ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 674
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Понравилась ли вам картина? Что особенно привлекло ваше внимание?
— Какие чувства она у вас вызывает?
— Какие краски использует художник? Почему?
2. Беседа по картине
И.Т. Хруцкий изобразил изобилие и красоту даров природы. Художник рассказывает о каждом предмете подробно. Можно полюбоваться вазой с прекрасными цветами в центре картины, прозрачной хрупкостью стекла, водой в стакане — чистой и прозрачной, спелыми плодами.
Справа большая шероховатая тыква. Её тяжело было бы удержать в руках. А веточка винограда кажется очень лёгкой. Художник передаёт не только вес предметов, но и помогает ощутить, какие они: лимон пористый, яблоко глянцевое, персики бархатистые.
Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики сочные.
— Составьте рассказ по репродукции картины. (Несколько учеников рассказывают.)
— А дома напишите небольшое описание этой картины.
3. Упражнение в подборе синонимов
— А сейчас мы с вами составим словарь синонимов. Я буду говорить первые слова, а вы добавляйте слова, близкие по значению.
• Алфавит (азбука).
• Битва (бой, сражение, схватка).
• Волшебник (чародей, колдун, маг, кудесник).
• Гнев (злость, раздражение, ярость).
— Для чего нужны в нашей речи слова, близкие по значению? (Чтобы речь была точной и выразительной.)
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
— Прочитайте. Найдите в стихотворении слова, обозначающие предметы.
Эй, спасайтесь поскорей:
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет,
Всех, кого ни встретит, склеит!
Склеил банки и бутылки,
Ложки, плошки, чашки, вилки.
Склеил книжки и игрушки,
Одеяла и подушки,
Склеил пол и потолок
И пустился наутёк.
Б. Заходер
— На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? (Кто? Что?)
— О каких частях речи мы говорили на уроке? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы знаем о слове? (Это главный работник в языке. У каждого слова своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие — действия, третьи — признаки.)
Домашнее задание
Упр. 92 (с. 54).
Тема: Имя существительное
Цель:формировать умение распознавать одушевлённые неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников читают свои тексты, составленные по репродукции картины И.Т. Хруцкого.)
III. Актуализация знаний
(Работа в группах.)
— Разделите слова на группы.
Лиса, и, пушистый, на, листья, в, бегает, заманчивая, а, интересуется, по, осеннее, но, читаем, книга.
— По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
— Какие слова отнесли к первой группе? (Лиса, листья, книга.)
— Что обозначают эти слова? (Предмет.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
— Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Пушистый, заманчивая, осеннее.)
— Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?Какая?Какое?)
— Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Бегает, интересуется, читаем.)
— Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)
— На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делает ? Что делаем ?)
— Какие слова отнесли к следующей группе? (На, в, по.)
— К какой части речи они относятся? (Предлоги.)
— Какие слова отнесли к последней группе? (И, а, но.)
— К какой части речи они относятся? (Союзы.)
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Осень, листва, книга, книжный, луг.
— Какое слово лишнее? Почему? (Книжный — это имя прилагательное.)
— К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
— Что вы знаете об имени существительном?
— Приведите примеры имён существительных.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 93 (с. 55).
— Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте предложение, которое вы выписали. (А управляет трактором тракторист.)
— Назовите одушевлённое имя существительное. (Тракторист.)
— На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (Кто?)
— Назовите неодушевлённое имя существительное. (Трактор.)
— На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные?
(Что?)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Богатырь идёт железный,
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с весной. (Трактор.)
— Найдите слово трактор в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом трактор, запишите.
— Запомните написание этого слова.
-
Работа по учебнику
Упр. 94 (с. 55).
— Прочитайте внимательно пары слов. Сравните их.
— К какой части речи относятся данные слова? Докажите.
— Чем они похожи? (Написанием.)
— Чем отличаются? (Ударением.)
— А что можно сказать про лексическое значение этих пар слов? (Лексическое значение слов разное.)
— Объясните значение каждого слова.
— Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. Приведите свои примеры.
— Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Приведите свои примеры.
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр.95 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)
— Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше друзей и подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней ей быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Е. Измайлов
2. Упражнение в написании имён собственных
— Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
«Отыскалась твоя серёжка!»
— Назовите слова, одинаковые по звучанию. (Маргарита — маргаритки, с поля — Поля, серёжку — Серёжка.)
— Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена людей.)
VIII. Рефлексия
— Выпишите имена существительные.
Стол, за которым ты сидишь.
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж.
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба —
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
— Какие имена существительные называются одушевлёнными? неодушевлёнными? Приведите примеры.
— Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? Приведите примеры.
— Какие имена существительные называются собственными? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким словом из словаря вы познакомились?
Домашнее задание
Упр. 96 (с. 56).
Тема: Имя прилагательное
Цель:формировать умения распознавать имена прилагательные, употреблять в речи синонимы и антонимы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пару предложений, которую вы записали.
— Назовите имя существительное, которое вы заменили. Объясните почему.
— Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.
III. Актуализация знаний
— Разделите текст на предложения и запишите его. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.
Как красиво светят летней ночью звёзды вы видели звёздный дождь а какой загадочной бывает луна она появляется тоненьким серпом.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Маленькое дело лучше большого безделья.
— Объясните её смысл. Спишите.
— Найдите слова, которые обозначают предмет. (Дело, безделье.)
— Найдите слова, которые обозначают признак предмета. (Маленькое, большого.)
— Что можно сказать о словах маленькое и большое! (Это антонимы.)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
— Приведите примеры имён прилагательных.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр.97 (с. 56).
— Прочитайте стихотворение.
— Почему выделенные слова написаны с большой буквы? Что обозначают эти слова?
— Как вы понимаете выражение пропал аппетит? Когда так говорят? (Пропало желание принимать пищу.)
— А почему пропал аппетит у героя стихотворения?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют ударные слоги и предлоги.)
Упр. 98 (с. 57).
— Прочитайте загадки. Отгадайте.
— Какие слова вам помогли отгадать загадки?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите имена прилагательные.
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
2. Работа со словом из словаря
— Составьте слово из данных букв. ЁРЫЙЧН (Чёрный.)
— К какой части речи оно относится? Поставьте к нему вопрос.
— Найдите слово чёрный в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом чёрный, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр.99 (с. 57).
— Прочитайте стихотворение.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Проверка.)
— Назовите имена прилагательные.
2. Упражнение в определении значений имён прилагательных
(Работа в парах.)
— Распределите имена прилагательные по группам в зависимости от значения и запишите в четыре столбика: 1) форма; 2) размер; 3) материал; 4) вкус.
Большой, кислый, квадратный, горький, крошечный, золотой, треугольный, деревянный, широкий, овальный. (Проверка.)
VIII. Рефлексия
— Выпишите имена прилагательные.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил,
Всё подряд один.
У второго — синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На картине третьего —
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды...
Е. Трутнева
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким словом из словаря вы познакомились?