Файл: Учебное пособие по дисциплине Информационные системы в бухгалтерском учете (курс лекций) Для.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОУ ВПО «Дагестанский
государственный
институт народного
хозяйства Правительства
РД»
Савзиханова Сабина Эминовна
Кафедра
«Информационные технологии»
Учебное
пособие
по
дисциплине
«Информационные системы в бухгалтерском
учете
»
(курс лекций)
Для
студентов 4 курса дневного и заочного отделений факультета
«
Прикладная
информатика (в экономике)»
Направления
подготовки 230700 «Прикладная информатика»
Профиля
подготовки «Прикладная информатика в экономике»
Махачкала
– 2011
Составитель
: Савзиханова Сабина Эминовна, кандидат экономиче-

2 ских наук, старший преподаватель кафедры «Информационные техноло- гии» ДГИНХ.
Внутренний
рецензент:Эминова Нигара Эминовна, кандидат эко- номических наук, старший преподаватель кафедры «Информационные технологии» ДГИНХ.
Внешний
рецензент:Кутаев Шихрагим Кутаевич, кандидат эконо- мических наук, научный сотрудник института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии Наук.
Учебное
пособие разработано с учетом требований п.41 Типового по-
ложения
об образовательном учреждении высшего профессионального об-
разования
(высшем учебном заведении) РФ, Утвержденного постановлени-
ем
Правительства РФ от 14.02.2008 №71.
Савзиханова С.Э.
Учебное пособие комплекс по дисциплине «Ин- формационные системы в бухгалтерском учете» для направления подго- товки «Прикладная информатика», профиля «Прикладная информатика в экономике» – Махачкала: ДГИНХ, 2011. – 107 с.
Рекомендовано к утверждению и к изданию Учебно-методическим со- ветом ДГИНХ
Проректор по учебной работе
ДГИНХ, председатель Учебно- методического совета, доктор эко- номических наук, профессор Каза- ватова Н.Ю.
23 апреля 2011 г.
Одобрено
Советом факультета
«Прикладная информатика (в эко- номике)»
Председатель Совета, к.э.н., доцент Раджабов К.Я.
16 апреля 2011 г.
Одобрено кафедрой «Информационные технологии», протокол № 7 от 21 марта 2011 г. зав. кафедрой к.ф-м.н.,
Галяев В.С.
Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанско- го государственного института народного хозяйства.

3
Содержание
Тема
и план лекций
Тема
1. Основы построения информационных экономиче-
ских
систем
Тема
2. Бухгалтерские информационные системы и воз-
можности
их использования в управлении экономически-
ми
объектами
1.
Классификация и структура экономической информации
2.
Понятие системы. Экономические и бухгалтерские ин- формационные системы
3.
Бухгалтерская информация и ее потребители
4.
Бухгалтерский учет как функция управления
5.
Автоматизация бухгалтерского учета – основа эффектив- ного управления
Тема
3. Классификация бухгалтерских программ и систем
1.
Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России
2.
Классификация бухгалтерских программ и систем
3.
Специализация программного обеспечения по группам потребителей
Тема
4. Технология автоматизации бухгалтерского учета
1.
Структура бухгалтерской информационной системы
2.
Особенности компьютерной обработки бухгалтерских данных
3.
Этапы автоматизации бухгалтерского учета на предпри- ятии
4.
Принципы выбора программ
Тема
5. Программное обеспечение автоматизированных
систем
бухгалтерского учета
1.
Состояние и проблемы рынка программного обеспечения
2.
Требования к программному обеспечению
3.
Понятие и модели жизненного цикла программного обеспечения
Тема
6. Версии и описание программ автоматизации бух-
галтерского
учета
1.
Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета
2.
Версии программ автоматизации бухгалтерского учета
Тема
7. Принципы работы в автоматизированных систе-
мах
бухгалтерского учета


4 1.
Основные понятия автоматизированных систем бухгал- терского учета
2.
Работа с объектами в автоматизированных бухгалтерских системах
3.
Работа с аналитикой
4.
Документы
5.
Отчетность
Тема
8. Тенденции и перспективы развития бухгалтерских
информационных
систем
1.
Тенденции развития автоматизированных систем бухгал- терского учета
2.
Перспективы развития автоматизированных систем бух- галтерского учета
3.
Режимы взаимодействия пользователя и ЭВМ в бухгал- терских информационных системах
Тема
9. Налоговый учет в автоматизированных системах
бухгалтерского
учета
1.
Понятие и принципы ведения налогового учета
2.
Подходы к организации налогового учета
3.
Учетная политика предприятия для целей налогообложе- ния
Тема
10. Источники данных, регистры и счета налогового
учета
1.
Источники данных для налогового учета
2.
Регистры налогового учета
3.
Счета налогового учета
4.
Общие подходы к разработке бухгалтерских программ с поддержкой налогового законодательства
Тема
11. Автоматизация участков бухгалтерского учета
1.
Автоматизация учета основных средств и нематери- альных активов
2.
Автоматизация учета материальных ценностей
3.
Автоматизация расчетов с персоналом по оплате труда
4.
Автоматизация учета затрат на производство и каль- кулирование себестоимости продукции
5.
Автоматизация учета готовой продукции и ее продаж
6.
Автоматизация финансово-расчетных операций и со- ставление отчетности

5
Введение
Информационные системы бухгалтерского учета представляют ши- рочайшие возможности для ведения бухгалтерского учета на предпри- ятии. Благодаря использованию различных современных информацион- ных технологий, они обеспечивают: возможность настройки на особенно- сти бухгалтерии, ведение расширенного аналитического учета за счет до- бавления к отдельным балансовым счетам аналитических признаков, ре- гистрацию хозяйственных операций несколькими способами, формирова- ние любых отчетных первичных документов и оперативных сводок, фор- мирование графических иллюстраций результатов финансово – хозяйст- венной деятельности, формирование оперативной информации о состоя- нии дел на предприятии и т.д.
Полученные знания в области «Информационные системы бухгал- терского учета» повышает профессиональный уровень подготовки сту- дентов в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, владения современными методами обработки данных на компьютерах, что является необходимым инструментом в работе экономиста - информатика.
Представленный материал соответствует образовательной програм- ме по направлению, содержит в себе лекции, лабораторные задания, зада- ния, упражнения, вопросы для повторения и самостоятельной работы, тес- товые задания, экзаменационные вопросы. Все разделы и темы последова- тельны и тесно увязаны друг с другом.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 4 курса, обучающихся на факультете «Прикладная информатика (в экономике)», направления «Прикладная информатика» профиля «Прикладная информа- тика в экономике».
Состав курса – 324 часа (9 з.е.):
Лекционная часть – 64 часа;
Лабораторные занятия – 64 часов;
Самостоятельная работа – 130 часов.
Формы контроля.
Выполнение лабораторных и промежуточных контрольных работ;
Семестровая аттестация;
Итоговый экзамен в конце семестра.


6
Тема
1. Основы построения информационных экономических систем.
Для того, чтобы успешно конкурировать на рынке, иметь устойчивое финансовое положение и перспективы роста, необходима полная, опера- тивная и актуальная информация для прогнозирования, планирования, учета и анализа экономической деятельность предприятия. Одной из при- чин медленной адаптации предприятия в условиях рынка является отсут- ствие на них современных автоматизированных информационных систем
(АИС), позволяющих оперативно решать постоянно возникающие нестан- дартные задачи. Именно на основе применения новых информационных технологий возможно совершенствование процессов управления для лю- бого экономического объекта.
Современные АИС дают возможность интегрировать процессы про- гнозирования, стратегического и оперативного планирования, полного учета и анализа на основании применения технологии баз данных, пред- ставляющих информационную модель взаимосвязанных экономических объектов в совокупности с актуальными, полными и достоверными дан- ными об их функционировании. Кроме этого, они обеспечивают инфор- мацией процесс разработки алгоритмов, реализующих необходимые эко- номико – математические методы, а также более простые информационно
– поисковые функции на основе системы запросов и отчетов. При этом, конечной целью создаваемых АИС является оперативное представление точных данных в полном объеме всем специалистам предприятия, связан- ных с обработкой данных для принятия оптимальных решений.
При создании АИС предприятий, имеющих сложную организацион- ную, функциональную и информационную структуры, возникают про- блемы оптимизации процессов обработки больших объемов неоднород- ных и распределенных данных, необходимых для управления предпри- ятием.
Процесс создания таких систем происходит в следующей последова- тельности:

планирование разработки ИС;

определение требований к системе;

сбор и анализ требований пользователей;

проектирование баз данных, выбор СУБД;

разработка приложений, создание прототипов;

реализация, тестирование, эксплуатация и сопровождение.
При этом наибольшее внимание уделяется проблемам, связанным с получением, хранением и обработкой информации.
В современных системах эти вопросы решаются с помощью созда- ния баз данных организации по различным направлениям ее деятельности.
Жизненный цикл существования баз данных включает:


7

планирование и создание БД;

проектирование БД;

эксплуатацию и управление данными;

применение и сопровождение БД.
Переход от эксплуатации отдельных прикладных систем к созданию единой информационной базы предприятия начинается с планирования базы данных, которое включает определение задачей и целей содержания
БД и ее эксплуатации, а также выбор технических и организационных средств наиболее эффективного использования ресурсов предприятия для достижения этих целей.
Цели определяются желаемым состоянием предприятия в некотором будущем и необходимыми для этого изменениями деятельности или пока- зателей работы предприятия. Цели должны быть ранжированы по степени их важности для планировании распределения ресурсов и порядка прове- дения работ по их достижению. Цели разбиваются на задачи и подзадачи, и таким образом образуют «дерево» целей и задач, ориентированное на получение конечного результата.
В настоящее время важнейшей целью для большинства предприятий является повышение конкурентоспособности их продукции на российском и зарубежном рынках. Определяющим здесь является реальная цена ко- нечного продукта. Достижение данной цели связано с решением ряда за- дач, среди которых важнейшими являются: повышение рентабельности производства; расширение рынков сбыта; рациональное использование запасов.
Если цели и задачи верхнего уровня определяются, как правило, ру- ководством предприятия, то определение задач базы данных является функцией администратора БД и требует дополнительного исследования и анализа предметной области.
Анализ предметной области проводится на основании программы и методики обследования объекта и должен предшествовать проектирова- нию БД. Программа и методика обследования определяют последователь- ность действий при создании информационной системы, перечень обсле- дуемых подразделений и состав документов, представляемых в результа- те обследования объекта. В материалах обследования должны быть отра- жены следующие основные сведения:

организационная структура объекта и возможности ее измене- ния при решении поставленных задач;

функции каждого потенциального пользователя с указанием необходимых исходных данных и результатов выполнения функции;

перечень документов и сообщений (а также их структура) по каждому подразделению, включенному в программу обследования;

8

информационные взаимосвязи между подразделениями и поль- зователями будущей интегрированной базы данных.
Указанные сведения являются исходными для анализа требований пользователя, их интеграции и моделирования данных на этапе проекти- рования баз данных. Этап планирования БД может быть выполнен как си- лами группы администратора базы данных предприятия, так и с привле- чением специализированных в данной предметной области фирм, однако необходимым условием является документирование результатов исследо- вания и анализа объекта в формализованном виде.
Нужно отметить, что задача обследования объекта может быть отне- сена к этапу проектирования БД, так как содержит элементы анализа тре- бований пользователей к функциям и содержанию БД. Однако практиче- ская реализация сложных информационных систем требует разделение функций обследования объекта и его анализа.
Такой подход связан со значительным расширением рынка про- граммных продуктов, информационных технологий и появлением фирм
«интеграторов», обеспечивающих поставку готовых продуктов и структур баз данных на основании целей, задач и материалов обследования объек- та, исключающее процесс разработки схем БД и приложений для анало- гичных предметных областей. Данная проблема решается разработкой и использованием единых стандартов на структуры данных, ядро которых может быть использовано любыми компаниями, работающими в данной области.
Вместе с тем, специфика работы российских предприятий требует значительного расширения стандартов на структуры баз данных, а следо- вательно, и участие администратора системы на этапе проектирования БД.
В современных подходах этап проектирования баз данных подразде- ляется на логическое проектирование, которое заканчивается созданием концептуальной схемы базы данных, и проектирование реализаций, вклю- чающее описание модели базы данных на языке выбранной системы управления БД, и распределением интегрированной БД по узлам хранения и обработки, с определением размещения и метода доступа к данным.
Большинство средств, используемых для проектирования баз дан- ных, порождают проблемы, связанные с реализацией требований пользо- вателей на этапах эксплуатации и сопровождения системы. Проблема за- ключается как в сложности представления информации пользователей в форме, не зависящей от спецификации системы, так и в правильности ин- тегрированного представления всех пользователей. В большинстве случа- ев, эти проблемы решаются в процессе концептуального проектирования систем.
Базовой методологией концептуального моделирования данных мо- жет быть назван объектно – ориентированный подход, так как он пред-


9 ставляет компьютерное отображение категорий реального мира в виде объектов, обладающих определенными свойствами и находящихся в неко- торых отношениях (связях между собой). Объектно – ориентированное представление более точно отражает логическую сущность реальных сис- тем.
Тема
2. Бухгалтерские информационные системы и возможности
их
использования в управлении экономическими объектами.
1. Классификация и структура экономической информации.
Экономическая информация является одной из важнейших разно- видностей информации. Ее особенность – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопро- вождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная ее часть связана с обществен- ным производством и может быть названа производственной информаци- ей.
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводст- венной сфере.
Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, боль- шим числом логических операций и относительно несложных математи- ческих расчетов для получения многих видов результатной информации.
Структурной единицей экономической информации является пока-
затель – контролируемый параметр экономического объекта. Показатель состоит из совокупности реквизитов, имеющих законченное смысловое содержание и потребительскую значимость. Реквизит – логически неде- лимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта, процесса, явления.
Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. Реквизит-основание отражает ко- личественное значение показателя, а реквизит-признак – его смысловое значение.
Экономическую информацию обычно классифицируют по функциям управления и выделяют следующие группы информации:

плановая
– информация о параметрах объекта управления на будущий пери- од. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы. При- меры – план выпуска продукции, планируемая прибыль от реализации, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.

10

нормативно-справочная
– содержит различные нормативные и справочные данные. Ее об- новление происходит достаточно редко. Примеры – нормы трудоемкости, среднедневная оплата рабочего по разряду, оклад служащего, адрес по- ставщика и т.д.

учетная
– информация, которая характеризует деятельность фирмы за опре- деленный прошлый период времени. На основании этой информации мо- гут быть проведены: корректировка плановой информации, анализ хозяй- ственной деятельности фирмы, принятие решений по более эффективному управлению и пр. На практике в качестве учетной информации может вы- ступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета. Примеры – количество проданной про- дукции за определенный период времени, среднесуточная загрузка стан- ков.

оперативная (текущая)
– информация, используемая в оперативном управлении и характе- ризующая производственные процессы в текущий (данный) период вре- мени. К ней предъявляются серьезные требования по скорости поступле- ния и обработки, а также по степени ее достоверности. Примеры – коли- чество изготовленных деталей за час, смену, день; количество проданной продукции за определенный час или день; объем сырья от поставщика на начало рабочего дня.
2. Понятие системы. Экономические и бухгалтерские информа-
ционные
системы.
Под системой понимают любой объект, который одновременно рас- сматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах постав- ленных целей совокупность разнородных элементов. Примеры: фирма – элементы: люди, оборудование, материалы, здания и т.д., цель: производ- ство товаров; компьютер – элементы: электронные и электромеханические элементы, линии связи и др., цель: обработка данных.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресур- сов развития общества, а информационные системы и технологии – как средство повышения производительности и эффективности работы людей.
Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
В наше время, когда профессионал – экономист, юрист, инженер – уже с трудом справляется с потоками информации, специалисту для вы- полнения своих обязанностей на должном уровне необходимы инструмен-