Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разработали несколько планов развития образования в России. Но ни

один из них проектов не был реализован.

В «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. впервые в российском законодательстве определяется

статус народных школ, которые попали под власть приказов общественного призрения. В 1786 г. был принят Устав народных училищ.

В соответствии с ним, в каждом губернском городе стали создаваться

четырехклассные училища, а в уездных городах – двухклассные. За

короткое время число школ выросло с 8 до 288. Всего к концу столетия в России насчитывалось 550 учебных заведений. Среди них можно отметить Московское коммерческое училище, Учительскую семинарию при Московском университете и женский Смольный институт.

Первым русским профессором права считается С.Е. Десницкий,

который в 1767–1787 гг. преподавал юридические дисциплины в

Московском университете: сначала — римское право, а потом разработанное им лично русское право, которое он читал по-русски (до

этого преподавание велось на латыни).

Манифест об учреждении министерств 1802 г. заложил правовые

основы создания и деятельности Министерства народного просвещения, что положило начало новому этапу в развитии образования. Пер-

1 Пашенцев Д.А. История юридического образования и юридической науки

в России. М.: Изд-во МГПУ, 2013. С. 14.

25

вым министром народного просвещения был назначен граф П.В. Завадовский.

В 1803 г. Александр I утвердил «Предварительные правила народного просвещения». В них говорилось об училищах приходских,

уездных, губернских гимназиях и университетах. Фактически этот законодательный акт заложил базовые направления развития новой системы обучения.

Реформирование системы образования было продолжено в 1804 г.,

когда было принято сразу несколько важных правовых актов: Устав

учебных заведений, подведомственных университетам, уставы и грамоты Московского, Казанского и Харьковского университетов, Устав

для приходских училищ. В совокупности данные акты составили основу образовательной реформы, заложили правовые основы для дальнейшего развития системы образования в России.

В 1810 г. по распоряжению императора был открыт Царскосельский лицей, предназначенный для подготовки образованных кадров

для государственной службы. В Лицей принимались представители

знатных дворянских фамилий.

Устав гимназий и училищ уездных и приходских (1828) определял

порядок работы и программу преподавания в училищах.


Общий устав императорских российских университетов (1835) регламентировал деятельность университетов, определял порядок преподавания в них.

В период великих реформ середины XIX столетия в России появляются новые виды учебных заведений: женские гимназии и воскресные школы. Земская реформа (1864) повлекла за собой создание

большого количества земских школ, для которых были подготовлены

и учительские кадры. Фактически в этот период зародилась система

педагогического образования.

Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения (1864) стал основным правовым актом образовательной реформы. Его дополняло принятое в том же году Положение о

начальных народных училищах.

Были открыты новые университеты в Одессе, Варшаве и Томске.

Однако по Уставу (1884) университеты были превращены в государственные учреждения с ограничением выборных начал и строгой централизацией.

После Октябрьских событий 1917 г. система образования претерпела существенные изменения.

В составе первого советского правительства, избранного 26 октября (по старому стилю) 1917 г., был образован Народный комиссариат

просвещения (далее — Наркомпрос), который возглавил А.В. Луначарский. Уже 29 октября он обнародовал обращение «О народном

просвещении», в котором обозначил основные направления деятельности новой власти в сфере образования. В 1918 г. специальным де-

26

кретом школа была отделена от церкви, и преподавание религиозных

предметов в школе запрещалось.

Первые годы советской власти — время реформирования всей системы образования в России. Революция коренным образом изменила

отношения между государством и учебными заведениями, а также

принципы функционирования последних.

В 1918 г. при Наркомпросе был создан Совет по делам высшей и

средней школы. В 1919 г. Наркомпросом стали издаваться первые

учебные программы. Также в 1919 г. принято постановление о создании рабочих факультетов при университетах. В соответствии с программой Коммунистической партии 1919 г. предполагалось открытие

широкого доступа в аудитории высшей школы для желающих учиться

из числа рабочих.

В 1920-е гг. сложилась система государственного управления


высшими и средними учебными заведениями. Появилось заочное и

вечернее обучение. Новая структура школьного образования создавалась в соответствии с Уставом единой трудовой школы 1923 г. и отличительной особенностью школы 1920–1930-х гг. было детское самоуправление

1

.

В последующие годы развитию образования уделялось большое

внимание, в первую очередь развитию школьного образования.

К 1940 г. был завершен переход на обязательное семилетнее образование.

В 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон об укреплении

связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного

образования в СССР, который положил начало новой школьной реформе. Этот Закон ввел всеобщее обязательное восьмилетнее образование, установил принцип связи обучения с производством. В Законе

отмечалось, что вся молодежь с 15–16 лет должна включаться в посильный общественно полезный труд, и все ее дальнейшее обучение

необходимо связывать с производительным трудом в народном хозяйстве.

Закон установил следующие основные типы учебных заведений,

дающих полное среднее образование.

1. Школы рабочей и сельской молодежи — вечерние (сменные)

средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей

народного хозяйства, получают среднее образование и повышают

профессиональную квалификацию.

2. Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы

с производственным обучением, в которых лица, окончившие

восьмилетнюю школу, получают в течение трех лет среднее обра-

1 1 Усанов В.Е., Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Государственное и правовое

регулирование образования в истории России. С. 287.

27

зование и профессиональную подготовку для работы в одной из

отраслей народного хозяйства или культуры.

3. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в

которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и среднее специальное образование.

В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей Закон постановил расширить сеть школ-интернатов, а

также школ и групп продленного дня. Было установлено, что школыинтернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних

общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.

Закон признал необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся


любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала

коммунистическое мировоззрение, беззаветную преданность Родине и

народу, воспитывала в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных организаций в

соответствии с Законом являлось дальнейшее улучшение работы по

воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице.

Для профессионально-технического обучения молодежи, идущей

на производство после окончания восьмилетней школы, Закон постановил образовать городские и сельские профессионально-технические

училища.

Закон постановил преобразовать школы фабрично-заводского обучения, ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и другие профессиональные учебные заведения совнархозов и

ведомств в дневные и вечерние городские профессиональнотехнические училища со сроком обучения от одного года до трех лет

и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения один–два года.

В высшие учебные заведения было решено принимать на основе

характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в высшие учебные заведения

наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения Закон предоставлял преимущества лицам, имеющим стаж практической работы.

Закон признал необходимым всемерное улучшение и расширение

вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних высших учебных заведений, развития сети вечернего и заоч-

28

ного образования на базе стационарных высших учебных заведений,

организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

Данный Закон утратил силу в связи с принятием Закона СССР от

19.07.1973 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и

союзных республик о народном образовании», который вступил в силу 1 января 1974 г.

1 Согласно этому документу в систему народного

образования СССР были включены: дошкольное воспитание, общее

среднее образование, внешкольное воспитание, профессиональнотехническое образование, среднее специальное образование, высшее


образование.

Также Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» констатировал,

что в соответствии с Конституцией СССР граждане СССР имеют право

на образование, которое обеспечивается обязательным общим восьмилетним образованием, осуществлением всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического,

среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического развития, обучением в

школах на родном языке, расширением сети дошкольных и внешкольных учреждений, бесплатностью всех видов образования, системой

государственных стипендий и других видов материальной помощи

учащимся и студентам, организацией различных форм производственного обучения и повышения квалификации трудящихся.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о

народном образовании не содержали детального регулирования общественных отношений — устанавливались лишь главные, наиболее

важные положения, которые должны были развиваться и конкретизироваться в других правовых актах. Значительную их часть составляли

нормы-принципы, или «рамочные» нормы. Такая система позволяла

осуществлять комплексное регулирование при отсутствии повторения

текста Основ в региональных актах, что снижало частоту дублирования (в настоящее время это наиболее распространенный порок правового регулирования отношений в сферах совместного федерального и

регионального ведения).

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании в союзных республиках принимались законы об образовании, устанавливающие особенности регулирования отношений в сфере образования каждой конкретной республики. 02.08.1974 в РСФСР2

был принят Закон «О народном образовании».

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 30. Ст. 392.

2

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

29

В последующие годы право на образование нашло свое закрепление

в Конституции СССР (1977) и Конституции РСФСР (1978). В частности, ст. 57 Конституции РСФСР устанавливала: «Каждый имеет право

на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта».

Однако уже в начале 1980-х гг. явления стагнации, застоя, охватившие