Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 4 Федерального закона № 273-ФЗ посвящена правовому статусу обучающихся и их родителей (законных представителей).
Определение общеродового понятия «обучающийся» содержится в
п. 15 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ. Обучающийся — это физическое лицо, осваивающее образовательную программу, т.е. учебный план в соответствии с образовательной программой, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей).
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ выделены следующие
категории обучающихся:
воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы
начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные
программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы
магистратуры;
1 Пашенцев Д.А. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник МГПУ. 2015. № 1.
С. 21. (Юридические науки).
142
аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе
подготовки научно-педагогических кадров;
адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
ординаторы — лица, обучающиеся по программам ординатуры;
ассистенты-стажеры — лица, обучающиеся по программам
ассистентуры-стажировки;
слушатели — лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы; лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на
подготовительные отделения образовательных организаций
высшего образования;
экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Обучающиеся, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной
государственной службе, имеют специальные названия, предусмотренные уставами этих образовательных организаций. Как правило,
для целей военной подготовки обучающихся именуют кадетами или
курсантами.
По мнению С.Н. Братановского и С.А. Кочерги, «по факту любое
лицо, получающее знания, умения и навыки в рамках реализуемой в
установленном Законом порядке образовательной программы, признается обучающимся... неясно административно-правовое положение
лиц, занимающихся самообразованием по образовательным материалам, в свободном порядке предоставляемым образовательными организациями (например, на интернет-сайтах). В ней также не отражена
категория граждан, обучающихся в образовательных организациях
духовного профиля. Кроме того, постоянно развивающиеся образовательные отношения делают возможным получение знаний в иных не
отраженных в Законе формах. Если в данном случае следовать логике
законодателя, то с учетом этого обстоятельства в дальнейшем потребуется закрепление в ст. 33 иных категорий, что впоследствии может
привести к слишком частому изменению Закона № 273-ФЗ и негатив-
143
но отразится на его стабильности и устойчивости в отечественной
правовой системе...»
1
.
Следует подчеркнуть, что для целей Федерального закона
№ 273-ФЗ в ст. 33 перечислены категории именно обучающихся. Фактически те лица, в отношении которых приказ (распоряжение) о приеме не издан, не могут считаться обучающимися. Образовательные
отношения возникают после издания распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (экстерны) (ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучающийся, как и любой гражданин, имеет юридически закрепленное положение личности в обществе, т.е. обладает правовым статусом. В этом контексте Федеральный закон № 273-ФЗ регламентирует правовой статус обучающихся исключительно с позиции законодательства об образовании.
Международные стандарты, определяющие общие основы правового статуса обучающихся, базируются на таких международных правовых актах
, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
(1966), Конвенция о правах ребенка (1989), согласно которым:
каждый обучающийся, являясь человеком, обладает в этом качестве стандартным набором конституционных прав и свобод, а
именно: личной неприкосновенностью, неприкосновенностью
частной жизни, защитой своей чести и доброго имени, тайной
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений;
каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и
иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждому
гарантируется свобода мысли и слова;
никто не может быть принужден к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них;
каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным
способом.
В рамках образовательного процесса реализация отдельных прав и
свобод человека и гражданина имеет свои особенности. Например,
право исповедовать религию и выполнять обряды (ритуалы) не всегда
1
Братановский С.Н., Кочерга С.А. Административные права граждан в
сфере образования // Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 28–33.
144
реализуемо с учетом требований правил внутреннего распорядка образовательной организации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ нормы о
правовом статусе обучающегося можно подразделить на следующие
группы, регламентирующие:
академические права обучающихся — права и обязанности
обучающихся, сопутствующие процессам воспитания и обучения;
меры социальной поддержки обучающихся — комплекс мероприятий, направленный на обеспечение материальной и имущественной поддержки отдельных категорий обучающихся со
стороны образовательной организации;
меры стимулирования обучающихся — комплекс мероприятий,
направленный на побуждение обучающихся к достижению качественного результата обучения, а также поощрение за наличие названного результата
1
.
Права и обязанности обучающихся и их родителей указаны в гл. 4
Федерального закона № 273-ФЗ.
В первом–четвертом классах родители (законные представители)
выбирают за своих детей один из предлагаемых модулей основ религиозных культур и светской этики (основы православной культуры,
основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы
исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы
светской этики) (п. 12.6 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009
№ 373).
Родители, являясь первыми воспитателями и педагогами для своих
детей, вправе выбирать образовательную организацию и организацию, осуществляющую обучение, а также формы получения образования и формы обучения до момента получения несовершеннолетним
ребенком аттестата об основном общем образовании (до девятого
класса включительно). Выбор осуществляется с учетом мнения ребенка и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п. 2 ч. 2 ст. 63 СК РФ2
).
При получении основного общего образования (аттестата за девять
классов) или по достижении 18 лет обучающийся осуществляет выбор
образовательной организации и форму получения образования без
учета мнения родителей (законных представителей) (ст. 17 и ч. 1
ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).
1 Образование: закон и гражданин / С.В. Барабанова, А.В. Богданова,
З.П. Дащинская [и др.]; под ред. А.Н. Козырина. М.: Российская газета, 2015.
Вып. 17.
2 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
145
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.05.2012
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (п. 12 и 18.3) учащиеся 10 и 11 классов вправе самостоятельно выбрать:
уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым
будет проводиться государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена;
дополнительные учебные предметы или курсы по выбору
(например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего
края»).
С учетом потребностей и возможностей обучающихся, образовательные программы могут ими осваиваться:
в образовательной организации в очной, очно-заочной или заочной форме;
в семье (семейное образование);
путем самообразование;
по индивидуальному учебному плану.
Предусмотрен общий принцип о допустимости сочетания различных форм получения образования. При этом для всех форм получения
образования действуют ФГОС или федеральные государственные
требования.
Отсутствие легальных дефиниций форм получения образования,
семейного образования и самообразования не позволяет образовательным организациям в полной мере обеспечивать выбор родителей
и (или) обучающихся на получение образования в разнообразных
формах. При выборе родителей, например, очно-заочной формы получения образования в восьмом классе по индивидуальному учебному
плану образовательной организации необходимо создать условия для
освоения образовательной программы в полном объеме. Не во всех
организациях имеются возможности для обеспечения выбора родителей, в том числе локальными нормативными актами не разграничены
очная, очно-заочная и заочная формы получения образования.
Основным критерием разграничения этих трех форм получения образования в образовательной организации является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обусловливает различия не только в объемах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и отличия в организации
методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультаций, проведении производственных и иных практик,
предусмотренных учебным планом, и т.д.
При очной форме получения образования на аудиторную работу
должно приходится, как правило, не менее 50% общего объема часов,
предусмотренных для освоения образовательной программы, при очнозаочной (вечерней) форме – не менее 20%, а при заочной – не менее 10%.
146
Особо следует отметить обозначившуюся в последнее время тенденцию активизации такой разновидности организации образовательного
процесса, как дистанционное обучение. Быстрое распространение дистанционного образования, стимулируемое развитием информационных
технологий и Интернета, представляет собой дополнительную гарантию
реализации права на образование, содействуя получению образования
инвалидами, лицами, проживающими в отдаленных, трудно доступных
или мало населенных районах, отбывающих наказания в местах лишения
Определение общеродового понятия «обучающийся» содержится в
п. 15 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ. Обучающийся — это физическое лицо, осваивающее образовательную программу, т.е. учебный план в соответствии с образовательной программой, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей).
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ выделены следующие
категории обучающихся:
воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы
начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные
программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы
магистратуры;
1 Пашенцев Д.А. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник МГПУ. 2015. № 1.
С. 21. (Юридические науки).
142
аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе
подготовки научно-педагогических кадров;
адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
ординаторы — лица, обучающиеся по программам ординатуры;
ассистенты-стажеры — лица, обучающиеся по программам
ассистентуры-стажировки;
слушатели — лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы; лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на
подготовительные отделения образовательных организаций
высшего образования;
экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Обучающиеся, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной
государственной службе, имеют специальные названия, предусмотренные уставами этих образовательных организаций. Как правило,
для целей военной подготовки обучающихся именуют кадетами или
курсантами.
По мнению С.Н. Братановского и С.А. Кочерги, «по факту любое
лицо, получающее знания, умения и навыки в рамках реализуемой в
установленном Законом порядке образовательной программы, признается обучающимся... неясно административно-правовое положение
лиц, занимающихся самообразованием по образовательным материалам, в свободном порядке предоставляемым образовательными организациями (например, на интернет-сайтах). В ней также не отражена
категория граждан, обучающихся в образовательных организациях
духовного профиля. Кроме того, постоянно развивающиеся образовательные отношения делают возможным получение знаний в иных не
отраженных в Законе формах. Если в данном случае следовать логике
законодателя, то с учетом этого обстоятельства в дальнейшем потребуется закрепление в ст. 33 иных категорий, что впоследствии может
привести к слишком частому изменению Закона № 273-ФЗ и негатив-
143
но отразится на его стабильности и устойчивости в отечественной
правовой системе...»
1
.
Следует подчеркнуть, что для целей Федерального закона
№ 273-ФЗ в ст. 33 перечислены категории именно обучающихся. Фактически те лица, в отношении которых приказ (распоряжение) о приеме не издан, не могут считаться обучающимися. Образовательные
отношения возникают после издания распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (экстерны) (ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучающийся, как и любой гражданин, имеет юридически закрепленное положение личности в обществе, т.е. обладает правовым статусом. В этом контексте Федеральный закон № 273-ФЗ регламентирует правовой статус обучающихся исключительно с позиции законодательства об образовании.
Международные стандарты, определяющие общие основы правового статуса обучающихся, базируются на таких международных правовых актах
, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
(1966), Конвенция о правах ребенка (1989), согласно которым:
каждый обучающийся, являясь человеком, обладает в этом качестве стандартным набором конституционных прав и свобод, а
именно: личной неприкосновенностью, неприкосновенностью
частной жизни, защитой своей чести и доброго имени, тайной
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений;
каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и
иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждому
гарантируется свобода мысли и слова;
никто не может быть принужден к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них;
каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным
способом.
В рамках образовательного процесса реализация отдельных прав и
свобод человека и гражданина имеет свои особенности. Например,
право исповедовать религию и выполнять обряды (ритуалы) не всегда
1
Братановский С.Н., Кочерга С.А. Административные права граждан в
сфере образования // Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 28–33.
144
реализуемо с учетом требований правил внутреннего распорядка образовательной организации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ нормы о
правовом статусе обучающегося можно подразделить на следующие
группы, регламентирующие:
академические права обучающихся — права и обязанности
обучающихся, сопутствующие процессам воспитания и обучения;
меры социальной поддержки обучающихся — комплекс мероприятий, направленный на обеспечение материальной и имущественной поддержки отдельных категорий обучающихся со
стороны образовательной организации;
меры стимулирования обучающихся — комплекс мероприятий,
направленный на побуждение обучающихся к достижению качественного результата обучения, а также поощрение за наличие названного результата
1
.
Права и обязанности обучающихся и их родителей указаны в гл. 4
Федерального закона № 273-ФЗ.
В первом–четвертом классах родители (законные представители)
выбирают за своих детей один из предлагаемых модулей основ религиозных культур и светской этики (основы православной культуры,
основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы
исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы
светской этики) (п. 12.6 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009
№ 373).
Родители, являясь первыми воспитателями и педагогами для своих
детей, вправе выбирать образовательную организацию и организацию, осуществляющую обучение, а также формы получения образования и формы обучения до момента получения несовершеннолетним
ребенком аттестата об основном общем образовании (до девятого
класса включительно). Выбор осуществляется с учетом мнения ребенка и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п. 2 ч. 2 ст. 63 СК РФ2
).
При получении основного общего образования (аттестата за девять
классов) или по достижении 18 лет обучающийся осуществляет выбор
образовательной организации и форму получения образования без
учета мнения родителей (законных представителей) (ст. 17 и ч. 1
ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).
1 Образование: закон и гражданин / С.В. Барабанова, А.В. Богданова,
З.П. Дащинская [и др.]; под ред. А.Н. Козырина. М.: Российская газета, 2015.
Вып. 17.
2 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
145
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.05.2012
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (п. 12 и 18.3) учащиеся 10 и 11 классов вправе самостоятельно выбрать:
уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым
будет проводиться государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена;
дополнительные учебные предметы или курсы по выбору
(например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего
края»).
С учетом потребностей и возможностей обучающихся, образовательные программы могут ими осваиваться:
в образовательной организации в очной, очно-заочной или заочной форме;
в семье (семейное образование);
путем самообразование;
по индивидуальному учебному плану.
Предусмотрен общий принцип о допустимости сочетания различных форм получения образования. При этом для всех форм получения
образования действуют ФГОС или федеральные государственные
требования.
Отсутствие легальных дефиниций форм получения образования,
семейного образования и самообразования не позволяет образовательным организациям в полной мере обеспечивать выбор родителей
и (или) обучающихся на получение образования в разнообразных
формах. При выборе родителей, например, очно-заочной формы получения образования в восьмом классе по индивидуальному учебному
плану образовательной организации необходимо создать условия для
освоения образовательной программы в полном объеме. Не во всех
организациях имеются возможности для обеспечения выбора родителей, в том числе локальными нормативными актами не разграничены
очная, очно-заочная и заочная формы получения образования.
Основным критерием разграничения этих трех форм получения образования в образовательной организации является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обусловливает различия не только в объемах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и отличия в организации
методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультаций, проведении производственных и иных практик,
предусмотренных учебным планом, и т.д.
При очной форме получения образования на аудиторную работу
должно приходится, как правило, не менее 50% общего объема часов,
предусмотренных для освоения образовательной программы, при очнозаочной (вечерней) форме – не менее 20%, а при заочной – не менее 10%.
146
Особо следует отметить обозначившуюся в последнее время тенденцию активизации такой разновидности организации образовательного
процесса, как дистанционное обучение. Быстрое распространение дистанционного образования, стимулируемое развитием информационных
технологий и Интернета, представляет собой дополнительную гарантию
реализации права на образование, содействуя получению образования
инвалидами, лицами, проживающими в отдаленных, трудно доступных
или мало населенных районах, отбывающих наказания в местах лишения