Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


свободы и т.д.

Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности

образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения

и распределения во времени на основе педагогически организованных

информационных технологий, прежде всего с использованием средств

телекоммуникации1.

Трудно согласиться с приведенной точной зрения экспертов Федерального центра образовательного законодательства, поскольку нормативных правовых актов, определяющих критерии, основания и

(или) условия разграничения разнообразных форм получения образования, в настоящее время нет.

Как правило, семейное образование характеризуется изучением и

освоением образовательных программ в семье, а самообразование –

получение образования самостоятельно.

Родители (законные представители) могут принять решение и обучать ребенка в семье, создав для этого необходимые условия. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители

(законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа,

на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ).

Родители ребенка, решившие обучать его в семье, должны написать на имя руководителя образовательной организации заявление об

отчислении из образовательной организации в связи с переходом на

обучение в форме семейного образования.

При выборе семейной формы образования у родителей (законных

представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в

семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками

и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни

и формированию у обучающегося мотивации получения образования в

течение всей жизни.

1 URL: http://www.lexed.ru/praktika/kommentarii/arkhiv/obrazovanie/10.php

147

Взаимоотношения между родителями (законными представителями)

и образовательной организацией определяются в заявлении родителей

(законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и


(или) государственной итоговой аттестации (письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»1).

Пунктом 11 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 14002

,

предусмотрена подача заявления в образовательную организацию для

проведения итоговой аттестации, но не оформления договора (соглашения).

С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, полагаем заключение договора (соглашения) между

родителями (законными представителями), дети которых получают

образование в семье, и образовательной организацией в целях проведения промежуточной и итоговой аттестации ребенка, необоснованным. При отсутствии договора и при прохождении ребенком промежуточной аттестации, образовательная организация не имеет законных оснований не допустить ученика до итоговой аттестации.

Таким образом, прохождение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую ребенок зачислен экстерном,

осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и распорядительного акта образовательной организации о

приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или)

государственной итоговой аттестации. Обращаем внимание, что после

издания распорядительного акта образовательной организацией лицо

приобретает статус обучающегося-экстерна (ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ), пользуется всеми академическими правами, льготами и мерами социальной поддержки.

Правовая позиция Европейского Суда по правам человека относительно семейного образования сформулирована в ходе рассмотрения

возможности его законодательного запрета через призму права на образование, закрепленного в ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав

человека и основных свобод.

Европейский Суд по правам человека, принимая решение по поводу

законодательного запрета на семейное образование в Германии, напомнил, что родителям не может быть отказано в праве дать детям образование, соответствующее их убеждениям. Вместе с тем «право на образо-

1 Вестник образования России. 2014. № 1.

2

Российская газета. 14.02.2014. № 34.


148

вание по своей природе нуждается в государственном регулировании,

при этом государство пользуется определенной свободой усмотрения в

установлении и толковании правил для своей образовательной системы».

Подводя итог по вопросу правового положения семейного образования, следует сделать вывод о том, что в международно-правовой системе координат семейное обучение не является фундаментальным

правом, но квалифицируется как допустимая форма обучения1


.

Ребенок может обучаться по ускоренной образовательной программе при наличии у него способностей, а также фактических возможностей образовательной организации.

Под индивидуальным учебным планом понимается учебный план,

обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучение по индивидуальному учебному плану предполагает, в

том числе самостоятельность в изучении учебных предметов (дисциплин). При этом обучающийся обязан добросовестно выполнять индивидуальный учебный план, посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную

подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими

работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст. 43

Федерального закона № 273-ФЗ).

На обучение по индивидуальному учебному плану могут перейти

по усмотрению их родителей (законных представителей) обучающиеся в рамках освоения образовательных программ начального общего,

основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность (ч. 9 ст. 58

Федерального закона № 273-ФЗ).

Возможны иные варианты составления индивидуального учебного

плана. Например, образовательная организация работает в режиме

«учебных погружений», предоставляя ученику возможность некоторые курсы 11 класса завершить в 10 классе либо практикует ускоренные курсы обучения.

При разработке учебного плана не допускаются увеличение общего объема нагрузки и максимального объема аудиторной нагрузки

(академических часов) в неделю для обучающихся, а также изменение

состава и структуры обязательных предметных областей по классам

(годам обучения) или на базовую (обязательную) часть.

Реализация образовательных программ невозможна без обеспечения участников образовательных отношений учебной, методической и

1 Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский [и др.].

149

иной литературой, которую во время учебного процесса дети получают в библиотеках.

Согласно Федеральному закону от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования,
социального положения, политических

убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории РФ. Обучающиеся, в частности, имеют

право:

 свободно выбрать библиотеку в соответствии со своими потребностями и интересами;

 стать пользователями общедоступных библиотек, специализированных государственных детских и юношеских библиотек, а

также библиотек образовательных организаций.

Обучающийся может стать пользователь общедоступной библиотеки по предъявлению документа, удостоверяющего их личность, а

несовершеннолетние в возрасте до 14 лет — документа, удостоверяющего личность их родителей (законных представителей).

Обучающийся как пользователь библиотеки вправе:

 бесплатно получать в любой общедоступной библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;

 бесплатно получать полную информацию о составе общедоступных библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

 бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе печати и других источников информации;

 бесплатно получать во временное пользование любой документ

из библиотечных фондов;

 продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;

 получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

 принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;

 избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать

практическую помощь библиотеке;

 требовать соблюдение конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых им материалов;

 пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой;

 получать документы на специальных носителях информации в

специальных общедоступных государственных библиотеках

(если ребенок является слепым или слабовидящим);

150

 получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания (если

ребенок не может посещать библиотеку в силу физических недостатков);

 обжаловать в суд действия сотрудника библиотеки.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,