Добавлен: 10.12.2023
Просмотров: 1391
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Так как нарушается всасывание питательных веществ, ведь повреждена слизистая и ворсинки
4. Наличие некоторых ферментов (липаза, карбогидраза и др.), а также ворсинок, обеспечивающих всасывание, помогают эффективно переваривать пищу при нарушении/отсутствии секреции панкреатического сока
Тема 2.19
Задача 1
При потере более 10% объема крови у человека в результате раздражения волюморецепторов и осморецепторов, наблюдается выброс гормона вазопрессина
(АДГ). Осмолярность мочи при этом повышается и становится выше в 4-5 раз выше, чем плазма крови.
1. Какие факторы влияют на активность волюморецепторов и осморецепторов?
2. Каков механизм секреции гормона вазопрессина?
3. Какие вам известны эффекты этого гормона?
4. Почему изменяется объем конечной мочи и ее осмолярность?
5. Каков механизм реабсорбции воды под действием АДГ?
ОТВЕТ.
1) При увеличении объема крови импульсация от рецепотров предсердий и крупных вен (вследствие их растяжения-волюморецепторы) возрастает, в результате через 10-20 мин выделение АДГ снижается. Это приводит к увеличению выделения жидкости почками и к постепенному снижению АД.
Осморецепторы чутко реагируют на сдвиги концентраций осмотически активных веществ плазмы крови. При увеличении осмолярности плазмы крови на 1% концентрация АДГ возрастает на 1 пг/мл (пикограмм равен 1 миллионной доле микрограмма).
2) Активация осморецепторов печени и гипоталамуса и барорецепторов сердца -> гипоталамус -> АДГ(вазопрессин) -> реабсорбция воды в почках, гипергликемия, гемокоагуляция, сужение кровеносных сосудов.
3) Усиление реабсорбции воды в дистальных канальцах и собирательных трубочках, повышение сосудистого тонуса и АД, коронароконстрикция, усиление
перистальтики кишечника, повышение адгезии и агрегации тромбоцитов, улучшение памяти, снижение болевой чувствительности.
4) Объем выделенной мочи зависит от количества принятой жидкости. (При обезвоживании организма в плазме крови увеличивается концентрация осмотически активных веществ, что приводит к повышению ее осмотического давления)
5) В основе механизма действия АДГ лежит стимуляция реабсорбции воды в дистальных канальцах и собирательных трубочках почечного нефрона.
Задача 2
Человек, при путешествии в пустыне, из-за активного потоотделения теряет много жидкости, соответственно, нарушаются параметры гомеостаза организма и человек начинает испытывать чувство «жажды». Какие процессы в организме обеспечивают формирование «жажды»?
1. Что такое жажда?
2. Водное голодание, что это такое?
3. В чем заключается собственно роль ангиотензина 2 в формирование чувства жажды?
4. Что такое волюморецепторы и за что они отвечают?
5. Что такое дипсогенное влияние веществ и каковы его механизмы?
ОТВЕТ
1) Жажда — физиологическое ощущение, относящееся к разряду общих чувств и служащее сигналом того, что организм нуждается в воде.
2)Водное голодание-это процесс, который возникает через 1-2 дня отсутствия воды в рационе, следовательно происходит отказ от пищи. Активация катаболических процессов, накопление продуктов распада, интоксикация.
3) Ангиотензин 2 стимулирует «солевой аппетит», формируя чувство жажды.
Ангиотензин повышает секрецию антидиуретического гормона в нейросекреторных клетках гипоталамуса и секрецию АКТГ в передней доле гипофиза, а также потенциирует высвобождение норадреналина за счёт прямого действия на постганглионарные симпатические нервные волокна.
4)Волюморецепторы- чувствительные нервные окончания в кровеносных сосудах и различных органах (вены, артерии, ткани, ЦНС), которые реагируют на растяжение их стенок. Разновидность механорецепторов, отвечающих на изменение объема циркулирующей крови.
4) Объем выделенной мочи зависит от количества принятой жидкости. (При обезвоживании организма в плазме крови увеличивается концентрация осмотически активных веществ, что приводит к повышению ее осмотического давления)
5) В основе механизма действия АДГ лежит стимуляция реабсорбции воды в дистальных канальцах и собирательных трубочках почечного нефрона.
Задача 2
Человек, при путешествии в пустыне, из-за активного потоотделения теряет много жидкости, соответственно, нарушаются параметры гомеостаза организма и человек начинает испытывать чувство «жажды». Какие процессы в организме обеспечивают формирование «жажды»?
1. Что такое жажда?
2. Водное голодание, что это такое?
3. В чем заключается собственно роль ангиотензина 2 в формирование чувства жажды?
4. Что такое волюморецепторы и за что они отвечают?
5. Что такое дипсогенное влияние веществ и каковы его механизмы?
ОТВЕТ
1) Жажда — физиологическое ощущение, относящееся к разряду общих чувств и служащее сигналом того, что организм нуждается в воде.
2)Водное голодание-это процесс, который возникает через 1-2 дня отсутствия воды в рационе, следовательно происходит отказ от пищи. Активация катаболических процессов, накопление продуктов распада, интоксикация.
3) Ангиотензин 2 стимулирует «солевой аппетит», формируя чувство жажды.
Ангиотензин повышает секрецию антидиуретического гормона в нейросекреторных клетках гипоталамуса и секрецию АКТГ в передней доле гипофиза, а также потенциирует высвобождение норадреналина за счёт прямого действия на постганглионарные симпатические нервные волокна.
4)Волюморецепторы- чувствительные нервные окончания в кровеносных сосудах и различных органах (вены, артерии, ткани, ЦНС), которые реагируют на растяжение их стенок. Разновидность механорецепторов, отвечающих на изменение объема циркулирующей крови.
5) Дипсогенное влияние веществ-снижение порога чувствительности осморецепторов для жажды. Дипсогенными являются и образуемые в мозговой ткани ангиотензин 2, окситоцин и вазопрессин. Повышение концентрации натрия в крови при дегидратации влечет образование в мозговой ткани натрийуретического пептида, подобного атриопептиду, также относящегося к дипсогенным факторам.
Задача 3
Врач назначил пациенту внутривенное введение значительного количества 5% раствора глюкозы. В результате метаболизма глюкозы в печени через некоторое время было обнаружено нарушение водных пространств организма.
1.Укажите, к какому состоянию водных пространств привел указанный процесс?
2. Опишите механизм развития данного состояния?
3.Какие водные пространства Вам известны?
4. Как называются рецепторы, реагирующие на изменение концентрации глюкозы в крови и где они располагаются ?
5. Какие нарушения водно –солевого баланса Вам известны ?
ОТВЕТ
1)Гемоделюция -> отёк интерстции
2) Метаболизируясь в печени глюкоза покидает кровяное русло, излишняя жидкость частично выводится почками
3) Вода организма образует два водных пространства: внутриклеточное (2/3 общей воды) и внеклеточное (1/3 общей воды). В условиях патологии появляется третье водное пространство - вода полостей тела: брюшной, плевральной и т.д.
Внеклеточное пространство включает 2 сектора:
1. Внутрисосудистый водный сектор, т.е. плазму крови, объем которой составляет около 4- 5% массы тела,
2. Интерстициальный водный сектор, содержащий 1/4 всей воды организма (15% массы тела) и являющийся наиболее подвижным, меняющим объем при избытке или недостатке воды в теле.
4)Содержание глюкозы в крови оценивается глюкорецепторами переднего гипоталамуса, а также его полисенсорными нейронами.
5)Нарушение водно-солевого баланса (дисгидрии):
1.Гипергидратация (обезвоживание, дегидратация)-отрицательный водный баланс
2.Гипергидратация (гипергидрия, отёк)-положительный водный баланс.
ТЕМА2.20
Задача №1.
При заболеваниях почек, сопровождающихся повышением проницаемости почечного фильтра, развиваются отеки. Отеки могут наблюдаться также при длительном голодании.
Вопросы.
1. Что такое клубочковая фильтрация?
2. Что собой представляет почечный фильтр ?
3. Какие силы обеспечивают обмен жидкости между кровью и тканями в микроциркуляторном русле?
4. Какие вещества проходят и какие не проходят через почечный фильтр в норме?
5. Каковы механизмы развития отеков при голодании и повышении проницаемости почечного фильтра?
Задача № 2.
В диагностической практике для оценки выделительной и метаболической функции почек мужчине 27 лет определили клиренс инулина. Данный показатель составил 130 мл/мин.
1.Что такое клиренс?
2. Какие вещества применяются для определения данного показателя ?
3. Какие вещества называются пороговыми ? (приведите примеры данных веществ).
4. Какие вещества называются безпороговыми ? (приведите примеры данных веществ).
5. Какой можно сделать вывод о скорости клубочковой фильтрации по полученным результатам у данного пациента?
Задача № 3
Основными органами выделения являются почки (выведения из организма конечных продуктов азотистого обмена и чужеродных веществ), структурной и функциональной единицей которых является нефроны.
Вопросы?
1. Какая структурно- функциональна организация данного элемента?
2. Где расположены и какова роль известных Вам типов нефронов?
3. Перечислите и опишите функциональное значение этапов мочеобразования .
4. Какой состав, механизм образования и количество первичной мочи?
5. Какой состав, механизм образования и количество вторичной мочи?
ОТВЕТ
Задача 1
1. Клубочковая фильтрация (КФ) представляет собой ультрафильтрацию воды и низкомолекулярных компонентов плазмы через клубочковый фильтр.
2. Почечный фильтр - барьер между кровью и первичной мочой состоит из: 1) фенестрированного эндотелия капилляров сосудистого клубочка; 2) толстой трехслойной базальной мембраны и 3) подоцитов - клеток внутреннего листка капсулы
3. Основной движущей силой, доставляющей тканям кровь и обеспечивающей продвижение интерстициальной жидкости и лимфы, является пропульсивная деятельность сердца. Структурной и функциональной единицей кровотока в мелких сосудах является сосудистый модуль-относительно обособленный в гемодинамическом отношении комплекс микрососудов, снабжающий кровью определенную клеточную популяцию органа.
4. Проходят через почечный фильтр:
-конечные продукты азотистого обмена и чужеродных
- избыток органических органических в-в(глюкоза,аминокислоты)
-производные ишемия белков
-продукты распада гемоглобина
Через почечный фильтр не проходят форменные элементы крови и вещества с молекулярной массой более 70 тыс. дальтон (lamina densa, гликокаликс, отрицательно заряженные ножки подоцитов).
В норме через почечный фильтр может проходить: гемоглобин, альбумин, лизоцим, РНКаза, трансферрин.
5.При голодании и повышении проницаемости почечного фильтра происходит снижение альбуминов в плазме крови.Это нарушает реабсорбцию жидкости в капиллярах
Задача 2
1.КЛИРЕНС (КОЭФФИЦИЕНТ ОЧИЩЕНИЯ) - это объём плазмы, который очищается от какого-либо вещества, проходя через почку за единицу времени
2.Инсулин,креатинин
3. ПОРОГОВЫЕ ВЕЩЕСТВА -глюкоза, аминокислоты - полностью реабсорбируются и выводятся с мочой только при их высоком содержании в крови.
4.БЕСПОРОГОВЫЕ ВЕЩЕСТВА-не реабсорбируются и выводятся с мочой при любой их концентрации в крови. Это метаболиты: креатинин, сульфаты, а также частично реабсорбирующиеся мочевина и мочевая кислота.
5.Превышает норму
Задача 3
1.Почечное тельце
2.Различают 3 типа нефронов:
1) суперфициальные (поверхностные) (20-30%), участвуют в фильтрации мочи;
2)интракортикальные (корковые) (60-70%), выполняя главную роль в фильтрации мочи;
3) юкстамедуллярные (10- 15 %). Их петли Генле самые длинные и основная их функция концентрирование мочи.
Большая часть нефронов расположена в корковом веществе почки.
3.I-й этап – образование первичной мочи происходит в почечных тельцах и заключается в фильтрации плазмы крови из капиллярной сети в просвет капсулы клубочка, II-й этап – образование вторичной мочи – обратное всасывание (реабсорбция) необходимых организму веществ в извитых и прямых канальцах почки, а также секрецию продуктов метаболизма эпителием в просвет собирательных трубочек, III-й этап – выведение вторичной мочи мочевыводящими органами.
4.Образование первичной мочи происходит в клубочке в результате фильтрации плазмы под воздействием фильтрационного давления.
Первичнаямочасодержитнебольшоеколичествобелка.
Объемпервичноймочиудетейвпервыемесяцыжизниневелик. Количество -180 л\сутки
5.Вторичная моча состоит из воды, солей, мочевины, мочевой кислоты, аммиака. Также там присутствуют фосфаты и сульфаты. Реабсорбция веществ из первичной мочи зависит от их концентрации в данное время.
Количество 1-1,5л
ТЕМА 2.21
Задача 1.
Вычислите дыхательный коэффициент при условии, что содержание О2 в выдыхаемом воздухе = 16%, СО2 = 4,03%, а состав вдыхаемого воздуха равен атмосферному. Сделайте заключение о характере окислительных процессов, если за 1 час он поглотил 35 л О2.
1. Дайте характеристику и классификацию методов непрямой биокалориметрии
2. Что такое дыхательный коэффициент? От чего зависит его величина при различных функциональных состояниях?
3. Рассчитайте его величину. Как может характеризовать окислительные процессы в организме?
4. Рассчитайте суточные энергозатраты данного пациента.
5. Оцените категорию труда данного пациента по его суточным энергозатратам
Ответ:
1. Непрямая биоколометрия основана на том, что источником энергии в организме человека являются окислительные процессы, при которых потребляется О2 и выделяется СО2.
Для исследования количества энергии в суточном рационе сжимают пищу в бомбе
Бертло, также используется газовый анализ Лавуазье.
2. Дыхательный коэффициент – это отношение объёма выделенного организмом углекислого газа к объёму поглощённого за это же время кислорода.
Его величина зависит от соотношения в окислении углеводов, жиров и белков.
3. ДК при окислении белков равен 0,8, жиров – 0,7, углеводов – 1. ДК показывает какие вещества окисляются в организме.
4. Рассчитать можно методом газового анализа:
*[О2]in=20,94%; [O2]ex=16%
*Δ(O2)=20,94%-16%=4,94%5% (0,5)
*МОД= 35л*1мин/60мин= 0,6л/мин
*Vo2=0,5*0,6=0,03л/мин
*[СО2]in=0,03%; [СО2]ex=4,03%
* Δ(СО2)=4,03%-0,03%=4% (0,4)
*Vсо2=0,4*0,6=0,24л/мин
*ДК=0,24/0,3=0,8
*КЭК= 4,8 ккал
*Q=1,44ккал/мин*60миин*24ч=2073ккал/сут.
5. Первая группа, работа сидя, умственный труд.
Задача 2.
У испытуемого изучали состояние энергетического обмена. В его рационе присутствовали: 58 г жира, 110 г белка и 380 г углеводов. С калом выделилось 8 г белка, с мочой – 20,64 г азота
1. С помощью какого метода биокалориметрии можно определить суточные энергозатраты?
2. Какой показатель необходимо использовать и чему он равен при окислении белков, жиров и углеводов?
3. Определите общее количество энергии, выделившееся в организме?
4. Дайте определение понятию азотистый баланс
5. Сделайте заключение о состоянии азотистого баланса на основании расчетного метода
Ответ:
1. Непрямая колометрия.
2. КЭК; углеводы – 5ккал/л; белки – 4,5ккал/л; жиры – 4,74ккал\л
3. Б+Ж+У= 1г белка=4ккал; 1г жира= 9ккал; 1г углевода=4ккал
58г*9+110г*4+380г*4=2482ккал
4. Азотистый баланс – это соответствие между количеством азота поглощённого органом и выделенном из него.
5. АБ=пб/6,25 – азот мочевины.
АБ=8г/6,25-20,64г= -19,36 (баланс отрицательный)
Задача 3
Как изменилась температура среды, если в состоянии покоя отдача тепла организмом за счет конвекции снизилась с 30%от общей теплоотдачи до 5%.Как изменились при этом остальные способы отдачи тепла?
1. перечислите механизмы терморегуляции.
2. какие физические способы отдачи тепла в организме?
3. какие физиологические механизмы теплоотдачи вам известны?
4. как влияет температура среды на распределение удельного веса различных способов и механизмов отдачи тепла?
5. с чем связано снижение удельного веса конвекции в общей теплоотдаче?
Ответ:
1. Химическая, физическая (излучение, проведение, конвекция, испарение).
2. Излучение, проведение, конвекция, испарение.
3. Смотреть п.№1-2.
4. У химической терморегуляции очень высокая эффективность; излучение до 60%, проведение до 15%, конвекция – 16%, испарение – 19%.
5. Т.к. конвекционный обмен связан с обменом не только энергии.
Задача 4
После интенсивной физической работы у испытуемого несколько изменился вес тела. Объясните: а) каковы возможные механизмы этого процесса? б) одинаково ли изменение веса тела работающего при температуре среды +20°С и +35°С?
1. что такое изотермия?
2. что такое сократительный термогенез?
3. какие физиологические механизмы участия мышц в терморегуляции?
4. какие возможные механизмы снижения веса тела при интенсивной физической работе?
5. почему изменение веса тела после интенсивной физической работы при комфортной и высокой температуре окружающей среды будут отличаться?
Ответ:
1. Изотермия – это относительное постоянство температуры тела.
2. Сократительный термогенез – непроизвольные мышечные сокращения (мелкие мышцы, жевательные), тонус мышц – поза лёжа, сидя, стоя, увеличивает теплопродукцию.
3. Произвольная активность локомоторного аппарата, холодовая мышечная дрожь, терморегуляционный тонус.
4. При интенсивной физической работе запас питательных веществ, переносимых с кровь, быстро заканчивается и организм начинает расходовать резерв жировых клеток.
5. При комфортной температуре – нагрузка на физиологические системы минимальны. При высокой температуре – за счёт испарения жидкости организм остоянно будет терять вес.
ТЕМА 2.22
Задача 1
Два спортсмена одного возраста имели на тренировке одинаковую нагрузку. У одного ЧСС повысилось с 65 до 110/мин, а у другого – с 65 до 80/мин. Сделайте заключение о результатах тренировки.
1. Объясните причину разных изменений ЧСС.
2. Какой вариант изменения ЧСС предпочтительнее? Почему? При каком условии изменения ЧСС будут примерно одинаковыми у обоих?
3. Предположите, как при этом у обоих спортсменов изменится частота и глубина дыхания, потоотделение, энерготраты?
4. Какие показатели при этом будут одинаковыми у обоих спортсменов?
Почему?
5. За счёт каких механизмов будут стабилизированы названные Вами показатели у одного и другого спортсменов?
Ответы
1. У второго спортсмена адаптация к физическим нагрузкам больше чем у первого.
2. Вариант ЧСС второго спортсмена, т.к. он более адаптирован; изменения могут быть примерно одинаковыми после того, как адаптируется первый спортсмен.
3. Частота и глубина дыхания, потоотделение, энерготраты у второго спортсмена будут ниже.
4. Никакие, т.к. они по-разному адаптированы.
5. За счёт механизмов развития адаптации.
Задача 2
В 80-е годы 20-го столетия в США были осуществлена масштабная научная программа, в ходе которой добровольцев изолировали на долгое время от общества в пещерах без доступа солнечного, лунного света. Обязательное условие – отсутствие всякого рода хронометров. Цель – изучение биоритмов человека.
Предположите, какие были получены результаты.
1. Какие бывают разновидности биоритмов? Приведите примеры.
2. Что такое биологические часы? Что измеряют биологические часы?