Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 699

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


IV. Самоопределение к деятельности

- Вставьте пропущенные буквы. Разделите слова на две группы.

Но.., лу.., камы.., до...

- Какие группы у вас получились? По какому признаку вы разделили слова? (1) Ночь, дочь; 2) камыш, луч. В первой группе слова женского рода с шипящим на конце. Во второй группе мужского рода с шипящим на конце.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 33).

- Прочитайте слова.

— Как узнать, нужно ли на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, писать мягкий знак?

— Определите род имён существительных.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте одушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание.

— Прочитайте неодушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание.

Упр. 58 (с. 33).

— Прочитайте стихотворение.

— Какую картину вы себе представили, читая это стихотворение?

— Выполните задания. (Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 59 (с. 34).

— Прочитайте слова.

— Объясните правописание слов с орфограммами.

— Разделите слова на четыре группы.

— Выполните задание.

— Прочитайте слова по группам.

— По какому признаку вы распределили слова? (Слова с мягким знаком — показателем мягкости, слова с разделительным мягким знаком, слова с разделительным твёрдым знаком, имена существительные женского рода с шипящим на конце.)

Упр. 61 (с. 34).

(Работа в парах. Проверка.)

2. Объяснительно-предупредительный диктант

Охотник ночевал в домике лесника. В полночь он услышал жалобный плач. Охотник накинул плащ и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула летучая мышь. И снова повторился плач. Охотник понял, что это кричит сыч.

VIII. Рефлексия

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход. (Карандаш.)

А что было! А что было?

Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала,

Мама в ней бельё стирала.

А потом, а потом

Я купался под дождём. (Душ.)

Пролежит он без вниманья

Целый день в твоём кармане.

Без него домой придёшь —

В дом никак не попадёшь. (Ключ.)

В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.


Видит пламя народ,

А тушить не идёт. (Печь.)

Подходить к дому стала —

С неба солнце украла. (Ночь.)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Ёж.)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (Мышь.)

— Разделите слова на две группы.

— На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (Это имена существительные женского рода.)

— Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.)

— Приведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какую роль играет мягкий знак в именах существительных с шипящим на конце?

Домашнее задание

Упр. 60 (с. 34).


Тема: Обучающее изложение

Цель:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов.

— Назовите род имён существительных.

— Объясните написание имён существительных с шипящими на конце.

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы будем писать изложение.

— Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Зверь уснул, укрывшись гривой.

Хвостик с кисточкой игривой

Я бы тронул, осмелев,

Да боюсь, проснётся ... (лев).

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом

Упр.62 (с. 35).

— Прочитайте текст.

— Как можно озаглавить эту басню?

— Сколько частей имеет текст-повествование? (Три.)

— Назовите эти части. (Начало, основная часть, концовка.)

— В чём заключается мораль басни?

— Отчего проснулся лев?

— Что хотел сделать лев?

— Что произошло дальше?

— Как мышка отплатила льву?

— Почему она это сделала?

  1. Составление плана

Примерный план

1. Лев поймал мышку.

2. Обещания мышки.

3. Лев в беде.

4. Добром за добро.

3. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. ( самопроверка.)

VII. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке?

— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Упр. 63 (с. 35).

Тема: Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка - ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком нa конце.

3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.

III. Подведение итогов урока

— Написание каких слов вызвало затруднения?

Тема: Склонение имён существительных

Цель:познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Лиса, лисы, лисе, лисой.

— Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного слова.)

— Поставьте к каждому слову вопрос.

— Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (Окончание.)

— Сформулируйте тему урока.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 64 (с. 36).

— Прочитайте текст.

— Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? (Изменяется окончание слова.)

— Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончания.

(Проверка.)

— Прочитайте сведения о языке на с. 36, 37.

— Что такое склонение? (Изменение по падежам.)

— Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.

Упр. 65 (с. 37).

(Коллективное выполнение.)

— Прочитайте на с. 38, на что нужно обратить внимание.

2. Упражнение в склонении имён существительных

— Просклоняйте имена существительные река, рыба. Выделите окончания.

(Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, имена существительные в нужном падеже, выделяет окончания.)

3. Самостоятельная работа

— Просклоняйте слова: вариант 1 — книга, вариант 2 — берёза. (Проверка.)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику


Упр. 66 (с. 38).

- Прочитайте.

- Что значит «просклонять имя существительное»? (Изменить по вопросам.)

- Выполните задание. (Проверка с записью на доске.)

2. Выборочный диктант

- Выпишите имена существительные, укажите их род и число. 1) Не смотри в лицо, а смотри на дело. 2) Крепкую дружбу и топором

не разрубишь. 3) Мороз и метели под февраль полетели. 4) Рукам работа - душе праздник.

VI. Рефлексия

- Послушайте весёлые стихи про падежи.

Воскликнул Именительный:

— Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познаёт!

Того, — сказал Родительный,

— Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть себе пальто.

Тому, — ответил Дательный,

— Плохое имя дам,

Кто не любит старательно

Уроки делать сам.

Того, — сказал Винительный,

— Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

С тем, — заявил Творительный,

— Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.

О том, — сказал Предложный,

— Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

А. Тетивкин

- Назовите падежи по порядку с вопросами.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что такое склонение имён существительных?

Домашнее задание

Просклонять слова стрела, гроза.

Тема: Падеж имён существительных

Цель:формировать умение определять падеж имён существительных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Два ученика склоняют слова стрела, книга у доски.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(У доски работают два ученика.)

— Просклоняйте имена существительные зима, гора. Выделите окончания.

2. Фронтальная работа

— Просклоняйте имена существительные: вариант 1 — погода, вариант 2 — машина. Выделите окончания..

IV. Самоопределение к деятельности

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.

Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.