ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 700
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Сорока
Чудесное раннее утро. На лесной полянке группа куропаток. К ним медленно ползёт рысь. А куропатки корм ищут и не чувствуют опасность. Подлетела к птицам сорока. Интересно ей, что это курочки клюют. Чует, хрустнуло в кустах. Взлетела сорока на верхушку сосны. Зорко осмотрела окрестности. Заметила хищницу. Яростно затрещала сорока. Куры услыхали, поняли вестника. На крыло поднялись. Рысь резко прыгнула
к птицам. Но никого не ухватила.
По Е. Чарушину
(Самопроверка.)
III. Подведение итогов урока
— Написание каких слов вызвало затруднения?
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цель:формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
— Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
— В каких частях слова могут быть орфограммы?
— Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
— А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Наблюдения над ролью приставок в словах
— Прочитайте текст.
Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.
— Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)
— Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)
— Как найти приставку в слове?
Упр. 239 (с. 124).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте приставки.
— Прочитайте суффиксы.
— Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.
- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс.)
Упр. 240 (с. 124).
- Прочитайте.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 242 (с. 125).
- Прочитайте пары слов.
- Какой суффикс у слов первой группы?
(-ек.)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Исчезает гласный звук.)
- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Гласный звук не исчезает.)
- Сформулируйте правило.
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
- Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 243(с. 126).
(Работа в парах. Проверка.)
VI. Рефлексия
- Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.
..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.
Замоч..к, ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.
- Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
- Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 241 (с. 125).
Дополнительный материал
Чудесные превращения
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каждому делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга не похожи, то и слова у них получались разные. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ещё больше — великанищем. Впрочем, у каждого суффикса немало историй. Вот послушайте.
Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.
Один раз, когда е опять убежал, учитель — суффикс -тель — решил с того дня считать е в суффиксе -ек беглым гласным.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек — замочка, замочку; платочек — платочка, платочку.
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цель:
развивать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ок, -еньк и -оньк.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте свои рассказы о растениях.
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку.)
Дубочек, слоник, носочек, карандашик, домик, ручеёк, садик, столик.
— Выделите в словах суффиксы.
— Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда –ик-?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Жуч..к, стульч..к, Маш..нька.
— В какой части слов находятся орфограммы?
— Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 244 (с. 126).
— Прочитайте. Это текст? Почему?
— Составьте предложения из слов.
— Какой заголовок можно подобрать к тексту?
— Запишите текст.
— Назовите слова, в которых есть суффикс -ик. (Дождик, ёжик, зайчик.)
— Когда в словах пишется суффикс -ек?
— А в каких словах -ик — это часть корня? (Рябчик, зяблик.)
Упр. 245(с. 127).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Письмо по памяти. Выполнение задания.)
— Что вы заметили? (Во всех словах ударение падает на суффикс -ок.)
— А после каких букв стоит этот суффикс?
— Сформулируйте правило.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Расскажите о правописании суффикса -ок.
— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 246(с. 127).
— Прочитайте.
— Образуйте слова по образцу. Запишите.
— Выполните задания.
— Прочитайте пары слов, назовите корни. Что вы заметили? (В корнях слов каждой пары чередуются согласные звуки.)
— Назовите суффиксы в словах.
- Как пишется суффикс -ок?
Упр. 248(с. 128).
— Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделенных слов. (Разгулялась — дала себе волю, начала действовать без ограничений. Принакрылась— накрылась, но не полностью (неполнота действия).)
— Пользуясь памяткой 6 на с. 146-147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
— Прочитайте слова с приставками, назовите их.
— Назовите слово с двумя приставками. (Принакрылась.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Подберите пять слов с суффиксом -ок.
— Расскажите о правописании слов с этим суффиксом.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 247 (с. 128).
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цель:отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку.)
Вытащил, наварил, осветил, зашил, вылепил, прокричал, покачал, напилил, допустил, заплясал, посмотрел, покраснел.
Облетел, слетел, подпрыгнул, надписал, отводил, открыл, сделал, обвязал, вписал, сбил, сдал, сшил.
— Выделите в словах приставки. Подчеркните гласные и согласные в приставках, безударные гласные в корне.
IV. Самоопределение к деятельности
— Выпишите глаголы с приставками.
А потом
Ты покатился и назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
С. Маршак
— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите приставки.
— Как пишутся приставки? Зависит ли написание приставок от произношения? (Приставки всегда пишутся одинаково.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 249 (с. 128).
— Прочитайте. Сравните приставки в каждой паре слов.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте глаголы и назовите приставки.
— Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.
Упр. 250 (с. 129).
— Прочитайте. Объясните, по какому признаку приставки объединили в группы.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте глаголы, которые вы записали, и назовите приставки.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Упр. 252 (с. 129).
— Рассмотрите рисунки. Чем занимаются ребята?
— Какой текст можно составить по этим рисункам?
— О чём или о ком будет этот текст?
— Какой заголовок подойдёт к тексту?
— Составьте текст.
(Проверка. Несколько учеников зачитывают свои рассказы.)
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Сорока
Чудесное раннее утро. На лесной полянке группа куропаток. К ним медленно ползёт рысь. А куропатки корм ищут и не чувствуют опасность. Подлетела к птицам сорока. Интересно ей, что это курочки клюют. Чует, хрустнуло в кустах. Взлетела сорока на верхушку сосны. Зорко осмотрела окрестности. Заметила хищницу. Яростно затрещала сорока. Куры услыхали, поняли вестника. На крыло поднялись. Рысь резко прыгнула
к птицам. Но никого не ухватила.
По Е. Чарушину
(Самопроверка.)
III. Подведение итогов урока
— Написание каких слов вызвало затруднения?
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цель:формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
— Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
— В каких частях слова могут быть орфограммы?
— Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
— А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Наблюдения над ролью приставок в словах
— Прочитайте текст.
Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.
— Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)
— Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)
— Как найти приставку в слове?
-
Работа по учебнику
Упр. 239 (с. 124).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте приставки.
— Прочитайте суффиксы.
— Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.
- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс.)
Упр. 240 (с. 124).
- Прочитайте.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 242 (с. 125).
- Прочитайте пары слов.
- Какой суффикс у слов первой группы?
(-ек.)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Исчезает гласный звук.)
- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Гласный звук не исчезает.)
- Сформулируйте правило.
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
- Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 243(с. 126).
(Работа в парах. Проверка.)
VI. Рефлексия
- Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.
..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.
Замоч..к, ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.
- Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
- Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 241 (с. 125).
Дополнительный материал
Чудесные превращения
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каждому делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга не похожи, то и слова у них получались разные. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ещё больше — великанищем. Впрочем, у каждого суффикса немало историй. Вот послушайте.
Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.
Один раз, когда е опять убежал, учитель — суффикс -тель — решил с того дня считать е в суффиксе -ек беглым гласным.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек — замочка, замочку; платочек — платочка, платочку.
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цель:
развивать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ок, -еньк и -оньк.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте свои рассказы о растениях.
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку.)
Дубочек, слоник, носочек, карандашик, домик, ручеёк, садик, столик.
— Выделите в словах суффиксы.
— Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда –ик-?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Жуч..к, стульч..к, Маш..нька.
— В какой части слов находятся орфограммы?
— Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 244 (с. 126).
— Прочитайте. Это текст? Почему?
— Составьте предложения из слов.
— Какой заголовок можно подобрать к тексту?
— Запишите текст.
— Назовите слова, в которых есть суффикс -ик. (Дождик, ёжик, зайчик.)
— Когда в словах пишется суффикс -ек?
— А в каких словах -ик — это часть корня? (Рябчик, зяблик.)
Упр. 245(с. 127).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Письмо по памяти. Выполнение задания.)
— Что вы заметили? (Во всех словах ударение падает на суффикс -ок.)
— А после каких букв стоит этот суффикс?
— Сформулируйте правило.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Расскажите о правописании суффикса -ок.
— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 246(с. 127).
— Прочитайте.
— Образуйте слова по образцу. Запишите.
— Выполните задания.
— Прочитайте пары слов, назовите корни. Что вы заметили? (В корнях слов каждой пары чередуются согласные звуки.)
— Назовите суффиксы в словах.
- Как пишется суффикс -ок?
Упр. 248(с. 128).
— Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделенных слов. (Разгулялась — дала себе волю, начала действовать без ограничений. Принакрылась— накрылась, но не полностью (неполнота действия).)
— Пользуясь памяткой 6 на с. 146-147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
— Прочитайте слова с приставками, назовите их.
— Назовите слово с двумя приставками. (Принакрылась.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Подберите пять слов с суффиксом -ок.
— Расскажите о правописании слов с этим суффиксом.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 247 (с. 128).
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цель:отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку.)
Вытащил, наварил, осветил, зашил, вылепил, прокричал, покачал, напилил, допустил, заплясал, посмотрел, покраснел.
Облетел, слетел, подпрыгнул, надписал, отводил, открыл, сделал, обвязал, вписал, сбил, сдал, сшил.
— Выделите в словах приставки. Подчеркните гласные и согласные в приставках, безударные гласные в корне.
IV. Самоопределение к деятельности
— Выпишите глаголы с приставками.
А потом
Ты покатился и назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
С. Маршак
— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите приставки.
— Как пишутся приставки? Зависит ли написание приставок от произношения? (Приставки всегда пишутся одинаково.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 249 (с. 128).
— Прочитайте. Сравните приставки в каждой паре слов.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте глаголы и назовите приставки.
— Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.
Упр. 250 (с. 129).
— Прочитайте. Объясните, по какому признаку приставки объединили в группы.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте глаголы, которые вы записали, и назовите приставки.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 252 (с. 129).
— Рассмотрите рисунки. Чем занимаются ребята?
— Какой текст можно составить по этим рисункам?
— О чём или о ком будет этот текст?
— Какой заголовок подойдёт к тексту?
— Составьте текст.
(Проверка. Несколько учеников зачитывают свои рассказы.)