Файл: Учебное пособие по дисциплине Информационные системы в бухгалтерском учете (курс лекций) Для.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
80
Функция «Отгрузка» включает формирование и печать счетов- накладных, которые необходимы для отгрузки продукции потребителям, а также ввод данных об отгрузке и таре, получение информации, отражаю- щей текущую ситуацию по отгрузке продукции.
Функция «Рекламации» обеспечивает работу по рекламациям. Здесь тоже выполняется печать приказов-накладных и ввод данных об отгрузке продукции, формируется отчет о состояния дел по рекламациям. Печать приказов-накладных осуществляется после указания пользователем необ- ходимых атрибутов: количества экземпляров, номера приказа-накладной.
Функция «Просмотр договоров» обеспечивает выборку всех заклю- ченных договоров по отгрузке продукции и после ввода номера договора, его даты и кода потребителя осуществляет вывод на экран по форме.
Функция «Сервис» обеспечивает печать визитной карточки, на- стройку цвета, копирование, а также ведение справочников и рекламаций.
АРМ бухгалтера по учету готовой продукции, ее отгрузки и реализа- ции в бухгалтерии (АРМ УГПБ) может функционировать автономно или в комплексе с другими АРМ. Входная информация формируется на месте возникновения в отделе сбыта и передается в бухгалтерию в электронном виде. На основании этих данных выписывают счета-фактуры (могут быть сформированы и при вводе соответствующей информации с клавиатуры).
АРМ УГПБ обеспечивает выполнение пользователем четырех функций: решение задачи «Отгрузка и реализация», печать машинограмм, ведение справочников и сервис.
Функция «Отгрузка и реализация» предусматривает выполнение всех основных технологических действий по вводу исходной информа- ции, обработке и выводу результатной.
Режим «Ведение отгрузки и реализации» обеспечивает ведение опе- ративной информации по отгрузке и реализации готовой продукции.
Режим «Выписка счета» обеспечивается на основе промежуточной базы, которая должна быть к этому моменту откорректирована пользова- телем. После выписки счета данные об отгрузке автоматически перено- сятся в основную базу.
Последний режим, выполняемый в пределах функции «Отгрузка и реализация», обеспечивает расшифровку платежных требований с помо- щью вывода информации о содержании находящихся в них счетов- накладных.
Функция «Печать» обеспечивает формирование и вывод формы № 16, выходных документов, сальдо неоплаченных счетов, сальдо счетов, не ушедших в банк, и сводной формы № 16. Здесь же осуществляется пере- ход на следующий месяц. Это происходит автоматически.
81
6. Автоматизация финансово-расчетных операций и составления
отчетности
.
Автоматизация учета денежных средств
Учет кассовых операций осуществляются в соответствии с «Поряд- ком ведения кассовых операций в Российской Федерации», каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установ- ленной форме. Рекомендовано к счету 50 «Касса» открывать субсчета:
50-1 «Касса организации»,
50-2 «Операционная касса»,
50-3 «Денежные документы»,
50-4 «Валютная касса».
Типовая унифицированная форма приходных и расходных кассо- вых ордеров позволяет автоматизировать их печать с заполнением большинства позиций этих документов.
Задачи, решаемые при учете кассовых операций: формирование приходных кассовых ордеров; формирование расходных кассовых ордеров; накопление бухгалтерских записей (проводок), отражающих хозяйственные операции по счету 50; получение и печать отчета кассира и кассовой книги за определен- ный (отчетный) период; формирование и печать регистров бухгалтерского учета по счету
50.
Информационное обеспечение решения этих задач содержит: а) первичные документы (приказы руководства, кассовые чеки, расчетные ведомости и т.д.); б) классификаторы — работающих, контрагентов, денежных до- кументов; в) настроечную таблицу, которая используется на большинстве участков учета и позволяет в соответствии с содержанием хозяйственной операции формировать необходимые бухгалтерские записи (проводки); г) массивы, содержащие текущую первичную информацию: реестр приходных и расходных кассовых ордеров, реестры поступающих и вы- даваемых денежных документов, журнал бухгалтерских записей по де- бету и кредиту счета 50.
Учет банковских операций. В соответствии с «Положением о без- наличных расчетах в РФ», основную часть своих денежных средств ор- ганизации должны хранить в соответствующих коммерческих банках, через которые между предприятиями и организациями осуществляются безналичные расчеты.
Счета:
51 «Расчетные счета»;
82 52 «Валютные счета»;
55 «Специальные счета в банках»;
57 «Переводы в пути».
Задачи: формирование платежных документов (платежных поручений); накопление бухгалтерских записей (проводок), получение и печать аналитических и синтетических бухгалтерских регистров по счетам 51, 52, 55, 57.
Информационное обеспечение решения этих задач включает: а) первичные документы (распоряжения руководства об оплате счетов, выполнении расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, о получении наличных денег их банка, об открытии и расходовании ак- кредитива, чековой книжки и т.д.); б) классификаторы — контрагентов, договоров, счетов и реквизи- тов контрагентов, банков, их реквизитов; в) справочник курсов валют; г) настроечную таблицу хозяйственных операций; д) массивы, содержащие текущую информацию — реестр банков- ских выписок, реестр полученных и выписанных платежных поручений, журнал бухгалтерских записей по дебету и кредиту счетов 51, 52, 55, 57.
Информационную систему и реализацию автоматизированного учета операций с денежными средствами следует организовать таким образом, чтобы обеспечить другие участки учета той информацией, ко- торая содержится в обрабатываемых документах.
Учет расчетных операций должен обеспечить контроль за состоя- нием расчетов с внешними организациями и предприятиями и с внут- ренними.
Счет: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Практически все необходимые бухгалтерские регистры этого уча- стка могут быть получены автоматически на основании накопленной в базе данных информации. Такими регистрами являются ведомость ана- литического учета, ведомость синтетического учета, раздел главной кни- ги по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Кроме того, возможно получение различных справок, карточек состояния расчетов с отдельными контрагентами и т.д.
С собственными сотрудниками, кроме расчетов по оплате труда, необходимо учитывать расчеты с подотчетными лицами, расчеты по предоставленным займам, по возмещению материального ущерба и т.д.
Учет таких расчетов должен вестись по каждому сотруднику отдельно.
На участке учета расчетных операций проводится учет: полученных материальных ценностей, поступивших товарно- транспортных накладных, накладных, отчетов подотчетных лиц, счетов-
83 фактур в разрезе поставщиков, договоров, поставок, выставленных сче- тов и их оплаты; полученных услуг, выданных актов выполненных работ, получен- ных счетов, счетов-фактур и их оплаты; отгруженных материальных ценностей, выписанных товарно- транспортных накладных, накладных, выданных счетов-фактур и их оп- латы; оказанных другим организациям услуг, полученных актов выпол- ненных работ, выписанных счетов, счетов-фактур и их оплаты; выданных сотрудникам ссуд и их погашения; материального ущерба, нанесенного сотрудниками и его возмеще- ние; выданных займов и расчетов по ним; полученных займов и кредитов и расчетов по ним.
Как отмечалось, все данные о поступивших и произведенных опла- тах по любой из этих позиций могут быть получены с участков учета кассовых и банковских операций. Поэтому можно говорить, что инфор- мационное обеспечение для рассматриваемых учетных задач частично, а иногда и полностью формируется при работе других участков учета. Та- ким источником информации практически для всех участков учета яв- ляются участки учета кассовых и банковских операций. В соответствии с этими функциями строится головное меню АРМ учета финансово- расчетных операций АРМ УФО (рис. 5.6).
Все рассматриваемые задачи используют как специфическую, так и общесистемную информацию.
Автоматизация учета финансовых результатов и составления от- четности
Особое место в информационной системе бухгалтерского учета за- нимают формирование финансовых результатов и учет капитала: раздел
VII «Капитал» (счета 80—84, 86) и раздела VIII «Финансовые результа- ты» (счета 90, 91, 94, 96—98).
Формирование финансовых результатов представляет собой чело- веко-машинный процесс, включающий расчеты и выполнение на их ос- нове бухгалтерских записей, в основном по счетам учета затрат (20—29,
44), расчетов с бюджетом и внебюджетными
При формировании финансовых результатов проводят расчет: выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг; операционных доходов; внереализационных доходов; прямых расходов; косвенных расходов; себестоимости готовой продукции, товаров, предназначенных для
84 продажи; себестоимости незавершенного производства; себестоимости остатков готовой продукции, товаров на складе; себестоимости реализованных готовой продукции и товаров; коммерческих расходов; операционных расходов; внереализационных расходов; балансовой и чистой прибыли.
В соответствии с этими функциями строится головное меню АРМ учета финансовых результатов и составления бухгалтерской отчетности
АРМ УФС и СБО.
Информационным обеспечением перечисленных задач являются регистры бухгалтерского учета: затрат (счета 20—29, 44, 91); готовой продукции (счет 43); товаров (счет 41); доходов (счета 90, 91); прибылей и убытков (счет 99); расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (счета 68, 69).
Результат каждого расчета отражается определенными бухгалтер- скими записями (проводками), составляющими закрытие отчетного пе- риода. Для выполнения проводок любая автоматизированная информа- ционная система бухгалтерского учета допускает ручной ввод, так как на практике выполнить их в автоматическом режиме не представляется возможным.
Печать отчетности. В связи с тем, что формы отчетных документов утверждаются соответствующими ведомствами, все разработчики ин- формационных систем бухгалтерского учета при сопровождении своих программ у клиентов постоянно актуализируют модуль печати таких форм и, по возможности, их заполнения. Если алгоритм расчета показа- телей, заносимых в строки документов, практически не зависит от вы- бранной аналитики по бухгалтерским счетам, то их расчет может быть автоматизирован.
Обычно разработчики автоматизированных информационных сис- тем бухгалтерского учета включают в состав функций настройку печати различных машинограмм и выполнения расчетов. В тех случаях, когда не все данные отчетов и деклараций могут быть рассчитаны автоматиче- ски, должны быть предусмотрены режимы и заполнения этих докумен- тов вручную.
85
Список
литературы
1.
Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита Москва Омега-Л, 2006 2.
Бароновская Т.П., В.И. Лойко и др. Информационные систе- мы и технологии в экономике. Москва Финансы и статисти- ка, 2005 3.
Голкина Г.Е. Бухгалтерские информационные системы. Мо- сква, 2004 4.
Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учеб- ник. Издательство: Дашков и К, 2009 г., 394 с.
5.
Латушко Н.А. Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите: Уч. Пос. для студентов специальностей "Прикладная информатика в экономике", Часть 2. Издатель- ство: МИИТ, 2005 г., 288 с.
6.
Латушко Н.А. Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите. Часть 3: Учебное пособие. Издательство:
МИИТ, 2006 г., 232 с.
7.
Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: ор- ганизация и проектирование: учебное пособие. Издательство:
БХВ-Петербург, 2009 г., 528 с.
8.
Васина Е. Н., Партыка Т. Л., Попов И. И. Автоматизирован- ные информационные системы бухгалтерского учета. Изда- тельство: Форум, Инфра-М, 2011 г., 432 стр.