ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 705
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Какие части речи не являются членами предложения?
Упр.5 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
- Прочитайте первое предложение. Назовите часть речи каждого слова.
Упр. 6 (с. 6).
- Прочитайте текст.
- Назовите тему текста. (Берёза.)
- Назовите главную мысль текста. (Берёза боролась не только за свою жизнь, но и за жизнь маленьких грачат.)
- Составьте план текста.
Примерный план
1. Грачиное гнездо на берёзе.
2. Сильная буря.
3. Берёза устояла.
4. Всё кончилось хорошо.
- Объясните написание слов с орфограммами.
- Запишите текст по памяти по частям.
VI. Рефлексия
(Работа в парах.)
- Запишите названия частей речи, которые вы уже знаете. К каждой части речи подберите по два примера.
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
- Как определить часть речи?
Домашнее задание
Упр. 7 (с. 6).
Тема: Имя существительное и его роль в речи
Цель:познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников зачитывают свои рассказы.)
— Какие части речи вы употребили в тексте?
III. Актуализация знаний
— Выпишите из текста имена существительные.
Праздник леса
Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.
— Чем отличается имя существительное от других частей речи?
IV. Самоопределение к деятельности
Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.
— О какой части речи говорится в стихотворении?
— Сформулируйте тему урока.
— Прочитайте на с. 7, чему мы будем учиться.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 8).
— Прочитайте стихотворение.
— О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?
— Найдите в тексте имена существительные. Назовите их.
— Какую роль они выполняют?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое имя существительное?
— Что обозначают имена существительные?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 9 (с. 9).
— Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите.
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?
— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Он в прибрежном океане Туч касается крылом. Развернётся над лугами, Отливает серебром. (Самолёт.)
— Найдите слово самолёт в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Что вы можете сказать об этом слове? (Это сложное слово.)
— Из каких корней состоит это слово?
— Составьте предложение со словом самолёт, запишите.
— Запомните написание этого слова.
-
Работа по учебнику
Упр. 10 (с. 9).
— Прочитайте слова.
— Сколько значений имеют эти слова?
— Значения каких слов вы можете объяснить?
— Прочитайте значения слов шахматы и журавль.
— К какой части речи относятся эти слова?
— Выполните письменное задание к упражнению.
VIII. Рефлексия
— Разделите слова на две группы.
Рассказ, лошадь, топор, квартира, собака, деревня, воробей, мальчик, магазин.
— По какому признаку вы разделили слова на группы? (Одни отвечают на вопрос кто?,другие — на вопрос что?)
— Что называется именем существительным?
— Приведите примеры имён существительных. Что обозначает каждое из них?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 11 (с. 10).
Тема: Значение и употребление имён существительных в речи
Цель: развивать умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов, назовите части речи.
— Докажите, что это однокоренные слова.
— Назовите орфограммы в словах.
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш.)
Стукнешь о стенку —
А я отскочу.
Бросишь на землю —
А я подскочу.
Я из ладони
В ладони лечу —
Смирно лежать
Я никак не хочу! (Мяч.)
Что за чудо? Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила. (Гроза.)
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка.)
По реке плывёт бревно —
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит... (крокодил).
— Разделите слова-отгадки на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Запишите пять слов, отвечающих на вопрос кто ?, и пять слов, отвечающих на вопрос что?
— Что такое имя существительное?
— Что могут обозначать имена существительные?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр.12 (с. 10).
— Прочитайте.
— Каким словом можно заменить словосочетание классная комната! (Класс.)
— Посмотрите вокруг себя. Что вы видите в классе?
— Составьте об этом рассказ.
(Несколько учеников рассказывают свои тексты.)
— Запишите свои рассказы. (Проверка.)
2. Работа со словом из словаря
— Какое новое слово вы использовали в своём рассказе? (Комната.)
— Найдите слово комната в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом комната, запишите.
— Запомните написание этого слова.
-
Работа по учебнику
Упр. 13 (с. 10).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Какие существительные отвечают на вопрос кто ?
— Какие существительные отвечают на вопрос что?
— На какие вопросы отвечают остальные имена существительные?
— Измените их так, чтобы они отвечали на вопросы кто ? или что. Смотрите образец.
— На какие вопросы могут отвечать имена существительные?
— Прочитайте сведения о языке на с. 11.
— Что такое начальная форма имени существительного?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр.14 (с. 11).
— Прочитайте словосочетания.
— Назовите часть речи каждого слова в словосочетаниях. Докажите.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся читают словосочетания с вопросами.)
— Из чего могут состоять вопросы?
2. Запись под диктовку
Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце.
— Подчеркните главные члены в каждом предложении, укажите части речи. .
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте строки из стихотворения «Великан» С.Я. Маршака.
Вынимает он из шкафа
Длинноногого жирафа,
А из ящика стола —
Длинноухого осла.
— Найдите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Запищите. (Шкаф, жираф, ящик, стол, осёл.)
— Что такое начальная форма имени существительного?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения. Подчеркнуть имена существительные.
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цели:формировать умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите имена существительные.
— Поставьте их в начальную форму.
— Что такое начальная форма имени существительного?
III. Актуализация знаний
— Поставьте имена существительные в начальную форму и запишите их. Обозначьте в словах орфограммы.
Тетради, морозов, городами, в рассказе, заводом, медведю, лошади, берёзу, ногами.
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
— Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
— По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?(Одушевлённые имена существительные.)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос что?(Неодушевлённые имена существительные.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр.15 (с. 12).
— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
— Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)
— Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Назовите одушевлённые имена существительные.
— Назовите неодушевлённые имена существительные.
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
Упр.16 (с. 12).
— Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
— Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить. Почему?
— Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
— Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 17 (с. 13).
— Прочитайте. Объясните лексическое значение каждого слова.
— Найдите в тексте устаревшие слова.
— Прочитайте слова, данные в учебнике, и постарайтесь заменить устаревшие слова синонимами.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
2. Работа над загадками
— Отгадайте загадки.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза.)
Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы,
Человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь,
В отставке буду скоро. (Конь.)
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова.)
У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он не велик,
Но везёт, как грузовик! (Осёл.)
— Запишите пять имён существительных, которые обозначают названия домашних животных.
— Что объединяет эти слова? (Это одушевлённые имена существительные.)
— А какие учебные вещи вы знаете? Назовите.
— Отгадайте загадки.
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец.)
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль.)
— Запишите пять имён существительных, которые обозначают учебные вещи.
— Что объединяет эти слова? (Это неодушевлённые имена существительные. )
VIII. Рефлексия
— Замените одним словом