Файл: Учебное пособие по дисциплине Информационные системы в бухгалтерском учете (курс лекций) Для.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема
10 Источники данных, регистры и счета налогового учета
1.Источники данных для налогового учета.
2. Регистры налогового учета.
3. Счета налогового учета.
4. Общие подходы к разработке бухгалтерских программ с под-
держкой
налогового законодательства.

67
1. Источники данных для налогового учета
Первичные документы являются основным источником данных для налогового учета. Все совершаемые хозяйственные операции оформляют- ся унифицированными формами первичной учетной документации, ут- вержденными Госкомстатом России. В случае, если какая-либо операция или объект учета различаются в бухгалтерском и налоговом учете, они документально оформляются по правилам налогового, а не бухгалтерско- го учета.
Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) пери- од, сгруппированные в соответствии с требованиями Налогового кодекса
РФ. Такие регистры ведутся в виде специальных форм на бумажных носи- телях или в электронном виде.
Регистрами, формирующими данные о доходах, связанных с произ- водством и реализацией, являются справки о выручке от реализации: ус- луг по основной деятельности, основных средств, нематериальных акти- вов и другие.
Регистрами, формирующими данные о внереализационных доходах, являются: справка о внереализационных доходах, ведомость учета внереа- лизационных доходов и другие.
Расчет налоговой базы за отчетный период содержит следующие данные: период, за который определяется налоговая база (с начала налогово- го периода нарастающим итогом); сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде; сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов; сумму внереализационных расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итого: налоговая база за отчетный (налоговый) период.
Принципиальные требования, предъявляемые к регистрам бухгалтерского и налогового учета, на законодательном уровне совпадают. Между тем аналитические регистры, предназначенные для определения налоговой ба- зы, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денеж- ном выражении; наименование хозяйственной операции;


68 подпись лица, ответственного за составление регистра.
Состав и порядок ведения регистров налогового учета может различаться в зависимости от многообразия видов деятельности, масштаба организа- ции и количества операций. Регистры налогового учета могут разрабаты- ваться самостоятельно, либо за их основу могут быть приняты регистры, разработанные Министерством налоговой службы России. Последние представляют собой перечень основных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы.
2. Регистры налогового учета
К регистрам налогового учета относятся: регистры учета хозяйственных операций — являются источником информации об операциях, влияющих на величину налоговой базы в те- кущем или будущем периодах. К ним относятся: регистры учета операций приобретения имущества, работ и услуг; регистры учета операций выбы- тия имущества, работ и услуг; регистры учета поступления денежных средств, регистры учета расхода денежных средств и другие; регистры промежуточных расчетов — предназначены для отражения информации о порядке проведения расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы. К ним относятся: ре- гистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»; регистр-расчет
«Амортизации нематериальных активов»; регистр-расчет «Стоимости сы- рья и материалов, списанных в отчетном периоде»; регистр «Инвентари- зации кредиторской задолженности на отчетную дату» и другие; регистры учета состояния единицы налогового учета — являются источ- ником информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о ко- торых используются более одного отчетного периода. К ним относятся: регистры: информации об объекте основных средств; информации об объ- екте нематериальных активов; учета операций по движению дебиторской задолженности; учета операций по движению кредиторской задолженно- сти и другие; регистры формирования отчетных данных — содержат информацию о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. К ним относятся регистры расчета амортизации основных средств; учета стоимости товаров, списанных в отчетном периоде; учета прочих расхо- дов текущего периода; расчета остатка транспортных расходов и другие.
Для исчисления, например, налога на прибыль в системе «1C:» су- ществует команда «Налоговый учет», где предусмотрено формирование регистров для заполнения декларации по налогу на прибыль. Заполняются регистры, подтверждающие доходы организации (доходы вносятся за ми- нусом НДС, налога с продаж, акцизов) и расходов, на которые уменьшает- ся налогооблагаемая прибыль. После заполнения форм «Доходы от реа- лизации» и «Признанные расходы, связанные с производством и реализа-


69 цией, уменьшающие сумму доходов от реализации» заполняется расчет по налогу на прибыль. Заполнение всех форм декларации по налогу на при- быль производится командами: «Отчеты», «Регламентированные», «Фор- ма налога на прибыль»-Для ведения налогового учета основных средств также используется команда «Налоговый учет», где формируются необхо- димые налоговые регистры: регистр учета прямых затрат — в него переносятся данные об амор- тизации активной части основных средств, непосредственно используе- мых при производстве товаров, работ, услуг; регистр учета операций приобретения имущества и иных активов
(регистр первого уровня) — здесь отражается стоимость любого имущест- ва (работ, услуг, прав), полученного налогоплательщиком; регистр — расчет формирования стоимости объекта учета предна- значен для расчета его стоимости; регистр — расчет амортизации основных средств — предназначен для налогового учета амортизации основных средств и распределения сумм амортизации между прямыми и косвенными расходами; регистр учета операций выбытия имущества и иных активов – пред- назначен для ведения учета по выбытию имущества.
3. Счета налогового учета.
С учетом требований Налогового кодекса РФ записи по счетам нало- гового учета предлагается делать по аналогии со счетами 90-99 бухгалтер- ского Плана счетов: по дебету счетов отражаются расходы и убытки, а по кредиту — доходы и прибыль. Министерством налоговой службы предла- гаются к применению следующие счета и субсчета налогового учета:
012 — «Доходы от реализации без НДС, НП и акцизов»;
013 — «Расходы, связанные с производством и реализацией»;
015 — «Внереализационные доходы»;
016 — «Внереализационные расходы»;
017 — «Прибыль (убыток) от внереализационных операций»;
018 — «Налоговая база»;
019 — «Перенос убытков на будущее»;
020 — «Расходы будущих периодов».
В рамках каждого из счетов предполагается использование соответ- ствующих субсчетов. Субсчетами, к примеру, счета 012 являются:
012.1 — «Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственно- го производства, имущества, имущественных прав»;
012.2 — «Выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке»;
012.3 — «Выручка от реализации покупных товаров»;

70 012.4 — «Выручка от реализации финансовых инструментов сроч- ных сделок, е обращающихся на организованном рынке»;
012.5 — «Выручка от реализации основных средств»;
012.6 — «Выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслужи- вающих производств и хозяйств»;
012.7 — «Выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке».
По каждому налоговому счету (субсчету) ведется аналитический ре- гистр — журнал. При необходимости можно вести и другие аналитиче- ские регистры - ведомости, разработочные таблицы и другие.
4. Общие подходы к разработке бухгалтерских программ с под-
держкой
налогового законодательства
Перевод бухгалтерского учета на новую законодательную платфор- му связан с соответствующими изменениями в технике его реализации.
Разные фирмы по-разному подходят к решению указанных вопросов, ис- пользуют разные технологии учета предъявляемых требований. Однако независимо от специфики подходов, они вынуждены решать некоторые общие вопросы, к которым относятся: выявление наиболее важных и трудоемких регистров налогового учета; выявление различий в правилах ведения бухгалтерского и налогового уче- та; осуществление необходимых модификаций программ, касающихся бух- галтерского учета; внесение изменений в порядок определения налоговой базы; пересмотр содержания первичных документов и учетных регистров с точки зрения учета требований Налогового кодекса РФ и нового Плана счетов; обеспечение автоматизированного заполнения декларации по налогу на прибыль.
Для любого предприятия и фирмы-разработчика программного обеспече- ния становятся актуальными вопросы: расчета налога на доходы с физических лиц; расчета единого социального налога; формирования необходимых наборов проводок; быстрого оформления соответствующих платежных документов на перевод налоговых сумм в бюджет и во внебюджетные фонды;
Тема
11. Автоматизация участков бухгалтерского учета
1. Автоматизация учета основных средств и нематериальных
активов
.
2. Автоматизация учета материальных ценностей.


71
3. Автоматизация расчетов с персоналом по оплате труда.
4. Автоматизация учета затрат на производство и калькулиро-
вание
себестоимости продукции.
5. Автоматизация учета готовой продукции и ее продаж.
6. Автоматизация финансово-расчетных операций и составления
отчетности
.
1. Автоматизация учета основных средств и нематериальных
активов
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и уст- ройства, вычислительная техника, транспортные средства, рабочий, про- дуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйст- венные дороги и пр., а также капитальные вложения на конкретное улуч- шение земель, в арендованные объекты основных средств, земельные уча- стки, объекты природопользования.
Единицей бухгалтерского учета основных средств служит инвентарный объект.
Для ведения аналитического учета должны быть предусмотрены массивы: массив, в который вносятся все характеристики и показатели объекта, по- зволяющие проследить весь его жизненный цикл от поступления до вы- бытия; массив, в котором отражаются амортизационные отчисления и содержит- ся вся информация, позволяющая получить сведения о начисленной за любой период и накопленной амортизации любого объекта или группы объектов; массив, где отражается вся информация о проведенных ремонтах, модернизации и реконструкции всех объектов, состоящих на учете; массив с данными о проводимых переоценках.
В обобщенном массиве — электронной картотеке содержится вся необходимая информация по каждому объекту основных средств.
Должен быть обеспечен параллельный учет одного и того же объек- та для целей бухгалтерского и налогового учета. При этом возможны два варианта: создание двух разных массивов — электронная картотека основных средств, учитываемых в бухгалтерском учете и в целях налогообложения; создание одного массива, но данные по каждому объекту будут иметь
«бухгалтерскую» и «налоговую» оценку.
Система меню учета хозяйственных операций по учету ОС отражает следующие основные объекты учета:
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ


72
Поступление основных средств
За счет собственных средств
Безвозмездное
Целевое финансирование
Капитальное строительство хозяйственным способом подрядным способом
Аренда объект на балансе арендатора объект на балансе арендодателя
Лизинг объект на балансе арендатора объект на балансе арендодателя
Возврат объекта, переданного в аренду
Расконсервация
Амортизация бухгалтерский учет налоговый учет
Изменение стоимости реконструкция модернизация переоценка
Ремонт
Выбытие ликвидация реализация безвозмездная передача консервация передача в аренду
Инвентаризация
Формирование регистров бухгалтерского учета ведомость амортизацион- ных отчислений отчеты о движении объектов основных средств ведомость аналитического учета по субсчетам счетов 01, 02 03,08,07 ведомости син- тетического учета по счетам 01, 02, 03, 08, 07 Формирование разделов бухгалтерской (финансовой) отчетности
Формирование регистров налогового учета ведомость амортизаци- онных отчислений отчет о движении объектов основных средств Функции 1—5 осуществляет персонал бухгалтерии.
Варианты ввода данных документов:
1) бухгалтер заполняет экранную форму документа, точно повто- ряющую бумажный документ;

73 2) бухгалтер, имея готовый бумажный документ, вводит его данные в экранную таблицу, которая может отличаться от формы обрабатываемого документа.
Ввод информации о хозяйственных операциях формирует массив бухгалтерских записей (проводок) — журнал бухгалтерских проводок.
Функции 7—9 выполняются автоматически.
К нематериальным активам относятся права, возникающие из автор- ских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, компьютерные программы и базы данных, патенты на изобретения, про- мышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау и т.д.
Учет нематериальных активов и основных средств имеет много об- щего, поэтому при его организации можно использовать методику, анало- гичную учету основных средств.
2. Автоматизация учета материальных ценностей
К материально-производственным запасам относятся, в частности, активы, используемые в качестве сырья, материалов, товаров и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения ра- бот, услуг), для управленческих нужд, для перепродажи.
Единицу бухгалтерского учета материальных ценностей организация выбирает самостоятельно. Такой единицей может быть отдельный пред- мет, упаковка, товар и т.д.
Ввод в эксплуатацию подсистемы автоматического учета материаль- ных ценностей на предприятии со сложным производством и большой номенклатурой используемых материальных ценностей связан с вводом большого объема информации в классификатор «Номенклатурный спра- вочник материалов». Этот ввод необходимо выполнить как можно быст- рее, так как за короткий временной период большие объемы материаль- ных ценностей поступают и используются.
Некоторое время учет материальных ценностей должен вестись па- раллельно с использованием вводимого модуля автоматизированной сис- темы учета материалов и с использованием старой системы.
Учет материалов имеет циклических характер. Периодом повторения процедур учета обычно является месяц. Учет, который ведется в течение учетного цикла, корректируется по его окончании. Уточняются состав и оценка всех хозяйственных операций, рассчитываются остатки на начало следующего цикла (количество и стоимость). Комплекс этих учетных опе- раций называют закрытием учетного цикла.
В конце учетного цикла формируются регистры количественно- суммового, бухгалтерского и налогового учета.
Система меню учета хозяйственных операций по учету материаль- ных ценностей отражает следующие основные объекты учета:
УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ