Файл: Развитие словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Овощи», «Фрукты». Знает мало обобщающих понятий. Не назвала существительные обозначающие части мебели. Затруднялась в назывании профессий.

Таким образом, полученные данные подтверждают на данном этапе наше предположение и сведения из литературных источников о том, что у детей с общим недоразвитием речи есть отставание от нормы по развитию словарного запаса и что эти дети нуждаются в организации специализированной коррекционной работы по этому направлению. В результате проведения диагностической методики мы заключаем, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь, дети нуждаются в организации специализированной помощи по развитию и активизации словаря.

Цель контрольного этапа: выявить уровень развития словаря у старших дошкольников с ОНР, после проведенного формирующего этапа.

Контрольный эксперимент проводился по той же методике что и констатирующий эксперимент.

80

70

60


высокий средний

ниский
50

40

30

20

10

пасивный активный



Рисунок 2- Уровень развития словаря



Анализ данных позволяет сделать выводы о качественных изменениях в лексическом развитии детей экспериментальной группы: при объяснении значений слов чаще стали давать определения близкие к словарным, количество определений по несущественным признакам уменьшилось в 4,5 раза. Дети использовали различные значения многозначных слов при составлении словосочетаний и предложений; стали адекватнее подбирать синонимы и антонимы к словам природоведческого содержания. Отрицательных и неадекватных ответов не зафиксировано.

В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития по обогащению пассивного словаря. Значимым для нашего исследования является повышение процента в обогащении активного словаря. Позитивные изменения выявлены и у испытуемых в обогащении активного словаря количество испытуемых с уровнем «низкий» не стало. Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности разработанной методики и подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие словаря старших дошкольников. Если его формирование проводится на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий, и если дети овладеют способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки, освоив особенности функционирования слова в речи как единицы лексической системы и активизации словаря в связной речи и др.
2.3 Оценка эффективности комплекса дидактических игр по развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
Исходя из данных констатирующего эксперимента, была сформулирована цель формирующего эксперимента.

Цель формирующего этапа: разработка комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста и экспериментальная апробация разработанной комплексной системы с детьми экспериментальной группы.

Так как обучение в детском саду ведется по комплексной адаптированной образовательной программе МКДОУ № 211 Кировская область, город Киров, то дети занимались по этой программе, и в процессе проведения занятий по этой программе внедрялись разработанные задания.



Для реализации намеченной цели была спланирована работа по следующим направлениям:

1. Развитие лексики (обогащение и активизации словаря, ознакомлению с окружающим миром, художественная литература).

2. Развитие грамматической структуры (словоизменение, словообразование, связь слов в предложении).

3. Формирование и развитие связной речи (обучение составление описательного рассказа, обучение пересказа, составление рассказа картине и по серии сюжетных картин).

Работа по направлениям была включена в комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 6-7. Сама коррекционная работа по обогащению словаря детей ОНР представлена в приложении 2.

В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР применялись различные методы.

- Наглядные. В качестве наглядных методов нами использовались наблюдение (например, в подборе антонимов применялось сравнительное наблюдение) и демонстрация наглядных пособий.

- Практические. Ведущим практическим методам являлось упражнение. В применении упражнений учитывались некоторые правила (поставить перед детьми учебную задачу, рассказать, что им предстоит сделать; показать образец выполнения упражнения; помнить, что выполнение упражнений нуждается в поощрении и контроле со стороны взрослого, иначе могут закрепиться ошибочные приѐмы, искажения в знаниях).

- Игровые. Достоинство игровых методов и приѐмов заключалось в том, что они вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче, которая становилась не навязанной извне, а желанной личной целью.

- Словесные. В качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, использовались беседа и чтение произведений разного жанра [40] .

Комплексная система состоит из интегрированных занятий, включающих задания, разработанные на основе различных методических источников: авторских книг, материалов периодической печати. Разработана консультация для педагогов «Организация и проведение дидактических игр по обогащению словаря». Для родителей также была разработана консультация «Дидактические игры по дороге в детский сад» « .


Особое место в комплексной системе уделено дидактическим играм и упражнениям, т.к. дидактические игры, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют педагогу использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированные и разнообразные, сложнее само содержание.

Иногда детям трудно объяснить слова, которых нет в окружении ребенка. Поэтому были использованы показ кинофильмов и компьютерных презентаций. Был организован показ презентаций на тему «Профессии»,

«Птицы», «Транспорт», «Еда», «Правила поведения». Все презентации вызвали огромный интерес у детей. Все презентации сопровождаются веселыми детскими песенками и загадками, ответы на которые дают дети. По желанию родителей данные презентации были размножены для просмотра дома совместно с родителями.

В настоящее время издается огромное количество познавательных журналов, таких как «Твои веселые зверята», «Мурзилка», «Животные нашей планеты», «Звери» и т.д. В свободное от занятий время дети знакомились с материалами журналов, энциклопедий. Дети узнали об образе жизни некоторых животных, которых нет в нашей полосе. Например, об образе жизни пингвинов, львов, об таких экзотических животных как игуана, коала и т.д.

Дети, принимавшие участие в эксперименте, с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.

Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции при выполнении условий игры, невнимательностью.

В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.

Особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера.

На начальных занятиях некоторые дети в силу особенностей своего характера иногда баловались, громко кричали, слабо реагировали на замечания. Позже дети привыкли к регулярным занятиям, сами просили поиграть с ними еще.


Во время формирующего этапа была разработана картотека дидактических игр по обогащению словаря по лексическим темам. Картотека дидактических игр представлена в приложение 5.

Так же разработана дидактическая игра «На полянке» по лексической теме «Насекомые». Игра была много – функциональной на расширение и обогащение словарного запаса по совершенствованию грамматического строя речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже; отработка употребления предлогов на, над, под, по); развитие зрительного внимания, памяти. Дидактическая игра представлена в приложении 6.

В целом было замечено, что дети экспериментальной группы делились полученным опытом и впечатлениями с другими детьми в процессе самостоятельной деятельности. При рассказе о прочитанном или увиденном испытуемые в своей речи использовали вновь услышанные слова, тем самым закрепляли их в своем словаре.

Таким образом, испытуемые дети обогащали свой словарь в живом речевом общении с взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых ими в действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа велась практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или картинку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр и разнообразных упражнений для формирования словаря дошкольников. Следует только отметить, что игровой материал педагоги должны подбирать с учётом индивидуальных возрастных особенностей детей и задачами словарной работы. Успех игры во многом зависит от настроения воспитателя, от правильности выполнения игровых действий и главное от наличия яркого, красочного эстетически выразительного материала (предметы, иллюстрации, картинки). Наличие разнообразного, интересного, доступного материала имеет немаловажную роль. Процесс формирования лексического запаса посредством дидактической игры станет эффективным, если воспитатель будет в этом заинтересован.

Обогащение и активизацию лексического запаса необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь.

Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения лексического запаса. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что лексический запас ребенка является основой развития речи детей.