Файл: Привлечение и аккумулирование финансовых средств в социальнокультурной сфере.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
роль в развитии сотрудничества культуры и бизнеса - особенно на первых этапах, пока культура такого партнерства еще не сложилась. Роль эта заключается в создании условий, стимулирующих взаимодействие этих двух сфер.
Для бизнеса сотрудничество с культурой - не только эффективное средство рекламы, продвижения бренда или формирования имиджа. Контакт с людьми творческих профессий может стать катализатором творчества в решении деловых проблем. Развитие конкурентоспособного бизнеса требует сегодня не только знания технологии, но также фантазии и творческого подхода. Поэтому среди разнообразных форм спонсорства существуют и такие, которые предполагают помощь работников культуры в развитии креативности сотрудников компании или создании в ней творческой атмосферы (курсы актерского мастерства для сотрудников, выставки в офисных помещениях и т.д.).
Понятие «творческие индустрии» появилось в 1990-е гг. в Великобритании и быстро распространилось по всему миру. Сегодня развитие творческих индустрии является приоритетом в культурной политике многих стран, а также в деятельности таких международных организаций как Совет Европы и ЮНЕСКО.
Смысл его заключается в том, что культура становится не только затратной сферой, но и двигателем экономики. Инновационные коммерческие начинания, использующие культуру как ресурс, являются в ряде стран самым быстро растущим сектором экономики. Помимо традиционных культурных институтов, к творческим индустриям относят также дизайн, моду, издательское дело, звукозапись, мультимедиа технологии и т.д.18
Все эти области относятся к сфере коммерческой культуры и не воспринимаются в России ни как самостоятельный целостный сектор экономики, ни как предмет какой бы то ни было политики. Между тем, как показывает международный опыт, инновационная «творческая экономика» является сегодня альтернативой развитию тяжелой индустрии и сырьевой экономике, одним из магистральных направлений постиндустриального развития. Во многих европейских странах формой развития творческих индустрии становятся «творческие кластеры».
Идея состоит в том, что множество независимых небольших творческих компаний размещены компактно в определенном районе города, где благодаря этому создается своеобразная и весьма привлекательная творческая среда и необычная атмосфера. В частности, благодаря такому соседству, возникают условия для взаимодействия и сотрудничества между творческими предпринимателями. В некоторых городах эти «творческие кварталы», которые являются зоной не только творческого производства, но и потребления, уже соперничают по популярности с «официальным» городским центром.
Идея создания «творческих кластеров» пока не стала в России приоритетом государственной или муниципальной культурной политики. Однако в 2005 г. в Москве появилось несколько независимых коммерческих проектов, фактически, построенных по этому принципу: «Арт-Стрелка», «Фабрика», а также наиболее развитый на сегодняшний день центр дизайна «Art Play». Все они располагаются в бывших промышленных зданиях.
Проекты, направленные на продвижение идеи творческих индустрии в России, осуществлялись в 2003-05 гг. по инициативе Совета Европы и Еврокомиссии в С.-Петербурге, Москве, Архангельске, Петрозаводске, Самаре и Тольятти. В 2004 г. был создан Координационный совет по развитию творческих индустрии в России, в который вошли представители ряда независимых организаций и региональных администраций.19
Однако этот новый подход пока с трудом пробивает себе дорогу в российской ситуации, где культуру принято «защищать» от коммерции.
Впрочем, в 2005 г. российское правительство приняло решение о развитии в стране «технопарков». Чем это отличается от политики развития творческих индустрии и создания творческих кластеров?
Идея технопарков основана на технократическом понимании постиндустриального развития. В этом смысле творческие кластеры можно определить как «гуманитарные технопарки». Существенная разница заключается в том, что технопарки создаются «в чистом поле», на неосвоенных территориях и включают крупные научные и производственные предприятия, а творческие кластеры объединяют мелких предпринимателей и являются неотъемлемой частью городской среды. Если бы вера в волшебную силу искусства и культуры была сегодня столь же велика, как вера в возможности науки, было бы гораздо проще отстаивать необходимость политики развития творческих индустрии в России.
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫХ СРЕДСТВ В ФИНАНСИРОВАНИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
2.1 Источники финансирования некоммерческой деятельности
Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы в настоящее время являются:
Рассмотрим возможности поступления средств из привлеченных источников.
Среди поступлений от доноров, которые по разным расчетам составляют от 5 до 15 % доходов организаций, на первом месте - взносы коммерческих структур, на втором - от благотворительных организаций разного вида, на третьем - статистически мало значимые поступления от частных лип. Такая структура поступлений закономерна в стране, где нет еще среднего класса, уровень жизни населения остается крайне низким, а государство не поощряет благотворительность.20
В России одно из основных направлений фандрейзинга остается обращение за дополнительными средствами в государственные и муниципальные органы власти. Помимо финансирования подведомственных организаций культуры они, как правило, рас полагают финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержки инновационных проектов и программ, проведения общественно значимых фестивалей, конкурсов, информационной и инвестиционной деятельности. Эти средства концентрируются в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах развития культуры, искусства и (Кинематографии. Своевременное изучение этих программ, формирование и направление содержательно полноценной и экономически обоснованной заявки в эти органы является важным условием получения организацией дополнительных финансовых ресурсов.
Важную роль в финансировании НКО играют членские взносы. Так, в доходах Метрополитен музея членские взносы в 2007 г. составили 14% всех поступлении. Членские взносы как источник - финансирования сферы культуры ассоциированы с деятельностью благотворительной организации, действующей на базе организации культуры. Чаще всего это общество или клуб друзей. Целями таких обществ (клубов) друзей являются вовлечение физических и юридических лиц в деятельность организации культуры, а
также привлечение финансовых средств через систему членских взносов.21
В зависимости от типов участников выделяются два вида членства -индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида - годовое, срочное (5, 10, 15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы денежного вклада выделяются категории простых и привилегированных членов, доноров, покровителей и др.
Различные категории членства дают разные преимущества вкладчикам. Прежде всего, члены имеют право на бесплатное или льготное посещение выставок, концертов, специальных мероприятий, закрытых встреч и юбилейных вечеров. Вместе с тем, члены общества постоянно получают новости из жизни организации культуры через присылаемые журналы, информационные бюллетени, приглашения, а также имеют скидки на ее печатную и сувенирную продукцию.
Кроме того, привилегированные члены, доноры и покровители могут принимать непосредственное участие в управлении обществом друзей. Они получают право голоса на Совете общества, глазном органе управления благотворительной организации, наравне с персоналом организации культуры. На заседаниях Совета, которые проходят несколько раз в год, члены участвуют в рассмотрении задач и направлений деятельности общества, утверждении бюджета расходов и доходов, а также в анализе результатов работы организации.
Таким образом, популярность системы членства можно объяснить тем, что она является своеобразной формой участия в деятельности организации культуры и предусматривает большое число привилегий для вкладчиков.
На сегодняшний день в России примерами обществ друзей являются Клубы Друзей Государственного Эрмитажа, Русского Музея, Мариинского Театра, Московского Художественного Академического Театра и др. Например, в Клуб Друзей Эрмитажа, объединяющий такие крупные коммерческие компании, как Кока Кола, Самсунг Электронике, ИБМ, БалтОНЭКСИМ Банк, ИНГОССТРАХ и др., может вступить как физическое, так и юридическое лицо. Для физических лиц существуют четыре категории членства. Каждый человек, внесший 100, 200, 500 амер. долл. и выше, вправе считаться простым или привилегированным членом Клуба Друзей Эрмитажа. Для юридических лиц разработано большее число категорий членства, которые значительно отличаются по суммам - от 2000 до 100000 амер. долл. и выше. Предприятия и организации могут стать простыми и почетными корпоративными членами, рядовыми и официальными спонсорами или покровителями Эрмитажа.
22
Все взносы в Клуб Друзей носят целевой характер. Другими словами, сам вкладчик определяет направления расходования средств, например, на
реставрацию музейных помещений, экспонатов, образовательные программы и т.д. Со своей стороны, музей предоставляет своим членам ряд привилегий. Так, все юридические лица получают Почетный Диплом "Коллективного Члена Клуба Друзей Эрмитажа", а для руководителей компании выдаются персональные карточки, дающие право на бесплатное посещение музея и участие в клубных мероприятий. Кроме того, названия организаций, внесших значительные благотворительные средства, включаются в список "Спонсоры и благотворители Государственного Эрмитажа" в годовом отчете, выставочных каталогах музея и средствах массовой информации, а также заносятся на Доску Почетных Спонсоров Эрмитажа. Официальным спонсорам и покровителям музея предоставляется приоритетное право на проведение корпоративных мероприятий в стенах Эрмитажа и участие руководителей компаний в Совете Клуба Друзей. Для индивидуальных членов привилегии ограничиваются получением персональной карточки и регулярной информации об открытиях выставок, проведении концертов и клубных мероприятий.
В целом, согласно структуре доходов российских учреждений культуры, доля членских взносов в их бюджетах остается достаточно низкой по сравнению с американскими организациями. Так, членские взносы Государственного Эрмитажа составляют 2% от общих доходов, тогда как в Метрополитен Музее - 14% .
Среди привлеченных источников финансирования особое место занимают заемные средства. В качестве заемных источников финансирования выступают кредиты банков, финансовых институтов, международных организаций и др.
Отдельное место в системе заемного финансирования занимают не облагаемые налогом муниципальные облигации, обычно называемые мунисами (munis). Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности некоммерческих организаций муниципальными органами власти и собственно некоммерческими организациями. За рубежом существует несколько типов мунисов. В зависимости от сроков выделяют краткосрочные и долгосрочные мунисы. Краткосрочные муниципальные векселя используются в основном для преодоления временных денежных затруднений некоммерческих организаций, тогда как долгосрочные муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов некоммерческих организаций. Кроме того, в зависимости от видов обеспечения существует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией республиканских или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми поступлениями данного уровня. Специальные налоговые облигации, выплаты по которым гарантируются с помощью отдельных налогов, и муниципальные доходные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организации.
Для бизнеса сотрудничество с культурой - не только эффективное средство рекламы, продвижения бренда или формирования имиджа. Контакт с людьми творческих профессий может стать катализатором творчества в решении деловых проблем. Развитие конкурентоспособного бизнеса требует сегодня не только знания технологии, но также фантазии и творческого подхода. Поэтому среди разнообразных форм спонсорства существуют и такие, которые предполагают помощь работников культуры в развитии креативности сотрудников компании или создании в ней творческой атмосферы (курсы актерского мастерства для сотрудников, выставки в офисных помещениях и т.д.).
Понятие «творческие индустрии» появилось в 1990-е гг. в Великобритании и быстро распространилось по всему миру. Сегодня развитие творческих индустрии является приоритетом в культурной политике многих стран, а также в деятельности таких международных организаций как Совет Европы и ЮНЕСКО.
Смысл его заключается в том, что культура становится не только затратной сферой, но и двигателем экономики. Инновационные коммерческие начинания, использующие культуру как ресурс, являются в ряде стран самым быстро растущим сектором экономики. Помимо традиционных культурных институтов, к творческим индустриям относят также дизайн, моду, издательское дело, звукозапись, мультимедиа технологии и т.д.18
Все эти области относятся к сфере коммерческой культуры и не воспринимаются в России ни как самостоятельный целостный сектор экономики, ни как предмет какой бы то ни было политики. Между тем, как показывает международный опыт, инновационная «творческая экономика» является сегодня альтернативой развитию тяжелой индустрии и сырьевой экономике, одним из магистральных направлений постиндустриального развития. Во многих европейских странах формой развития творческих индустрии становятся «творческие кластеры».
Идея состоит в том, что множество независимых небольших творческих компаний размещены компактно в определенном районе города, где благодаря этому создается своеобразная и весьма привлекательная творческая среда и необычная атмосфера. В частности, благодаря такому соседству, возникают условия для взаимодействия и сотрудничества между творческими предпринимателями. В некоторых городах эти «творческие кварталы», которые являются зоной не только творческого производства, но и потребления, уже соперничают по популярности с «официальным» городским центром.
Идея создания «творческих кластеров» пока не стала в России приоритетом государственной или муниципальной культурной политики. Однако в 2005 г. в Москве появилось несколько независимых коммерческих проектов, фактически, построенных по этому принципу: «Арт-Стрелка», «Фабрика», а также наиболее развитый на сегодняшний день центр дизайна «Art Play». Все они располагаются в бывших промышленных зданиях.
Проекты, направленные на продвижение идеи творческих индустрии в России, осуществлялись в 2003-05 гг. по инициативе Совета Европы и Еврокомиссии в С.-Петербурге, Москве, Архангельске, Петрозаводске, Самаре и Тольятти. В 2004 г. был создан Координационный совет по развитию творческих индустрии в России, в который вошли представители ряда независимых организаций и региональных администраций.19
Однако этот новый подход пока с трудом пробивает себе дорогу в российской ситуации, где культуру принято «защищать» от коммерции.
Впрочем, в 2005 г. российское правительство приняло решение о развитии в стране «технопарков». Чем это отличается от политики развития творческих индустрии и создания творческих кластеров?
Идея технопарков основана на технократическом понимании постиндустриального развития. В этом смысле творческие кластеры можно определить как «гуманитарные технопарки». Существенная разница заключается в том, что технопарки создаются «в чистом поле», на неосвоенных территориях и включают крупные научные и производственные предприятия, а творческие кластеры объединяют мелких предпринимателей и являются неотъемлемой частью городской среды. Если бы вера в волшебную силу искусства и культуры была сегодня столь же велика, как вера в возможности науки, было бы гораздо проще отстаивать необходимость политики развития творческих индустрии в России.
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫХ СРЕДСТВ В ФИНАНСИРОВАНИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
2.1 Источники финансирования некоммерческой деятельности
Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы в настоящее время являются:
-
бюджетные и иные поступления от учредителей; -
доходы от платных форм деятельности;
-
платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; -
добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям;
-
кредиты банков;
-
другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности.
Рассмотрим возможности поступления средств из привлеченных источников.
Среди поступлений от доноров, которые по разным расчетам составляют от 5 до 15 % доходов организаций, на первом месте - взносы коммерческих структур, на втором - от благотворительных организаций разного вида, на третьем - статистически мало значимые поступления от частных лип. Такая структура поступлений закономерна в стране, где нет еще среднего класса, уровень жизни населения остается крайне низким, а государство не поощряет благотворительность.20
В России одно из основных направлений фандрейзинга остается обращение за дополнительными средствами в государственные и муниципальные органы власти. Помимо финансирования подведомственных организаций культуры они, как правило, рас полагают финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержки инновационных проектов и программ, проведения общественно значимых фестивалей, конкурсов, информационной и инвестиционной деятельности. Эти средства концентрируются в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах развития культуры, искусства и (Кинематографии. Своевременное изучение этих программ, формирование и направление содержательно полноценной и экономически обоснованной заявки в эти органы является важным условием получения организацией дополнительных финансовых ресурсов.
Важную роль в финансировании НКО играют членские взносы. Так, в доходах Метрополитен музея членские взносы в 2007 г. составили 14% всех поступлении. Членские взносы как источник - финансирования сферы культуры ассоциированы с деятельностью благотворительной организации, действующей на базе организации культуры. Чаще всего это общество или клуб друзей. Целями таких обществ (клубов) друзей являются вовлечение физических и юридических лиц в деятельность организации культуры, а
также привлечение финансовых средств через систему членских взносов.21
В зависимости от типов участников выделяются два вида членства -индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида - годовое, срочное (5, 10, 15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы денежного вклада выделяются категории простых и привилегированных членов, доноров, покровителей и др.
Различные категории членства дают разные преимущества вкладчикам. Прежде всего, члены имеют право на бесплатное или льготное посещение выставок, концертов, специальных мероприятий, закрытых встреч и юбилейных вечеров. Вместе с тем, члены общества постоянно получают новости из жизни организации культуры через присылаемые журналы, информационные бюллетени, приглашения, а также имеют скидки на ее печатную и сувенирную продукцию.
Кроме того, привилегированные члены, доноры и покровители могут принимать непосредственное участие в управлении обществом друзей. Они получают право голоса на Совете общества, глазном органе управления благотворительной организации, наравне с персоналом организации культуры. На заседаниях Совета, которые проходят несколько раз в год, члены участвуют в рассмотрении задач и направлений деятельности общества, утверждении бюджета расходов и доходов, а также в анализе результатов работы организации.
Таким образом, популярность системы членства можно объяснить тем, что она является своеобразной формой участия в деятельности организации культуры и предусматривает большое число привилегий для вкладчиков.
На сегодняшний день в России примерами обществ друзей являются Клубы Друзей Государственного Эрмитажа, Русского Музея, Мариинского Театра, Московского Художественного Академического Театра и др. Например, в Клуб Друзей Эрмитажа, объединяющий такие крупные коммерческие компании, как Кока Кола, Самсунг Электронике, ИБМ, БалтОНЭКСИМ Банк, ИНГОССТРАХ и др., может вступить как физическое, так и юридическое лицо. Для физических лиц существуют четыре категории членства. Каждый человек, внесший 100, 200, 500 амер. долл. и выше, вправе считаться простым или привилегированным членом Клуба Друзей Эрмитажа. Для юридических лиц разработано большее число категорий членства, которые значительно отличаются по суммам - от 2000 до 100000 амер. долл. и выше. Предприятия и организации могут стать простыми и почетными корпоративными членами, рядовыми и официальными спонсорами или покровителями Эрмитажа.
22
Все взносы в Клуб Друзей носят целевой характер. Другими словами, сам вкладчик определяет направления расходования средств, например, на
реставрацию музейных помещений, экспонатов, образовательные программы и т.д. Со своей стороны, музей предоставляет своим членам ряд привилегий. Так, все юридические лица получают Почетный Диплом "Коллективного Члена Клуба Друзей Эрмитажа", а для руководителей компании выдаются персональные карточки, дающие право на бесплатное посещение музея и участие в клубных мероприятий. Кроме того, названия организаций, внесших значительные благотворительные средства, включаются в список "Спонсоры и благотворители Государственного Эрмитажа" в годовом отчете, выставочных каталогах музея и средствах массовой информации, а также заносятся на Доску Почетных Спонсоров Эрмитажа. Официальным спонсорам и покровителям музея предоставляется приоритетное право на проведение корпоративных мероприятий в стенах Эрмитажа и участие руководителей компаний в Совете Клуба Друзей. Для индивидуальных членов привилегии ограничиваются получением персональной карточки и регулярной информации об открытиях выставок, проведении концертов и клубных мероприятий.
В целом, согласно структуре доходов российских учреждений культуры, доля членских взносов в их бюджетах остается достаточно низкой по сравнению с американскими организациями. Так, членские взносы Государственного Эрмитажа составляют 2% от общих доходов, тогда как в Метрополитен Музее - 14% .
Среди привлеченных источников финансирования особое место занимают заемные средства. В качестве заемных источников финансирования выступают кредиты банков, финансовых институтов, международных организаций и др.
Отдельное место в системе заемного финансирования занимают не облагаемые налогом муниципальные облигации, обычно называемые мунисами (munis). Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности некоммерческих организаций муниципальными органами власти и собственно некоммерческими организациями. За рубежом существует несколько типов мунисов. В зависимости от сроков выделяют краткосрочные и долгосрочные мунисы. Краткосрочные муниципальные векселя используются в основном для преодоления временных денежных затруднений некоммерческих организаций, тогда как долгосрочные муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов некоммерческих организаций. Кроме того, в зависимости от видов обеспечения существует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией республиканских или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми поступлениями данного уровня. Специальные налоговые облигации, выплаты по которым гарантируются с помощью отдельных налогов, и муниципальные доходные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организации.