Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 402
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свободы и т.д.
Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности
образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения
и распределения во времени на основе педагогически организованных
информационных технологий, прежде всего с использованием средств
телекоммуникации1.
Трудно согласиться с приведенной точной зрения экспертов Федерального центра образовательного законодательства, поскольку нормативных правовых актов, определяющих критерии, основания и
(или) условия разграничения разнообразных форм получения образования, в настоящее время нет.
Как правило, семейное образование характеризуется изучением и
освоением образовательных программ в семье, а самообразование –
получение образования самостоятельно.
Родители (законные представители) могут принять решение и обучать ребенка в семье, создав для этого необходимые условия. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители
(законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа,
на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ).
Родители ребенка, решившие обучать его в семье, должны написать на имя руководителя образовательной организации заявление об
отчислении из образовательной организации в связи с переходом на
обучение в форме семейного образования.
При выборе семейной формы образования у родителей (законных
представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в
семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками
и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни
и формированию у обучающегося мотивации получения образования в
течение всей жизни.
1 URL: http://www.lexed.ru/praktika/kommentarii/arkhiv/obrazovanie/10.php
147
Взаимоотношения между родителями (законными представителями)
и образовательной организацией определяются в заявлении родителей
(законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и
(или) государственной итоговой аттестации (письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»1).
Пунктом 11 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 14002
,
предусмотрена подача заявления в образовательную организацию для
проведения итоговой аттестации, но не оформления договора (соглашения).
С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, полагаем заключение договора (соглашения) между
родителями (законными представителями), дети которых получают
образование в семье, и образовательной организацией в целях проведения промежуточной и итоговой аттестации ребенка, необоснованным. При отсутствии договора и при прохождении ребенком промежуточной аттестации, образовательная организация не имеет законных оснований не допустить ученика до итоговой аттестации.
Таким образом, прохождение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую ребенок зачислен экстерном,
осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и распорядительного акта образовательной организации о
приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или)
государственной итоговой аттестации. Обращаем внимание, что после
издания распорядительного акта образовательной организацией лицо
приобретает статус обучающегося-экстерна (ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ), пользуется всеми академическими правами, льготами и мерами социальной поддержки.
Правовая позиция Европейского Суда по правам человека относительно семейного образования сформулирована в ходе рассмотрения
возможности его законодательного запрета через призму права на образование, закрепленного в ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав
человека и основных свобод.
Европейский Суд по правам человека, принимая решение по поводу
законодательного запрета на семейное образование в Германии, напомнил, что родителям не может быть отказано в праве дать детям образование, соответствующее их убеждениям. Вместе с тем «право на образо-
1 Вестник образования России. 2014. № 1.
2
Российская газета. 14.02.2014. № 34.
148
вание по своей природе нуждается в государственном регулировании,
при этом государство пользуется определенной свободой усмотрения в
установлении и толковании правил для своей образовательной системы».
Подводя итог по вопросу правового положения семейного образования, следует сделать вывод о том, что в международно-правовой системе координат семейное обучение не является фундаментальным
правом, но квалифицируется как допустимая форма обучения1
.
Ребенок может обучаться по ускоренной образовательной программе при наличии у него способностей, а также фактических возможностей образовательной организации.
Под индивидуальным учебным планом понимается учебный план,
обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучение по индивидуальному учебному плану предполагает, в
том числе самостоятельность в изучении учебных предметов (дисциплин). При этом обучающийся обязан добросовестно выполнять индивидуальный учебный план, посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную
подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими
работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст. 43
Федерального закона № 273-ФЗ).
На обучение по индивидуальному учебному плану могут перейти
по усмотрению их родителей (законных представителей) обучающиеся в рамках освоения образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность (ч. 9 ст. 58
Федерального закона № 273-ФЗ).
Возможны иные варианты составления индивидуального учебного
плана. Например, образовательная организация работает в режиме
«учебных погружений», предоставляя ученику возможность некоторые курсы 11 класса завершить в 10 классе либо практикует ускоренные курсы обучения.
При разработке учебного плана не допускаются увеличение общего объема нагрузки и максимального объема аудиторной нагрузки
(академических часов) в неделю для обучающихся, а также изменение
состава и структуры обязательных предметных областей по классам
(годам обучения) или на базовую (обязательную) часть.
Реализация образовательных программ невозможна без обеспечения участников образовательных отношений учебной, методической и
1 Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский [и др.].
149
иной литературой, которую во время учебного процесса дети получают в библиотеках.
Согласно Федеральному закону от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования,
социального положения, политических
убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории РФ. Обучающиеся, в частности, имеют
право:
свободно выбрать библиотеку в соответствии со своими потребностями и интересами;
стать пользователями общедоступных библиотек, специализированных государственных детских и юношеских библиотек, а
также библиотек образовательных организаций.
Обучающийся может стать пользователь общедоступной библиотеки по предъявлению документа, удостоверяющего их личность, а
несовершеннолетние в возрасте до 14 лет — документа, удостоверяющего личность их родителей (законных представителей).
Обучающийся как пользователь библиотеки вправе:
бесплатно получать в любой общедоступной библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;
бесплатно получать полную информацию о составе общедоступных библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе печати и других источников информации;
бесплатно получать во временное пользование любой документ
из библиотечных фондов;
продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;
получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;
избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать
практическую помощь библиотеке;
требовать соблюдение конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых им материалов;
пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой;
получать документы на специальных носителях информации в
специальных общедоступных государственных библиотеках
(если ребенок является слепым или слабовидящим);
150
получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания (если
ребенок не может посещать библиотеку в силу физических недостатков);
обжаловать в суд действия сотрудника библиотеки.
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,