Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 706

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, запишите.

• Промежуток времени, равный 60 минутам (час).

• Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).

• Лесной доктор (дятел).

• Модель земного шара (глобус).

— Какие из этих слов отвечают на вопрос кто ?, а какие — на вопрос что? Почему?

— Что обозначают одушевлённые имена существительные?

— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

— Что такое устаревшие слова?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Записать пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных.


Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель:развивать умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте одушевлённые имена существительные.

— Что они обозначают?

— Прочитайте неодушевлённые имена существительные.

— Что они обозначают?

III. Актуализация знаний

— Составьте из слов пословицы и запишите их.-

1) крепка, не лестью, дружба, честью, а, правдой, и

2) ворона, глаза, в своём, выклюет, гнезде, и, коршуну

— Объясните смысл пословиц.

— Назовите неодушевлённые имена существительные.

— Назовите одушевлённые имена существительные.

IV. Самоопределение к деятельности

— Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Ручей, ребёнок, гроза, книга.

2) Сова, ученица, пень, конь.

— Назовите лишнее слово в первой строке. Обоснуйте. (Ребёнок это одушевлённое существительное, остальные неодушевлённые. )

— Назовите лишнее слово во второй строке. Обоснуйте. (Пень неодушевлённое имя существительное, остальные одушевлённые.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 18 (с. 13).

— Прочитайте слова. Определите части речи.

— Объясните лексическое значение слов.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

Упр. 19 (с. 13).

— Прочитайте стихотворение.

— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.)

— Назовите имена существительные в первом предложении.

— Какими членами предложения они являются?

— Что нужно помнить о предлоге?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 20 (с. 14).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Упражнение в подборе однокоренных слов

- К данным словам подберите однокоренные существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом и запишите их. Суффиксы выделите.

Солнце, стол, сын, снег, берёза, луч, мышь, сердце, часы, рука.

VIII. Рефлексия

— Прочитайте стихи С.Я. Маршака.

Шесть

Котят

Есть

Хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

— Найдите одушевлённые имена существительные.


— Что обозначают одушевлённые имена существительные?

— Найдите неодушевлённые имена существительные.

— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?

— Какие имена существительные отвечают на вопрос что?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.

Тема: Обучающее изложение

Цель:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите одушевлённые имена существительные.

— Назовите неодушевлённые имена существительные.

III. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом

Упр. 21 (с. 14).

— Прочитайте текст. О чём он?

— Почему автор назвал рассказ «Мал, да удал»?

— Назовите тему текста. (Горностай.)

— А какой бы заголовок вы подобрали к тексту? Запишите.

— Где лежала выловленная рыба?

— Что за зверёк выскочил на лёд?

— Что произошло дальше?

— Что сделал рыболов?

— Какие качества помогают жить горностаю в суровых условиях?

— Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это части? (Три: начало, основная часть, концовка.)

— Найдите в тексте три части.

— Прочитайте первую часть.

— Назовите основную мысль в этой части. (Рыболов.)

— Прочитайте вторую часть.

— Назовите основную мысль в этой части. (Горностай.)

— Прочитайте третью часть.

— Назовите основную мысль в этой части. (Мал, да удал.)

2. Лексическая работа

— Какие слова используются в рассказе, чтобы не повторять слово горностай! (Он, зверёк, знакомым.)

3. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)


VI. Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Выписать из орфографического словаря по пять одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель:формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ изложения

(Разбор типичных ошибок, коллективная и индивидуальная работа над ошибками.)

III. Проверка домашнего задания

— Прочитайте одушевлённые имена существительные.

— Прочитайте неодушевлённые имена существительные.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте строки из стихотворения «Почта» С.Я. Маршака.

— Заказное из Ростова

Для товарища Житкова!

— Заказное для Житкова?

Извините, нет такого:

В Лондон вылетел вчера

В семь четырнадцать утра.

— Назовите слова, которые написаны с большой буквы.

— Объясните их написание.

— Назовите имена собственные.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.22 (с. 15).

— Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.

— Назовите нарицательные имена существительные.

— К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите в словах орфограммы.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какие имена существительные называются собственными?

— Какие имена существительные называются нарицательными?

— Как пишутся имена собственные?

Упр.23 (с. 16).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр.24 (с. 16). (Работа в парах. Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр.25 (с. 16).

— Рассмотрите рисунки к упр. 24.

— Составьте и запишите ответы по образцу.

— Назовите слова, которые вы написали с большой буквы. Почему?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как пишутся названия художественных произведений?

— Что такое инициалы?

Упр.26 (с. 17).

— Прочитайте текст.

— Что нового вы узнали из текста?


— А какие названия звёзд и созвездий вы знаете?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена собственные.

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».

— Что нового вы узнали о происхождении слов?

VIII. Рефлексия

— Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

— Почему они так называются? (Дают названия каждой реке, горе, городу, улице. Это собственное имя, только им принадлежащее.)

— Какие ещё имена собственные вы знаете?

— Запомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе.

— Итак, запишем случаи правописания заглавной буквы. (Учитель сопровождает запись примерами учащихся.)

1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, М.В. Ломоносов, Дон-Кихот, Дон-Жуан, Пегас и т. д.

2. Названия организаций и фирм: Академия наук, фирма «Дженерал моторе», Большой театр, Государственная Третьяковская галерея, газета «Московские новости» и т. д.

3. Названия произведений: опера «Пиковая дама», роман «Отцы и дети», Библия, Евангелие и т. д.

4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Московская область и т. д.

5. Названия исторических событий: Куликовская битва, эпоха Возрождения и т. д.

6. Названия праздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица, Пасха, Рождество, Святки и т. д.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— О чём мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

Домашнее задание

Упр. 27 (с. 17).

Тема: Проект «Тайна имени»

Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное представлять свой проект.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Сегодня на уроке поговорим об именах.

— Прочитайте текст на с. 18—19 учебника.

— Почему в стародавние времена к выбору имени ребёнка относились очень серьёзно?

— Из каких языков пришли к нам имена? (Далее работа по учебнику.)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

(Защита проектов.)