ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 677
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие слова называются однокоренными?
— Как пишется корень в однокоренных словах?
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.
Упр.108 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
2. Игра «Третий лишний»
— Найдите лишнее слово в каждой строке.
1) Желток, железо, жёлтый.
2) Носильщик, нос, носатый.
3) Часовщик, часть, час.
4) Печурка, печать, печник.
5) Циркуль, циркач, цирковая.
— А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)
— Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)
— Послушайте рассказ.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)
— Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)
— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)
, — Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 109 (с. 62).
— Прочитайте.
— Разделите слова на группы. Запишите.
(Проверка. Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень и часть речи.)
Упр. 110 (с. 62). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите синонимы. (Путь - дорожка.)
— Назовите однокоренные слова. (Картошка — картошечка.)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети? (Картофель.)
— Найдите слово картофель в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом картофель,
запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу...
А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки.
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.
VI. Рефлексия
— Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
1) Бегать, бегун, пробег, беговой.
2) Домашний, домишко, домовой, домик.
3) Светить, светлый, светленький, светильник.
4) Конюшня, конный, конница, коняга.
— Какие слова называются однокоренными?
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Назовите два признака однокоренных слов.
Домашнее задание
Упр. 111 (с. 62).
Тема: Звуки и буквы. Гласные звуки
Цели: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте однокоренные слова каждой группы. Назовите корень.
— Назовите лишние слова в каждой группе. Докажите. (Гусеница, водитель, быстрый, ножка.)
— Какие слова называются однокоренными? Расскажите правило.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(У доски работают два ученика. Можно это задание предложить на листочках.)
— Спишите. Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
Для первого ученика
1) Белка, белый, белить.
2) Вода, водяной, водить.
3) Лист, лиса, лисёнок.
4) Лось, лоскут, лосёнок.
5) Горный, горка, городок.
6) Пёс, песочный, песок.
Для второго ученика
1) Моряки, морские, моржи.
2) Корень, корневой, коржи.
3) Холод, холмик, холодок.
4) Носик, носит, носок.
5) Семя, семечко, семья.
6) Вдруг, подруга, друзья.
2. Коллективная работа
— Составьте и запишите небольшой рассказ на тему «Рыбалка», используя опорные слова. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.
Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы, рыбалка, удачная.
3. Игра «Как зовут мастера?»
— От названия предметов образуйте названия профессий, запишите. Выделите в словах корень.
Рыба — ..., баян — ..., груз — ..., трактор — ..., кран — ..., стол — ..., машина —.... (Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны буквы.) Е, О, А, Я, Ё, Ю, У, Э.
— На какие две группы можно разделить данные буквы? (Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук.)
— Назовите буквы, которые обозначают один звук.
— Какие это звуки? (Гласные.)
— Назовите буквы, которые могут обозначать два звука.
— Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и называем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков — 42.
Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква б обозначает целых четыре звука: буря [б], битва [б'], хлеб [п], дробь [п'].
А ведь есть ещё «неразлучные» звуки: [йа], [йу], [йо], [йе], которые обозначаются соответственно буквами я, ю, е, ё, т. е. каждая из этих букв может одновременно обозначать два звука!
— А теперь задание. Напишите сначала все звуки, а потом буквы.
— Сколько несоответствий вы нашли между звуками и буквами?
— Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные. Правильно, безнадёжное дело, так как и для твёрдых, и для мягких звуков буквы одинаковые, например, звуки [т] и [т'] обозначаются одной буквой т.
Вы представляете, как трудно иностранцу читать русские слова, если он не знает способов обозначения мягкости согласных. Простую фразу «Мальчик пил воду» он может произнести так: «Мялчык пыль водю!»
Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислуживает им мягкий знак и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящего впереди согласного звука.
Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков — букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.
2. Работа по учебнику
Упр. 112(с. 63).
(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников делают сообщения о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.)
— Как правильно обозначить безударный гласный в слове?
Упр.113 (с. 63).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте слова. Назовите безударные гласные и объясните написание слов.
— Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 114(с. 64).
— Прочитайте строки из стихотворения Ю. Тувима.
— Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать их одним словом? (Овощи.)
- Кто помнит, чем закончился спор овощей?
- А какой бы вы составили рассказ с таким же названием?
(Заслушиваются несколько рассказов.)
Упр.115 (с. 64).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
2. Работа со словами из словаря
- Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород.
- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
- А знаете ли вы, как появились эти слова в русском языке?
- Составьте с этими словами предложения, запишите два из них.
- Запомните написание этих слов.
Материал для учителя
Помидор
Это слово происходит от итальянского слова помидоро и означает «золотое яблоко». Некоторые другие народы, например мексиканцы, американские индейцы, называют это растение томатом. Получается, что этот полезный и вкусный овощ имеет два названия. Поэтому его сок мы обычно называем томатным (по-индейски), а сам он называется (как овощ) по-итальянски.
Огурец
Нам кажется, что этот овощ всегда рос в русских огородах и носил своё чисто русское имя. Наделе же всё несколько сложнее. Огурцу предшествовало давно уже исчезнувшее слово, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков.
Агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, несозревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей, арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Потому они и названы огурцами.
VIII. Рефлексия
— Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
1) д..ждя, не, мокрый, б..ится (Мокрый дождя не боится.)
2) дома, г..стях, а, лучше, в, хорошо (В гостях хорошо, а дома лучше.)
3) тот, л..нив, и, кто, с.нлив (Кто ленив, тот и сонлив.)
4) там, с.рняк, хлеб, вянет, где, цв..тёт (Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.)
- Объясните смысл пословиц.
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Как правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чем отличается звук от буквы?
— Как звуки обозначаются на письме?
Домашнее задание
Упр. 116 (с. 64).
Тема: Звуки и буквы. Согласные звуки
Цели: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать парные и непарные по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости согласные звуки, шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ], правильно обозначать на письме сочетания шипящих звуков с гласными, писать буквосочетания чн, чк без мягкого знака.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Заслушиваются несколько текстов (лучше если они будут на разные темы). Класс определяет тип текстов.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Придумайте по два слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
— Запишите по три названия птиц, растений, животных, которые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.
2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)
Тётя, Люба, букварь, крючки, пряник, люстра, зверь, львята, время, льдина.
— Подчеркните буквы, которые обозначают на письме мягкость предыдущего согласного.
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Назовите первый звук в каждом слове. Дайте ему характеристику.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 117(с. 65).
(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников делают сообщения о согласных звуках и буквах, которые их обозначают.)
Упр. 118 (с. 66).
— Прочитайте слова. Дайте характеристику согласным звукам в каждом слове.