ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
V. Рефлексия
— Оцените работу своих одноклассников.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Чьи проекты вам больше всего понравились? (Учитель собирает проекты и оформляет их в общей папке.)
Тема: Число имён существительных
Цель:формировать умения определять число имён существительных, изменять их по числам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Реки, река, мост, мосты, лес, леса.
— Разделите их на две группы. (1) Река, мост, лес; 2) реки, мосты, леса.)
— По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе имена существительные обозначают один предмет, а во второй группе — несколько предметов.)
— В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (В единственном числе.)
— В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? (Во множественном числе.)
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Наблюдения над изменением имён существительных по числам
(Учитель показывает один предмет (например, карандаш), учащиеся записывают. Затем показывает несколько этих же предметов, учащиеся записывают.)
— Сравните записанные слова. Чем они похожи? (Обозначают одинаковые предметы.)
— Чем отличаются эти слова друг от друга? (Обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания.)
-
Работа по учебнику
Упр. 28 (с. 20).
- Прочитайте пары слов. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?
- Определите, в каком числе стоит каждое слово. Обоснуйте свой ответ.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Как изменяются имена существительные? (По числам.)
- Что обозначают имена существительные в единственном числе? (Один предмет.)
- Что обозначают имена существительные во множественном числе? (Несколько предметов.)
- Что изменяется у существительного при изменении по числам? (Окончание.)
- Приведите примеры.
Упр. 29 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте предложения, которые вы написали.
- Какие изменения произошли со словами?
- Прочитайте распространённое предложение.
Упр. 30 (с. 21).
- Прочитайте стихотворение.
- Какие картины вы представили, читая это стихотворение?
- Найдите сравнения. Прочитайте.
- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют число.)
V. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 31 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.
- Прочитайте предложение, которое вы составили.
Упр. 33 (с. 22).
- Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Они не изменяются по числам.)
- Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.
VI. Рефлексия
— Прочитайте строки из стихотворения «Тараканище» К.И. Чуковского.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле.
— Выпишите сначала имена существительные, которые употреблены в единственном числе, а затем — во множественном. Выделите окончания.
— Как изменяются имена существительные? (По числам.)
— Что изменяется у существительного при изменении по числам? (Окончание.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чем отличаются имена существительные -в единственном числе от имён существительных во множественное, числе?
Домашнее задание
Упр. 32 (с. 21).
Тема: Число имён существительных
Цель:развивать умения определять число имён существительных, изменять их по числам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов. Назовите число имён существительных.
— Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе?
III. Актуализация знаний
- Составьте и запишите пять словосочетаний с именами существительными: вариант 1 — в единственном числе, вариант 2 — во множественном числе.
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
- Прочитайте.
И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю...»
К. Чуковский
- Из какого произведения эти строки? («Тараканище».)
- Выпишите имена существительные и разделите их на две группы.
- По какому признаку вы разделили слова на группы? (По числам.)
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 34 (с. 22).
(Работа в парах. Проверка.)
- Назовите имена существительные, которые изменяются по числам.
- Назовите имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.
- Назовите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Упр. 35 (с. 23).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте предложения. Назовите число имён существительных.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 36 (с. 23).
- Прочитайте. Составьте из слов предложения.
- Составляют ли данные предложения текст? Докажите.
- Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Выполните задания.
— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
— Какой синоним к слову узор вы подобрали? (Рисунок.)
Упр. 38 (с. 24).
— Прочитайте текст.
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Назовите тему текста. (Синичка.)
— Назовите главную мысль текста. (Костя спас синичку.)
— Объясните написание слов с орфограммами.
(Далее работа по заданиям упражнения, письмо по памяти по частям. Самопроверка.)
2. Работа со словом из словаря
— С какого слова начиналась вторая часть текста упр. 38? (Однажды.)
— Найдите слово однажды в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом однажды, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VIII. Рефлексия
Игра «Измени слово»
(Вариант 1 называет имена существительные в единственном числе, вариант 2 ставит их во множественное число, затем наоборот.)
— Что обозначают имена существительные в единственном числе?
— Что обозначают имена существительные во множественном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 37 (с. 23).
Тема: Род имён существительных
Цель:учить определять род имён существительных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов.
- Назовите пропущенные буквы и объясните их написание.
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку.)
Река Волга, Киев, озеро Байкал, Пётр Первый, улица Пушкинская, Алексей Толстой, село Михайловское.
— Назовите орфограммы в этих словах.
IV. Самоопределение к деятельности
(Учитель берёт пенал у ученика.)
— Чей пенал? Запишите. (Пенал мой.)
— Подчеркните слово мой.
— Какой он? Запишите. (Он красивый.)
— Подчеркните слово он.
— Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, Мой.
Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.)
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, — моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род — оно моё:
Моё окно, село моё.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 39 (с. 25).
— Прочитайте слова. Разделите их на три группы.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Каким словом можно заменить слова мужского рода?
— Каким словом можно заменить слова женского рода?
— Каким словом можно заменить слова среднего рода?
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 40 (с. 26).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Прочитайте, какие окончания имеют имена существительные разного рода.
Упр.41 (с. 26).