Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 399
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах ФГОС, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование
на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания
(ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 273-ФЗ).
Буквальное толкование ст. 35 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (п. 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся по основным общеобразовательным программам является расходным обязательством субъектов РФ (п.3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ).
В образовательном процессе наряду с учебниками могут использоваться учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Рабочая тетрадь — учебное издание, имеющее особый дидактический
аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Учебное издание ( в том числе и рабочая тетрадь) должно соответствовать ГОСТу 7.60-2003.
Решение о приобретении учебных изданий принимается образовательной организацией исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.
Минобрнауки России обращает внимание на тот факт, что педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь
освоения обучающимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей (письмо Минобрнауки России от 25.09.2014
№ 08-ПГ-МОН-30770 «О рассмотрении обращения»).
Таким образом, образовательная организация, получающая из
бюджета субсидии на реализации образовательные программы, не
вправе требовать от родителей обучающихся приобретать учебники и
(или) рабочие тетради за свой счет.
Родители и (или) обучающиеся вправе воспользоваться дополнительными образовательными услугами, которые предлагают образовательные организации и на платной основе, и за счет средств бюджета.
151
Дополнительное образование детей является неотъемлемым элементом системы образования РФ. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача по увеличению к 2020 г. до 70–75% доли
детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от
04.12.20141 особо отмечается недопустимость свертывания системы организаций дополнительного образования детей.
Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России разработало Концепцию развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014
№ 1726-р. Концепция направлена на признание особого статуса дополнительного образования детей.
Механизмом реализации Концепции является план мероприятий по
реализации Концепции развития дополнительного образования детей на
2015–2020 гг., утв распоряжением Правительства РФ от 24.04.2015 №
729-р2. Целью Плана мероприятий является обеспечение прав ребенка на
развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение
возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их
семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного
потенциала государства.
Дополнительное образование создает условия, благоприятные для
удовлетворения интересов личности, и обеспечивает тем самым реальность освоения человеком определенной культуры. В то же время специфика дополнительного образования детей, которая состоит в добровольности обучения и свободе выбора образовательной программы и места
ее освоения, в возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, обусловливает высокий потенциал учреждений дополнительного образования детей в решении задач российского образования.
Именно дополнительное образование должно дать ребенку навык
адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира.
Интенсивное внедрение новых технологий требует умения применять
все новые навыки на стыке различных видов деятельности (письмо Минобрнауки России от 11.06.2015 № ВК-1545/09 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями о недопустимости свертывания системы организаций дополнительного образования детей»).
В случаях когда родители и (или) дети решили воспользоваться
дополнительными платными образовательными услугами образовательная организация:
в своем уставе предусматривает перечень платных, в том числе
образовательных, услуг;
устанавливает правила (порядок) предоставления платных
услуг;
1
Российская газета. 05.12.2014. № 278.
2 Собрание законодательства РФ. 2015. № 18. Ст. 2745.
152
размещает на своем официальном сайте документ о порядке
оказания платных образовательных услуг, в том числе образцы
договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
получает в случае необходимости соответствующие разрешения (лицензию);
предоставляет обучающимся, их родителям (законным представителям) достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах на русском языке;
оформляет с родителями (законными представителями) и (или)
обучающимися договор об оказании платных образовательных
услуг;
оказывает платные образовательные услуги за рамками образовательной программы, ФГОС и федеральных государственных
требований, финансируемых за счет средств бюджета;
обеспечивает оказание таких услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора
об оказании платных образовательных услуг, а при наличии
свидетельства о государственной аккредитации — в соответствии с ФГОС или федеральными государственными требованиями.
Незаконным является проведение конкурсного отбора обучающихся до заключения договора об оказании платных образовательных
услуг государственными или муниципальными образовательными организациями, поскольку запрещено оказывать предпочтение одному
«потребителю» перед другим.
Договор об образовании не может содержать условия, которые
ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования
определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании1
.
1 В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня
, вида
и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического
лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после
заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год
и плановый период.
153
Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению (ч. 6 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ).
Педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в образовательной организации, если
это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2
ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ).
Образовательным организациям разрешено уменьшать стоимость
платных образовательных услуг за счет собственных средств, в том
числе полученных от приносящей доход деятельности, добровольных
пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических
лиц.
Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются исключительно локальным нормативным
актом образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся (ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ). Учредитель или
органы власти, в том числе органы прокуратуры, не наделены полномочиями требовать от образовательной организации предоставлять
скидки или иные меры материальной поддержки семьям или обучающимся, которые пользуются на платной основе дополнительными
услугами в образовательной организации.
В целях защиты своих прав обучающиеся самостоятельно или через своих представителей вправе:
направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к
работникам указанных организаций, нарушающим и (или)
ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению
указанными органами с привлечением обучающихся;
обращаться в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника (ч.1 ст. 45 Федерального закона
№ 273-ФЗ).
Нередко возникают разногласия между образовательной организацией и родителями (законными представителями) и обучающимися по
вопросам промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. По завершению изучения всех дисциплин (предметов) учебного плана и при отсутствии академической задолженности обучающиеся допускаются образовательной организацией до итоговой аттестации.
Академическая задолженность возникает при неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образова-
154
тельной программы или при непрохождении промежуточной аттестации и при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Федерального
закона № 273-ФЗ).
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 273-ФЗ и
локальными нормативными актами образовательной организации.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным
программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным
программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной