знание дела, а не дилетантство.
Прежде чем планировать свой первый урок по методу обучения в сотрудничестве, попробуйте выбрать наиболее благоприятный для первого опыта класс, т.е. учащихся,
наиболее расположенных к такому сотрудничеству, кото- рые не будут с ходу сопротивляться вашим попыткам объединить их в совместной работе, основанной в боль- шой мере на взаимопомощи и равных усилиях каждого.
Можно предложить условно четыре шага в подготовке,
планировании вашего первого урока с использованием технологий сотрудничества.
Шаг
Прежде всего определитесь с учебно-воспитательной задачей первого урока. Ученики также должны полнос- тью осознавать поставленную вами задачу.
49
А теперь пойдем дальше и попробуем применить но- вые педагогические технологии в системе. Давайте вместе спланируем наш первый урок с использованием новых технологий обучения. Проследим логику планирования такого урока.
З а н я т и е 5. Мой первый урок по технологии
обучения в сотрудничестве
На этом занятии вы познакомитесь с методикой организации урока, на котором предусматривается ис- пользовать технологию сотрудничества. При этом при- веденные здесь рекомендации, разумеется, не исчер- пывают полностью возможностей данной технологии,
даже первых ее шагов. Педагогика — наука творческая,
и труд учителя — это прежде всего творчество. Поэто- му, как уже говорилось, наша задача только показать вам некоторые технологические шаги, соответствую- щие данной концепции. Это очень важно для того, что- бы, испробовав технологию сотрудничества на практи- ке, вы могли со знанием дела сказать: это мне подхо- дит, потому что эффективно для моих учеников! Или:
это мне не годится ... Но в любом случае в основе ва- шего выбора должны лежать аргументы, а не вкусовые ощущения, знание дела, а не дилетантство.
Прежде чем планировать свой первый урок по методу обучения в сотрудничестве, попробуйте выбрать наиболее благоприятный для первого опыта класс, т.е. учащихся,
наиболее расположенных к такому сотрудничеству, кото- рые не будут с ходу сопротивляться вашим попыткам объединить их в совместной работе, основанной в боль- шой мере на взаимопомощи и равных усилиях каждого.
Можно предложить условно четыре шага в подготовке,
планировании вашего первого урока с использованием технологий сотрудничества.
Шаг
Прежде всего определитесь с учебно-воспитательной задачей первого урока. Ученики также должны полнос- тью осознавать поставленную вами задачу.
49
Постарайтесь на вашем первом уроке ограничиться теми заданиями/умениями, которыми ваши ученики уже владеют. Например:
— работать над усвоением правописания, работать со словарем;
— найти и обозначить столицы известных им госу- дарств (на контурной карте);
— проставить знаки препинания в тексте в соответ- ствии с известными им правилами; •
— определить синонимы или антонимы известных им слов;
— определить континенты, страны, штаты в государ- ствах на карте;
— определить площадь, объем, другие параметры из- вестных им геометрических фигур;
— определить национальные флаги государств;
— осмыслить логику периодической таблицы элемен- тов;
— привести и аргументировать доказательства геомет- рических теорем;
— определить и описать функции различных органов человека и т.д.
Если вы сумеете выбрать знакомые ученикам умения,
им легче будет сосредоточить свое внимание на новых умениях, которые требуются им при работе в сотрудни- честве.
Итак, вы определились с учебно-воспитательной за- дачей урока, с теми умениями, которые потребуются ва- шим ученикам при их первой работе в группах сотрудни- чества. Запишите эту задачу на доске так, чтобы всем ученикам она была ясна и понятна:
Ц е л ь у р о к а
1. Осмыслить (понять) материал
2. Выполнить практические задания по осмыслению нового материала
Шаг 2-й
Давайте теперь определимся с объемом материала, ко- торый учащиеся смогут выполнить в малых группах за одно занятие, точнее, за отведенное на одном уроке для этого время. Имейте в виду, что при работе в группах со-
50
трудничества учащиеся успеют реально выполнить значи- тельно меньше заданий, чем индивидуально, потому что им потребуется определенное время, чтобы убедиться,
что все в группе поняли задание; договориться о способах его выполнения; дать каждому члену завершить часть его работы; сравнить мнения всех и дого- вориться об общем решении и соответственно ответе.
Не забудьте каждый раз подчеркивать, что это зада- ние не должно выполняться индивидуально или по прин- ципу соревнования. Это работа в сотрудничестве, груп- повая работа, где успех всех зависит от успеха каждого.
Посмотрите теперь на цель урока и определите зада- ния учащихся в группах (каждой группы и по возможно- сти каждого ученика группы). Разделите задание на целе- сообразные части, если это возможно для каждой груп- пы, и сформулируйте эти задания наиболее понятным для них языком. Формулировки должны быть предельно лаконичными и четкими для группы и для каждого уче- ника. При этом следует иметь в виду, что задания для групп могут быть аналогичными или разными. Если это одно задание для всех групп, его также можно вынести на доску. Если это разные задания, их следует четко за- писать на отдельных листочках и раздать по группам. То же касается и ролей для членов группы. Если эти роли идентичны, они записываются на доске, например, сле- дующим образом.
При работе над правописанием: двое пишут (под диктовку третьего те слова, за которые он отвечает),
затем эта роль переходит ко второму ученику, двое других пишут, затем к третьему и т.д. (по вертушке);
ученик, который суммирует все слова, подлежащие усвоению, проверяет степень усвоения их группой;
ученик, который следит за активностью, докладывает о результатах.
При совместном написании сочинения: ответственный за идею (план сочинения, который обсуждается и при- нимается всей группой); ответственный за написание
(обычным способом или на компьютере); ответственный за организацию помощи пишущему в правописании и
Вы уверены, что сформулированные вами задания бу- дут абсолютно понятны каждому ученику?
Тогда переходим к следующему шагу планирования.
51
что все в группе поняли задание; договориться о способах его выполнения; дать каждому члену завершить часть его работы; сравнить мнения всех и дого- вориться об общем решении и соответственно ответе.
Не забудьте каждый раз подчеркивать, что это зада- ние не должно выполняться индивидуально или по прин- ципу соревнования. Это работа в сотрудничестве, груп- повая работа, где успех всех зависит от успеха каждого.
Посмотрите теперь на цель урока и определите зада- ния учащихся в группах (каждой группы и по возможно- сти каждого ученика группы). Разделите задание на целе- сообразные части, если это возможно для каждой груп- пы, и сформулируйте эти задания наиболее понятным для них языком. Формулировки должны быть предельно лаконичными и четкими для группы и для каждого уче- ника. При этом следует иметь в виду, что задания для групп могут быть аналогичными или разными. Если это одно задание для всех групп, его также можно вынести на доску. Если это разные задания, их следует четко за- писать на отдельных листочках и раздать по группам. То же касается и ролей для членов группы. Если эти роли идентичны, они записываются на доске, например, сле- дующим образом.
При работе над правописанием: двое пишут (под диктовку третьего те слова, за которые он отвечает),
затем эта роль переходит ко второму ученику, двое других пишут, затем к третьему и т.д. (по вертушке);
ученик, который суммирует все слова, подлежащие усвоению, проверяет степень усвоения их группой;
ученик, который следит за активностью, докладывает о результатах.
При совместном написании сочинения: ответственный за идею (план сочинения, который обсуждается и при- нимается всей группой); ответственный за написание
(обычным способом или на компьютере); ответственный за организацию помощи пишущему в правописании и
Вы уверены, что сформулированные вами задания бу- дут абсолютно понятны каждому ученику?
Тогда переходим к следующему шагу планирования.
51
Шаг 3-й
Теперь нам необходимо определить, что же должно предшествовать работе учащихся в сотрудничестве?
Что должно следовать за этой работой? Не следует за- бывать, что работа в сотрудничестве — лишь компо- нент урока и компонент системы обучения, в которой есть место и другим видам работы, методам и сред- ствам.
Поэтому, определившись предварительно со време- нем, которое необходимо на успешное завершение зада- ния в сотрудничестве, пора переходить к планированию
всего урока.
Шаг 4-й
Давайте отметим еще один важный момент, касаю- щийся поощрения. Есть несколько основных правил, ко- торые полезно помнить.
Если ваши ученики работают в группах охотно, про- дуктивно, не старайтесь их каждый раз хвалить. Считайте
(и дайте понять ученикам), что это нормально.
Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают
Все группы открыты для полу- поощрения, поэтому не следует из этого делать какое-либо соревнование.
Использование поощрения не стимулирует сотрудни- чество, если приходится бороться за ограниченное число
призов (похвала, поощрение, др.).
Если группа не заслужила вашего поощрения, не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения, ссоры, слез. Просто предоставьте в самой благожелательной манере возможность допол- нительной практики по данному конкретному вопросу
(возможно, в качестве домашнего задания), а затем найдите возможность оценить усилия группы и достиг- нутый результат. Знайте, что допускаемые ошибки —
это всего лишь сигнал о том, что что-то не понято (а это зависит от вашего недостаточно прак- тики (следовательно, надо ее предоставить в нужном
Очень важно также помнить, что поощрению под- лежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты
общения.
52
Важно, чтобы учащиеся на каждом уроке четко пони- мали, какие социально-психологические факторы обще- ния будет отслеживать учитель. Это также должно быть четко прописано на доске. Например:
Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга;
помогаете друг другу;
вместе решаете возникшую проблему.
Можно порекомендовать на первых порах выбрать для поощрения такие психологические умения, как умение проверить понимание изучаемого материала;
умение поделиться с товарищами своими идеями и информацией;
умение подбодрить товарища, стимулировать его к ак- тивной работе;
добиться согласия при решении спорных вопросов.
Не забудьте после каждой работы в группах сотрудни- чества проводить не только обсуждение достигнутых ака- демических успехов различными способами, о которых мы уже говорили, но и обязательно обсудить успехи уче- ников в сотрудничестве, в общении между собой, спро- сить у них, как они собираются действовать дальше в этом направлении. И эти способы поощрения как акаде- мических успехов, так и психологических аспектов обще- ния, если в этом есть необходимость (а на первом уроке это необходимо), также планируются заранее, и четко до- водится до учеников, что, как и почему будет оцениваться.
1. С чего же следует начинать при разработке урока, на котором вы решили использовать обучение в сотрудниче- стве?
2. Можно ли сразу браться за формирование новых навыков и умений, усвоение нового материала?
3. Как определить объем материала, который вы планируете для усвоения, осмысления с помощью данной технологии?
учеников, всего класса)?
5. Можно ли данную технологию интегрировать в традицион- ный урок? Как это сделать?
6. Как оценивается работа учащихся в группах?
Творческое задание
Попробуйте спланировать полностью свой первый урок с применением технологии сотрудничества. Обсуди- те его с вашими партнерами на семинаре.
Будем считать, что мы теперь имеем некоторое пред- ставление о технологии сотрудничества.
лишь некоторое, поскольку только самостоятельное пользование данной технологии в собственной практи- ческой деятельности позволит приобрести опыт. И, ко- нечно, появятся вопросы, вопросы, вопросы... Что-то будет получаться сразу, что-то будет даваться с трудом...
А теперь давайте обратимся к другой педагогической технологии — методу проектов. Напоминаем, что обе технологии теснейшим образом взаимосвязаны, ибо тех- нология сотрудничества «выросла» из метода проектов.
Итак, метод проектов!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14