Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Под отношениями в области образования в широком смысле
В.И. Шкатулла понимает педагогические отношения по обучению и
воспитанию. Свой выбор термина «педагогические отношения» автор
увязывает с понятием «педагогика» и объясняет тем, что «отношения
воспитания и обучения изучаются педагогической наукой». В.И. Шкатулла отмечает, что понятие «педагогические отношения» занимает
центральную, системообразующую роль в регулировании образова-
1
Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М.: Наука, 1985.
С. 10–16.
2 Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов:
Изд-во СГУ, 1974. С. 6.
20
тельного законодательства и в определенной степени совпадает с понятием «педагогический процесс», под которым подразумевается «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов
и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы
знаний, навыков и умений, формирование способности применять их
на практике»
1
.
Изучая специфику отношений в области образования, В.М. Сырых
развил новый теоретический подход к исследованию образовательных
правоотношений и поставил вопрос об образовательных отношениях
как правоотношениях, имеющих самостоятельную отраслевую значимость. Фактически В.М. Сырых вкладывает в понятие «образовательные отношения» тот же смысл, что В.И. Шкатулла в понятие «педагогические отношения», подразумевая отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания. Свой выбор терминологии В.М. Сырых
объясняет тем, что термин «педагогические отношения» не соответствует принятому в юридической науке обозначению правоотношений. Например, обычно употребляются термины: «семейные отношения», а не «отцовские» или «материнские»; «трудовые», а не «работодательские». Поэтому те отношения, которые В.И. Шкатулла обозначает как педагогические, В.М. Сырых предлагает называть образовательными, так как, по его мнению, образовательные отношения — это
ключевые отношения системы образования.
Все правоотношения в сфере образования, считает В.М. Сырых,
следует подразделять на две группы: 1) образовательные отношения и
2) отношения в сфере образования. Под образовательными отношениями автор понимает отношения, возникающие между обучающимися,
образовательными организациями, педагогическими работниками,
иными лицами в процессе получения обучающимися общего или
профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании или квалификации.
Правоотношениями в сфере образования В.М. Сырых именует все
прочие отношения, возникающие в системе образования, так как они
регулируются нормами практически всех отраслей права: конституционного, административного, гражданского, трудового, финансового, семейного и др.
2
По мнению В.С. Потапенко, образовательные отношения — это
комплексные межотраслевые отношения, регулируемые нормами различных отраслей права. Он полагает, что имеющиеся юридические
исследования подтверждают не только наличие проблемы отнесения
норм, регулирующих отношения в сфере образования, к тому или
1 Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М,
2001. С. 57–59.
2 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика, 2002.
С. 13.
21
иному правовому массиву, но и доказывают необходимость использования при регулировании отношений в сфере образования комплексного подхода
1
.
Как считает В.Ю. Матвеев, отношения, которые складываются в
сфере образования и урегулированы нормами права, образуют правоотношения в сфере образования. Эти правоотношения автор делит на
два вида: непосредственно образовательные отношения и отношения,
связанные с образовательными отношениями2
.
По нашему мнению, совокупность норм, регулирующих отношения в сфере образования, к настоящему моменту еще не сложилась
полностью в самостоятельную отрасль права. Различные правоотношения, возникающие в процессе образовательной деятельности, регулируются нормами разных отраслей права: конституционного, финансового, трудового, административного, гражданского. В то же время
вполне правомерно объединять эти разнородные нормы в рамках одной науки и учебной дисциплины. Это поможет исследовать их более
систематизированно и целенаправленно в том общественно-правовом
контексте, в котором они действуют.
Наряду с образовательным правом, можно говорить об образовательном законодательстве, которое представляет собой самостоятельную отрасль законодательства.
Исходя из общего представления о понятии законодательства, под
образовательным законодательством (или законодательством об образовании) нужно понимать комплексную отрасль российского законодательства, аккумулирующую в своем содержании и структуре, помимо правовых норм и институтов, регулирующих образовательные
отношения в собственном смысле слова, также нормы и институты
других отраслей законодательства (гражданского, административного,
трудового, финансового и пр.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.
Эти нормы взаимосвязаны и образуют системную целостность.
1.3. Этапы развития образовательного права
Важность исследования исторических этапов развития отношений
в сфере образования и регулировавших их норм определяется достижениями исторической школы права, которая, зародившись в Германии, получила развитие в России и во многом сохраняет актуальность
и до наших дней.
1 Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги:
соотношение понятий // Журнал российского права, 2009, № 3.
2 Образовательное право / А.И. Рожков [и др.]. С. 105.
22
В соответствии с основными тезисами, которые сформулированы
основоположниками данной школы, право должно создаваться законодателем не произвольно, законодатель должен учитывать национальный дух (нем. volksgeist), который и выступает настоящим творцом права. Только те нормы, которые соответствуют национальному
духу, соответствуют правосознанию населения страны, будут успешно действовать на практике, воплощаясь в повседневном массовом
поведении.
Развиваясь на протяжении веков, система образования и образовательное право в нашей стране сформировали определенные традиции,
которые сохранились в главной своей сущности неизменными, несмотря на динамику государственной политики и изменения политического режима.
В современных условиях именно гармоничное сочетание традиций
и инноваций, апробированных моделей и новых технологий позволит
системе образования выйти на качественно новый уровень.
История развития образования в нашей стране неразрывно связана
с историей страны, с основными этапами ее развития. Как известно,
уже в период Киевской Руси в результате просветительской деятельности Кирилла и Мефодия и принятия христианства грамотность получила достаточно широкое распространение. Центрами образования
стали церкви и монастыри. Археологические раскопки, предпринятые
в Великом Новгороде, привели к находке огромного числа берестяных грамот. Анализ их содержания свидетельствует о том, что значительная часть незнатного новгородского населения владела грамотой.
Русские люди ценили и любили книгу как источник нового знания.
В период Московской Руси развитие образования продолжилось.
Стоглавый собор 1551 г. постановил учредить в Москве и других городах училища в домах священников и дьячков. Но это мероприятие
так и не было осуществлено. Школ было немного, обучение часто
ограничивалось только постижением грамоты, основным учебным пособием являлись богослужебные книги1
.
Новый импульс развитие образования получило в результате появления книгопечатания. Это событие, способствовавшее развитию грамотности и распространению знаний, неразрывно связано с именем
первопечатника Ивана Федорова.
XVII столетие, связанное с появлением в Москве ряда специализированных школ, подготовило настоящий прорыв в сфере образования.
Но время для этого подошло только в следующем веке, когда Россия
стала Империей и претерпела значительные изменения в результате
реформаторской деятельности Петра Великого.
1 Усанов В.Е., Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Государственное и правовое
регулирование образования в истории России. М.: ИНИМ РАО, 2010. С. 49.
23
В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре была основана Славяногреко-латинская академия — первое общесословное учебное заведение (первоначально называлась Эллино-греческой академией).
В 1814 г. она переведена в Троице-Сергиеву лавру и преобразована в
духовную академию.
При Петре I известный немецкий ученый Г. Лейбниц был принят
юстиц-советником императора. Он составил план учреждения в России Академии наук и университетов, изложенный в записке «О введении образования и наук в России».
При Петре I, уделявшему особое внимание техническому образованию, активно создавались инженерные школы. В Сухаревой башне
была открыта школа математических и навигационных наук, состоявшая в ведении Оружейной палаты. Основным учебником служила
«Арифметика» Л.Ф. Магницкого.
Духовный регламент 1721 г. установил правила организации духовных школ, в которых изучали латинский и греческий языки, логику, риторику и т.д.
По инициативе Петра возникли также цифирные школы, которые
представляли собой начальные школы с математическим уклоном.
Важным источником истории образовательного права стал целый ряд
указов императора Петра Великого, которые связаны с введением
обязательного обучения для детей дворян и церковнослужителей.
Например, Указ 1714 г. разрешал вступать в брак только тем дворянам, которые предоставят свидетельство о знании арифметики и геометрии.
Согласно царскому Указу от 28.01.1724 учреждена СанктПетербургская Академия наук и художеств, официальное открытие
которой состоялось 27 декабря 1725 г.
Первоначально Академия делилась на три отделения, каждое из
которых состояло из кафедр:
математическое — кафедры: высшей математики; астрономии
(с географией и навигацией); механики; физиологии;
физическое — кафедры: экспериментальной и теоретической
физики; химии и практической медицины; ботаники; анатомии
и зоологии;
гуманитарное — кафедры: красноречия и церковной истории;
греческих и римских древностей; правоведения; логики и метафизики1
.
Первым президентом стал Л.Л. Блюментрост, а первым российским академиком — М.В. Ломоносов. Были приглашены из-за границы профессора. В составе Академии основан Академический универ-
1 История механики в России / под ред. А.Н. Боголюбова, И.З. Штокало.
Киев: Наукова думка, 1987. C. 45.
24
ситет. Таким образом, Академия наук совмещала в себе функции
научного и учебного заведения.
При императрице Анне Иоанновне возникли так называемые гарнизонные школы, в которые принимались дети служилых людей. Эти
школы давали не только военное, но и более широкое образование.
В 1755 г. императрица Елизавета подписала Указ об основании
Московского университета — фактически первого в стране высшего
гражданского учебного заведения. У истоков Университета стояли
М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Первоначально в Университете открылись три факультета: философский, юридический и медицинский.
Университет обладал значительной автономией, доступ в него был
открыт представителям всех сословий, за исключением крепостных
крестьян. Срок обучения составлял три года. Жесткие требования
предъявлялись к поведению студентов
1
.
Новым этапом в развитии образования стал период правления Екатерины II. Время ее правления называется просвещенным абсолютизмом. Для этого периода в истории самодержавного государства характерно принятие и открытое провозглашение правящими кругами
принципов французского Просвещения, идей, изложенных в трудах
Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.
Под влиянием «просвещенной» императрицы ее приближенные