Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


.

Под отношениями в области образования в широком смысле

В.И. Шкатулла понимает педагогические отношения по обучению и

воспитанию. Свой выбор термина «педагогические отношения» автор

увязывает с понятием «педагогика» и объясняет тем, что «отношения

воспитания и обучения изучаются педагогической наукой». В.И. Шкатулла отмечает, что понятие «педагогические отношения» занимает

центральную, системообразующую роль в регулировании образова-

1

Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М.: Наука, 1985.

С. 10–16.

2 Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов:

Изд-во СГУ, 1974. С. 6.

20

тельного законодательства и в определенной степени совпадает с понятием «педагогический процесс», под которым подразумевается «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов

и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы

знаний, навыков и умений, формирование способности применять их

на практике»

1

.

Изучая специфику отношений в области образования, В.М. Сырых

развил новый теоретический подход к исследованию образовательных

правоотношений и поставил вопрос об образовательных отношениях

как правоотношениях, имеющих самостоятельную отраслевую значимость. Фактически В.М. Сырых вкладывает в понятие «образовательные отношения» тот же смысл, что В.И. Шкатулла в понятие «педагогические отношения», подразумевая отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания. Свой выбор терминологии В.М. Сырых

объясняет тем, что термин «педагогические отношения» не соответствует принятому в юридической науке обозначению правоотношений. Например, обычно употребляются термины: «семейные отношения», а не «отцовские» или «материнские»; «трудовые», а не «работодательские». Поэтому те отношения, которые В.И. Шкатулла обозначает как педагогические, В.М. Сырых предлагает называть образовательными, так как, по его мнению, образовательные отношения — это

ключевые отношения системы образования.

Все правоотношения в сфере образования, считает В.М. Сырых,

следует подразделять на две группы: 1) образовательные отношения и

2) отношения в сфере образования. Под образовательными отношениями автор понимает отношения, возникающие между обучающимися,

образовательными организациями, педагогическими работниками,

иными лицами в процессе получения обучающимися общего или

профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании или квалификации.


Правоотношениями в сфере образования В.М. Сырых именует все

прочие отношения, возникающие в системе образования, так как они

регулируются нормами практически всех отраслей права: конституционного, административного, гражданского, трудового, финансового, семейного и др.

2

По мнению В.С. Потапенко, образовательные отношения — это

комплексные межотраслевые отношения, регулируемые нормами различных отраслей права. Он полагает, что имеющиеся юридические

исследования подтверждают не только наличие проблемы отнесения

норм, регулирующих отношения в сфере образования, к тому или

1 Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М,

2001. С. 57–59.

2 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика, 2002.

С. 13.

21

иному правовому массиву, но и доказывают необходимость использования при регулировании отношений в сфере образования комплексного подхода

1

.

Как считает В.Ю. Матвеев, отношения, которые складываются в

сфере образования и урегулированы нормами права, образуют правоотношения в сфере образования. Эти правоотношения автор делит на

два вида: непосредственно образовательные отношения и отношения,

связанные с образовательными отношениями2

.

По нашему мнению, совокупность норм, регулирующих отношения в сфере образования, к настоящему моменту еще не сложилась

полностью в самостоятельную отрасль права. Различные правоотношения, возникающие в процессе образовательной деятельности, регулируются нормами разных отраслей права: конституционного, финансового, трудового, административного, гражданского. В то же время

вполне правомерно объединять эти разнородные нормы в рамках одной науки и учебной дисциплины. Это поможет исследовать их более

систематизированно и целенаправленно в том общественно-правовом

контексте, в котором они действуют.

Наряду с образовательным правом, можно говорить об образовательном законодательстве, которое представляет собой самостоятельную отрасль законодательства.

Исходя из общего представления о понятии законодательства, под

образовательным законодательством (или законодательством об образовании) нужно понимать комплексную отрасль российского законодательства, аккумулирующую в своем содержании и структуре, помимо правовых норм и институтов, регулирующих образовательные



отношения в собственном смысле слова, также нормы и институты

других отраслей законодательства (гражданского, административного,

трудового, финансового и пр.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Эти нормы взаимосвязаны и образуют системную целостность.

1.3. Этапы развития образовательного права

Важность исследования исторических этапов развития отношений

в сфере образования и регулировавших их норм определяется достижениями исторической школы права, которая, зародившись в Германии, получила развитие в России и во многом сохраняет актуальность

и до наших дней.

1 Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги:

соотношение понятий // Журнал российского права, 2009, № 3.

2 Образовательное право / А.И. Рожков [и др.]. С. 105.

22

В соответствии с основными тезисами, которые сформулированы

основоположниками данной школы, право должно создаваться законодателем не произвольно, законодатель должен учитывать национальный дух (нем. volksgeist), который и выступает настоящим творцом права. Только те нормы, которые соответствуют национальному

духу, соответствуют правосознанию населения страны, будут успешно действовать на практике, воплощаясь в повседневном массовом

поведении.

Развиваясь на протяжении веков, система образования и образовательное право в нашей стране сформировали определенные традиции,

которые сохранились в главной своей сущности неизменными, несмотря на динамику государственной политики и изменения политического режима.

В современных условиях именно гармоничное сочетание традиций

и инноваций, апробированных моделей и новых технологий позволит

системе образования выйти на качественно новый уровень.

История развития образования в нашей стране неразрывно связана

с историей страны, с основными этапами ее развития. Как известно,

уже в период Киевской Руси в результате просветительской деятельности Кирилла и Мефодия и принятия христианства грамотность получила достаточно широкое распространение. Центрами образования

стали церкви и монастыри. Археологические раскопки, предпринятые

в Великом Новгороде, привели к находке огромного числа берестяных грамот. Анализ их содержания свидетельствует о том, что значительная часть незнатного новгородского населения владела грамотой.

Русские люди ценили и любили книгу как источник нового знания.


В период Московской Руси развитие образования продолжилось.

Стоглавый собор 1551 г. постановил учредить в Москве и других городах училища в домах священников и дьячков. Но это мероприятие

так и не было осуществлено. Школ было немного, обучение часто

ограничивалось только постижением грамоты, основным учебным пособием являлись богослужебные книги1

.

Новый импульс развитие образования получило в результате появления книгопечатания. Это событие, способствовавшее развитию грамотности и распространению знаний, неразрывно связано с именем

первопечатника Ивана Федорова.

XVII столетие, связанное с появлением в Москве ряда специализированных школ, подготовило настоящий прорыв в сфере образования.

Но время для этого подошло только в следующем веке, когда Россия

стала Империей и претерпела значительные изменения в результате

реформаторской деятельности Петра Великого.

1 Усанов В.Е., Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Государственное и правовое

регулирование образования в истории России. М.: ИНИМ РАО, 2010. С. 49.

23

В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре была основана Славяногреко-латинская академия — первое общесословное учебное заведение (первоначально называлась Эллино-греческой академией).

В 1814 г. она переведена в Троице-Сергиеву лавру и преобразована в

духовную академию.

При Петре I известный немецкий ученый Г. Лейбниц был принят

юстиц-советником императора. Он составил план учреждения в России Академии наук и университетов, изложенный в записке «О введении образования и наук в России».

При Петре I, уделявшему особое внимание техническому образованию, активно создавались инженерные школы. В Сухаревой башне

была открыта школа математических и навигационных наук, состоявшая в ведении Оружейной палаты. Основным учебником служила

«Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

Духовный регламент 1721 г. установил правила организации духовных школ, в которых изучали латинский и греческий языки, логику, риторику и т.д.

По инициативе Петра возникли также цифирные школы, которые

представляли собой начальные школы с математическим уклоном.

Важным источником истории образовательного права стал целый ряд

указов императора Петра Великого, которые связаны с введением


обязательного обучения для детей дворян и церковнослужителей.

Например, Указ 1714 г. разрешал вступать в брак только тем дворянам, которые предоставят свидетельство о знании арифметики и геометрии.

Согласно царскому Указу от 28.01.1724 учреждена СанктПетербургская Академия наук и художеств, официальное открытие

которой состоялось 27 декабря 1725 г.

Первоначально Академия делилась на три отделения, каждое из

которых состояло из кафедр:

 математическое — кафедры: высшей математики; астрономии

(с географией и навигацией); механики; физиологии;

 физическое — кафедры: экспериментальной и теоретической

физики; химии и практической медицины; ботаники; анатомии

и зоологии;

 гуманитарное — кафедры: красноречия и церковной истории;

греческих и римских древностей; правоведения; логики и метафизики1

.

Первым президентом стал Л.Л. Блюментрост, а первым российским академиком — М.В. Ломоносов. Были приглашены из-за границы профессора. В составе Академии основан Академический универ-

1 История механики в России / под ред. А.Н. Боголюбова, И.З. Штокало.

Киев: Наукова думка, 1987. C. 45.

24

ситет. Таким образом, Академия наук совмещала в себе функции

научного и учебного заведения.

При императрице Анне Иоанновне возникли так называемые гарнизонные школы, в которые принимались дети служилых людей. Эти

школы давали не только военное, но и более широкое образование.

В 1755 г. императрица Елизавета подписала Указ об основании

Московского университета — фактически первого в стране высшего

гражданского учебного заведения. У истоков Университета стояли

М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Первоначально в Университете открылись три факультета: философский, юридический и медицинский.

Университет обладал значительной автономией, доступ в него был

открыт представителям всех сословий, за исключением крепостных

крестьян. Срок обучения составлял три года. Жесткие требования

предъявлялись к поведению студентов

1

.

Новым этапом в развитии образования стал период правления Екатерины II. Время ее правления называется просвещенным абсолютизмом. Для этого периода в истории самодержавного государства характерно принятие и открытое провозглашение правящими кругами

принципов французского Просвещения, идей, изложенных в трудах

Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Под влиянием «просвещенной» императрицы ее приближенные