ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 699
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV. Самоопределение к деятельности
- Вставьте пропущенные буквы. Разделите слова на две группы.
Но.., лу.., камы.., до...
- Какие группы у вас получились? По какому признаку вы разделили слова? (1) Ночь, дочь; 2) камыш, луч. В первой группе слова женского рода с шипящим на конце. Во второй группе — мужского рода с шипящим на конце.)
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 57 (с. 33).
- Прочитайте слова.
— Как узнать, нужно ли на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, писать мягкий знак?
— Определите род имён существительных.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте одушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание.
— Прочитайте неодушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание.
Упр. 58 (с. 33).
— Прочитайте стихотворение.
— Какую картину вы себе представили, читая это стихотворение?
— Выполните задания. (Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 59 (с. 34).
— Прочитайте слова.
— Объясните правописание слов с орфограммами.
— Разделите слова на четыре группы.
— Выполните задание.
— Прочитайте слова по группам.
— По какому признаку вы распределили слова? (Слова с мягким знаком — показателем мягкости, слова с разделительным мягким знаком, слова с разделительным твёрдым знаком, имена существительные женского рода с шипящим на конце.)
Упр. 61 (с. 34).
(Работа в парах. Проверка.)
2. Объяснительно-предупредительный диктант
Охотник ночевал в домике лесника. В полночь он услышал жалобный плач. Охотник накинул плащ и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула летучая мышь. И снова повторился плач. Охотник понял, что это кричит сыч.
VIII. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход. (Карандаш.)
А что было! А что было?
Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём. (Душ.)
Пролежит он без вниманья
Целый день в твоём кармане.
Без него домой придёшь —
В дом никак не попадёшь. (Ключ.)
В избе — изба,
На избе — труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (Печь.)
Подходить к дому стала —
С неба солнце украла. (Ночь.)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Ёж.)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь.)
— Разделите слова на две группы.
— На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (Это имена существительные женского рода.)
— Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.)
— Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какую роль играет мягкий знак в именах существительных с шипящим на конце?
Домашнее задание
Упр. 60 (с. 34).
Тема: Обучающее изложение
Цель:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов.
— Назовите род имён существительных.
— Объясните написание имён существительных с шипящими на конце.
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня мы будем писать изложение.
— Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Зверь уснул, укрывшись гривой.
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмелев,
Да боюсь, проснётся ... (лев).
IV. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом
Упр.62 (с. 35).
— Прочитайте текст.
— Как можно озаглавить эту басню?
— Сколько частей имеет текст-повествование? (Три.)
— Назовите эти части. (Начало, основная часть, концовка.)
— В чём заключается мораль басни?
— Отчего проснулся лев?
— Что хотел сделать лев?
— Что произошло дальше?
— Как мышка отплатила льву?
— Почему она это сделала?
-
Составление плана
Примерный план
1. Лев поймал мышку.
2. Обещания мышки.
3. Лев в беде.
4. Добром за добро.
3. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. ( самопроверка.)
VII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Упр. 63 (с. 35).
Тема: Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка - ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком нa конце.
3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
III. Подведение итогов урока
— Написание каких слов вызвало затруднения?
Тема: Склонение имён существительных
Цель:познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Лиса, лисы, лисе, лисой.
— Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного слова.)
— Поставьте к каждому слову вопрос.
— Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (Окончание.)
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 64 (с. 36).
— Прочитайте текст.
— Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? (Изменяется окончание слова.)
— Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончания.
(Проверка.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 36, 37.
— Что такое склонение? (Изменение по падежам.)
— Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.
Упр. 65 (с. 37).
(Коллективное выполнение.)
— Прочитайте на с. 38, на что нужно обратить внимание.
2. Упражнение в склонении имён существительных
— Просклоняйте имена существительные река, рыба. Выделите окончания.
(Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, имена существительные в нужном падеже, выделяет окончания.)
3. Самостоятельная работа
— Просклоняйте слова: вариант 1 — книга, вариант 2 — берёза. (Проверка.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 66 (с. 38).
- Прочитайте.
- Что значит «просклонять имя существительное»? (Изменить по вопросам.)
- Выполните задание. (Проверка с записью на доске.)
2. Выборочный диктант
- Выпишите имена существительные, укажите их род и число. 1) Не смотри в лицо, а смотри на дело. 2) Крепкую дружбу и топором
не разрубишь. 3) Мороз и метели под февраль полетели. 4) Рукам работа - душе праздник.
VI. Рефлексия
- Послушайте весёлые стихи про падежи.
Воскликнул Именительный:
— Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познаёт!
— Того, — сказал Родительный,
— Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто.
— Тому, — ответил Дательный,
— Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.
— Того, — сказал Винительный,
— Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
— С тем, — заявил Творительный,
— Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
— О том, — сказал Предложный,
— Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
А. Тетивкин
- Назовите падежи по порядку с вопросами.
- Оцените свою работу на уроке.
- Что такое склонение имён существительных?
Домашнее задание
Просклонять слова стрела, гроза.
Тема: Падеж имён существительных
Цель:формировать умение определять падеж имён существительных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Два ученика склоняют слова стрела, книга у доски.)
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(У доски работают два ученика.)
— Просклоняйте имена существительные зима, гора. Выделите окончания.
2. Фронтальная работа
— Просклоняйте имена существительные: вариант 1 — погода, вариант 2 — машина. Выделите окончания..
IV. Самоопределение к деятельности
Откуда пошли названия падежей
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.
Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.