ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 703
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Составление предложений
- Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. Допишите подходящие по смыслу приставки, вставьте пропущенные буквы. Приставки выделите.
1) тучи, солнце, ..крывают, тяжёлые
2) с, м..розит, утра, позднего, до, вечера
3) поля, ..крыты, и, луга, снегом
VIII. Рефлексия
- Прочитайте. Назовите приставки. Объясните разницу в значении слов.
1) Подбежал - побежал, пошёл - подошёл, подвёл - повёл, подстроил — построил, поддержал — подержал, подкрутил — покрутил.
2) Написал - надписал, настроил - надстроил, наставил - надставил, нарвал — надорвал, нарезал — надрезал.
- Что надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в приставке?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
- Чьи тексты вам больше всего понравились? Почему?
Домашнее задание
Упр. 251 (с. 129).
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цели: отрабатывать навыки правописания приставок и суффиксов; развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте первую группу слов. Назовите корень и пропущенные буквы в приставках.
- Какие глаголы вы образовали?
- Прочитайте вторую группу слов. Назовите корень и пропущенные буквы в приставках.
- Какие глаголы вы образовали?
— Прочитайте третью группу слов. Назовите корень и пропущенные буквы в приставках.
— Какие глаголы вы образовали?
- Что надо знать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в приставке? (Приставки пишутся всегда одинаково.)
III. Актуализация знаний
- От данных слов с помощью приставок образуйте однокоренные слова с противоположным значением. Запишите по образцу. Приставки выделите.
Образец: входить — выходить.
Открыть, зацвести, прибежать, вышел, налил, внести, уехать, прицепить.
IV. Самоопределение к деятельности
— От данных слов образуйте слова с приставками за-, на-, над- и запишите их. Подчеркните букву а в приставках.
Бросил, чертил, рисовал, шил, вязал, стучал, нёс, болел, вертел, думал, крыл, тянул, пил, пустил.
- Что надо знать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в приставке? (Приставки пишутся всегда одинаково.)
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 253 (с. 130).
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Выполните задания.
— Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание.
Упр. 254 (с. 130).
— Прочитайте.
— Найдите слова с орфограммами. В какой части слова они находятся?
- Объясните написание этих слов.
- Пользуясь памяткой 6 на с. 146-147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 256 (с. 131).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Текст-описание.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите слова с орфограммами. Объясните их написание.
— Назовите приставки в словах.
2. Упражнения в написании приставок
— От данных слов образуйте однокоренные слова с приставками под-, от-, с- и запишите их. Выделите приставки и корни, подчеркните согласные в приставках.
Образец: рубить - подрубить, отрубить, срубить.
Бежать, смотреть, крутить, прыгнуть, светить, копать, чистить, лететь, толкнуть.
— От данных слов образуйте однокоренные слова с приставками о- (об-), за-, по-, до-, вы-, у- и запишите их. Выделите приставки и корни, подчеркните гласные в приставках.
Образец: бегать — оббегать, забегать, побегать, добегать, выбегать, убегать.
Чистить, катить, зеленеть, желтеть, сажать, краснеть, дарить.
VIII. Рефлексия
— Выпишите слова с приставками.
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
А. Пушкин
— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)
— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите приставки.
(Учащиеся по цепочке читают слова и называют приставки.)
— Что надо знать о приставках и суффиксах, чтобы правильно их написать?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 255 (с. 130).
Тема: Правописание приставок и предлогов
Цель:формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова. В каких частях слов пропущены буквы? Объясните написание слов.
— Найдите название растения. Объясните образование этого слова. (Подснежник. Образовано от слова снег с помощью приставки под-и суффикса -ник.)
III. Актуализация знаний
— Выпишите слова с приставками. Приставки выделите.
Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите, раскройте скобки. Русый заяц (по)бежал (по)полю.
— Как нужно написать по со словом бежал? (Слитно.)
— Докажите. (Это приставка. Приставки пишутся слитно со словами.)
— Как нужно написать по со словом полю ? (Раздельно.)
— Докажите. (Это предлог. Предлоги пишутся раздельно с другими словами.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 257 (с. 131).
— Прочитайте. Какие словосочетания можно составить?
— Выполните задания.
— Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.
— Назовите приставки и предлоги.
— Сравните приставки и предлоги в каждом словосочетании. Что вы заметили?
— Какую роль играет приставка в слове? (Придаёт слову новое значение.)
— Какую роль играет предлог? (Служит для связи слов.) Упр. 258 (с. 131).
(Работа в парах. Проверка.)
— Что у вас получилось? (За ушко да на солнышко.)
— Объясните смысл этой поговорки.
— Назовите предлоги.
— Как пишутся предлоги?
— Прочитайте сведения о языке на с. 132.
— Что такое приставка?
— Как пишутся приставки?
— Что такое предлог?
— Как пишутся предлоги?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 259 (с. 132).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения. Назовите приставки и предлоги.
— Как пишутся приставки?
— Как пишутся предлоги?
2. Упражнение в правописании приставок и предлогов
— Спишите. Подчеркните предлоги, выделите приставки.
1) Лодка (от)плыла (от)берега. 2) Мальчик (на)шёл (на)дороге монетку. Ц Солнце (за)шло (за)тучу. 4) Всадник (с)лез (с)коня. 5) (По)дорожкам сада (по)бежали мутные ручейки. 6) (До)лагеря мы (до)брались только ночью. 7) Весной (с)брасывают снег (с)крыш. 8) Коля (за)шёл (за)своим другом.
VIII. Рефлексия
— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлоги, выделите приставки.
1) Воробей забился под... крышу. 2) Ваза сделана из... стекла. 3) Машина подъехала к ... дому. 4) Лось спрятался за ... дерево. 5) Грачи разгуливали по ... аллее. 6) Ребёнок отдёрнул руку от ... сковородки. 7) В ... сторожку вбежал лохматый пёс.
Слова для справок: черепичная, синее, кирпичный, ветвистое, липовая, горячая, лесная.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как отличить предлог от приставки?
Домашнее задание
Упр. 260 (с. 132).
Тема: Правописание приставок и предлогов
Цель:развивать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение.
— Какие слова произносятся одинаково? Что они обозначают?
— Назовите предлоги и приставки. Обоснуйте.
— Что такое приставка? Для чего она служит?
— Что такое предлог? Для чего он служит?
III. Актуализация знаний
1. Словарный диктант
Грамм, килограмм, аккуратно, аккуратный, коллектив, коллекция, интересный, интересно, чувство, лестница, пороша, берег.
2. Индивидуальная работа
— От данных слов образуйте однокоренные слова с приставками и запишите их. Приставки выделите.
Бегать, летать, писать.
3. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 7, с. 28-31)
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.
(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по) дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во) двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.
— Как отличить предлог от приставки? {Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно поставить другое слово.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 261 (с. 133).
— Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значение. (Примерный ответ. Как с неба (с луны) свалился — неожиданно; покраснеть до ушей — стало стыдно; сгорать от стыда — покраснеть; как воды в рот набрал — молчит; язык развязался — много разговаривать; в час по чайной ложке — медленно; оставляет желать лучшего — недостаточно хорошо, не соответствует определённым требованиям; зарубить на носу — запомнить.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите приставки и предлоги.
— Прочитайте предложение, которое вы составили.
2. Работа со словом из словаря