ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 676
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашнее задание
Упр. 100 (с. 58).
Тема: Глагол
Цель: формировать умения распознавать глаголы, определять число глаголов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте текст.
— Какими наблюдениями делится с нами автор?
— Прочитайте наиболее выразительные слова и выражения.
— Прочитайте сочетания слов, которые вы выделили.
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Подберите к каждому имени существительному пять подходящих по смыслу имён прилагательных. Запишите по образцу.
Образец: мяч (какой?) резиновый, большой, футбольный, круглый, красный.
Осень, праздник, небо, сказка, день, урок.
IV. Самоопределение к деятельности
— Расположите слова в каждой строке в порядке усиления действия и запишите.
1) Бежать, мчаться, нестись.
2) Гореть, тлеть, полыхать.
3) Лететь, парить, взмывать.
4) Говорить, шептать, кричать.
— К какой части речи относятся данные слова?
— На какие вопросы отвечают глаголы?
— Приведите свои примеры.
. — Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 101(с. 58).
— Прочитайте текст.
— Как вы понимаете название этого текста? Почему он так назван?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы с вопросами.)
2. Упражнение в определении числа глаголов
— Разделите данные глаголы на две группы и запишите в два столбика.
Пляшут, сидит, думает, прыгают, смотрят, спит, плывут, растут, открывает, идёт.
— Прочитайте слова первого столбика.
— Прочитайте слова второго столбика.
— По какому признаку вы разделили слова? (По числу глаголов.)
— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?
— На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 102 (с. 58-59).
— Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Проверка.)
— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
2. Работа с пословицами
— Спишите пословицы, вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1) Труд кормит, а лень ... . 2) Смелый побеждает, а трус ... . 3) Как аукнется, так и .... 4) Не лежи на печи, будешь ... калачи.
— Объясните смысл пословиц. (Проверка.)
3. Упражнение в распознавании омонимичных слов разных частей речи
(Работа в группах.)
— Определите, что обозначают выделенные слова.
1) Затопили печь, чтобы пироги печь. (Затопили печь. Слово печьобозначает предмет, отвечает на вопрос что?Пироги печь. Слово печьобозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать?)
2) Корабль дал течь, и вода стала течь. (Корабль дал течь. Слово течь обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Вода стала течь. Слово течь обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать?)
VIII. Рефлексия
— Выпишите глаголы.
В понедельник стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
П. Башмаков
— На какие вопросы отвечают глаголы? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены.
Тема: Что такое имя числительное?
Цели: познакомить с новой частью речи — именем числительным; формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите главные члены предложений.
— Какими частями речи они выражены?
III. Актуализация знаний
(Работа в группах.)
— Замените фразеологические обороты глаголами, запишите.
Намылить шею, гонять лодыря, чесать языком, бить баклуши, надуть губы, ломать голову, зарубить на носу, водить за нос.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
На семь дворов один топор — и тот без топорища.
— Определите части речи.
— У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Семь.)
— Что называет это слово? (Число.)
— Поставьте вопрос к этому слову. (Сколько?)
— Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей.)
— Такие слова называются именами числительными. Приведите примеры имён числительных.
— Приведите примеры пословиц с именами числительными.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Грамматическая сказка
Главный счётчик
Представьте, были времена, когда в королевстве Грамматика никто ничего не считал и не собирался этого делать. Но однажды, вы помните, решили там провести перепись населения - а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили Существительное назвать точную цифру подсчёта.
— Если в единственном числе, то цифра так и будет — цифра, — ответило Существительное. — А во множественном — уже цифры!
— А точнее? — последовал вопрос.
— Точнее — много! - откликнулось Наречие.
— А ещё точнее кто-нибудь может сказать?
— Да что тут говорить - считать надо! — проворчало Числительное и принялось за дело. — Один, два, три...
Вот так и обнаружился в Грамматике главный счётчик.
По Ф. Кривину
-
Работа по учебнику
Упр. 103(с. 59).
— Прочитайте считалку.
— Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка.)
— Прочитайте слова, которые называют число предметов.
— Как называются такие слова?
— Поставьте к ним вопросы.
Упр. 104 (с. 59).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте ответы на вопросы.
— Назовите имена числительные.
3. Работа со словами из словаря
— Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
— Составьте предложения со словами четыре и восемь, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 60.
— Что такое имя числительное?
— Что обозначают имена числительные?
— Какие вопросы можно к ним поставить?
Упр. 106(с. 60).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назовите в них имена числительные.
2. Работа со словами из словаря
— Найдите слова вторник и среда в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
— Составьте предложения со словами вторник и среда, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VIII. Рефлексия
— Выпишите имена числительные.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Начинается рассказ:
В сто тринадцатой квартире
Великан живёт у нас.
С. Маршак
— Что обозначают имена числительные?
— На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 105 (с. 60).
Тема: Однокоренные слова
Цели:совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
— Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?
— А я тоже корень, — отвечает другой.
— Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?
— А я живу в словах, — ответил второй.
— Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
— Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
— Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об однокоренных словах.)
— Прочитайте слова. Море, морж, морская.
— Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 107(с. 61).
— Прочитайте.
— Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
— Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
— Выполните письменное задание к упражнению.