Файл: А. С. Оганов, С. Л. Симонянц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83 индикатора веса, на которых зафиксированы такие осложнения, и данные по определению глубин мест прихвата с помощью прихватоопределителя.
7. Условия эксплуатации скважин. Следует выявить, какие способы эксплуатации применяются на том участке площади, где предполагается бурить проектную скважину; какова наибольшая глубина снижения уровня жидкости в трубах при эксплуатации, каково наибольшее давление на устье в кольцевом зазоре между эксплуатационной колонной и насосно-компрессорными трубами при эксплуатации; какова температура на устье и на забое при эксплуатации.
В буровом предприятии необходимо выяснить способ освоения скважин; наибольшую глубина снижения уровня жидкости в колонне при освоении; какое наибольшее избыточное давление возникает после окончания освоения скважины у устья в пространстве между эксплуатационной колонной и насосно- компрессорными трубами.
Если скважина разведочная, необходимо выяснить какие объекты считаются перспективными и подлежат исследованию и опробованию; какие задачи должны быть решены при исследовании каждого объекта; какие виды исследований этих объектов должны быть выполнены, почему и с помощью какой аппаратуры это предполагают делать.
8. Необходимо получить кривую изменения геостатической температуры с глубиной. Если такой кривой получить не удается, следует выяснить значения геотермических градиентов в разных интервалах скважин, температуру нейтрального слоя Земли и среднегодовую температуру на данной площади.
Желательно также найти данные измерений температуры промывочной жидкости на забое скважины, а также на устье при выходе из скважины и близ всасывающей линии бурового насоса.
9. Конструкция скважин. Необходимо выяснить, какие типы конструкций скважин применяются на данной площади; выяснить каковы причины спуска каждой из обсадных колонн, в каких случаях применяют конструкцию каждого из типов.
10. Если студенту предстоит разрабатывать проект крепления скважины, необходимо собрать материалы о конструкциях фактически спущенных обсадных колонн в конкретных скважинах на данной площади; о продолжительности работ по спуску колонны, а при спуске по частям - о продолжительности работ по спуску каждой части колонны; о составе технологической оснастки и расположении элементов ее по длине колонны; о конструкции узла стыковки частей колонны; о способах подвески и конструкции узла подвески хвостовика; о конструкции колонной головки, применяемой для обвязки обсадных колонн на устье; способах уменьшения износа обсадных труб, применяемых в буровом предприятии; усилиях натяжения обсадных колонн, опущенных в несколько конкретных скважин, и об условиях, для которых эти усилия были рассчитаны; способах проверки герметичности обсадных колонн, составе и свойствах жидкости, которой заполняют колонну для проверки герметичности, и давлениях опрессовки. Желательно выявить баланс времени за период от начала работ по подготовке скважины и


84 спуску колонны до завершения спуска и цементирования. Необходимо также получить план работ по подготовке скважины и обсадных труб к спуску и работ по спуску колонны, акт о выполнении этих работ и акт о проверке герметичности обсадной колонны.
Если в задании на проектирование предусмотрен расчет промежуточной колонны, рекомендуется получить в УБР данные об изменении зенитного и азимутального углов на участке от устья до глубины спуска колонны аналогичного назначения в двух - трех фактически пробуренных скважинах (инклинограммы); о компоновке бурильной колонны для бурения участка, расположенного от глубины спуска данной обсадной колонны до глубины спуска последующей сплошной обсадной колонны (диаметр и длина секций УБТ, диаметр бурильных труб); о режиме бурения и показателях работы долот на том же участке (частота вращения, число долблений, время механического бурения - из режимно-технологической карты).
11. Если предстоит разрабатывать проект для наклонной скважины, рекомендуется получить в буровом предприятии профиль оси скважины по указанным в задании глубине скважины и величине горизонтального смещения забоя относительно устья, а также основные характеристики, профиля (длины каждого из участков профиля, величины углов набора и снижения зенитного угла, интенсивность искривления разных участков).
12. Если студент должен разрабатывать проект цементирования скважины, необходимо получить материалы по расчету цементирования нескольких конкретных обсадных колонн (эксплуатационной, промежуточной, хвостовика, кондуктора); о рецептурах тампонажных растворов, используемых для каждого из интервалов цементирования, свойствах этих растворов и изменении их в зависимости от температуры, давления или концентрации компонентов; условиях, применительно к которым разработана каждая из рецептур; о составе и размещении технологической оснастки на обсадной колонне; о составе и объемах буферных жидкостей о режиме работы колонны в период ОЗЦ (с избыточным давлением; без давления на устье; время стравливания давления после окончания цементирования; продолжительность ОЗЦ); о способах проверки качества цементирования и используемой для этого аппаратуры; о составе опрессовочной жидкости, сроке и давлении опрессовки обсадной колонны и цементного камня, а также способе опрессовки (в один прием, по частям; в последнем случае - какова длина каждой части). Необходимо также получить или составить на основании личных наблюдений план размещения и обвязки цементировочной техники для цементирования обсадной колонны, получить план работ по подготовке скважины к цементированию и по цементированию ее, акты о выполнении цементирования и проверке качества его. Желательно также получить данные о продолжительности работ и стоимости цементирования скважины. Все эти материалы следует собрать по двум-трем фактически зацементированным обсадным колоннам.
13. Если студенту предстоит разрабатывать проект заканчивания скважины, необходимо собрать данные о методах вхождения в продуктивную залежь, которые


85 применяются на данной площади; о типах промывочных жидкостей, которые используются для первичного вскрытия залежи, и характере влияния каждой жидкости на продолжительность скважины (номер скважины, состав, плотность, вязкость, водоотдача, рН промывочной жидкости, которая использовалась в этой скважине для вскрытия пласта, реагенты, которыми промывочную жидкость обрабатывали; продолжительность воздействия жидкости от момента начала вскрытия до окончания цементирования скважины; способ вызова притока при освоении скважины; величина депрессии при освоении; способ и интервал перфорации; начальный дебит скважины; продолжительность освоения); о составе и свойствах жидкости, которой заполняют обсадную колонну перед перфорацией; получить план работ по подготовке скважины к освоению и работ по освоению
(включая сведения о режимах пробной эксплуатации и продолжительности работ при каждом режиме), схему оборудования устья для перфорации и освоения, акты о перфорации скважины, об освоении и сдаче заказчику в эксплуатацию.
Помимо указанных в перечне материалов студент должен привлекать результаты собственных наблюдений и материалов, полученных при прохождении производственных практик.
Аттестация по итогам преддипломной практики проводится в форме собеседования и дифференцированного зачета. Студент вместе с научным руководителем выпускной работы от кафедры бурения нефтяных и газовых скважин обсуждает итоги практики, собранные материалы и текст выпускной работы. При сдаче зачета обучающемуся задаются вопросы, сформулированные так, чтобы, по возможности, проверить его знания, относящиеся к различным компетенциям, формируемым в результате изучения дисциплины.
6.
ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ
Рабочие программы практик студентов магистратуры направления 21.04.01
«Нефтегазовое дело», обучающихся по программам кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, разрабатываются кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин и утверждаются вузом на основе ФГОС ВО (уровень магистратуры), с учетом учебных планов по направлению подготовки и рабочих программ основных дисциплин.
6
.1. Виды и сроки практик
Основными видами практик магистрантов-буровиков, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования направления


86 21.04
.01
«Нефтегазовое дело», являются научно-исследовательская, производственно-технологическая, педагогическая и преддипломная практики.
Учебным планом 2016/2017 уч. года направления 21.04.01 «Нефтегазовое дело» для магистрантов установлены следующие сроки прохождения видов практик:

1 курс – научно-исследовательская практика – распределенная во 2-ом семестре;

1 курс – производственно-технологическая практика – четыре недели, в июле;

2 курс – педагогическая практика – распределенная в 3-ем семестре;

2 курс – преддипломная практика – распределенная в 4-ом семестре;

1-
2 курсы – научно-исследовательская работа, распределенная в течение всех семестров.
6.2
. Научно-исследовательская практика
Целями научно-исследовательской практики являются развитие и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимся во время аудиторных занятий, путем непосредственного участия в научно-исследовательской работе, приобретение им общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачами научно-исследовательской практики являются:

закрепление и развитие теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для выполнения научно-исследовательских работ;

ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в научном коллективе по месту прохождения практики;

принятие участия в выполнении конкретной научно-исследовательской работы;

проведение прикладных научных исследований по проблемам нефтегазовой отрасли, оценка возможного использования достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;

инициирование создания, разработки и проведения экспериментальной проверки инновационных технологий нефтегазового производства;

разработка физических, математических и компьютерных моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;

совершенствование и разработка методов анализа информации по технологическим процессам и работе технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море,

87 трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

совершенствование и разработка новых методик экспериментальных исследований физических процессов нефтегазового производства и технических устройств;

проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;

сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;

подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

разработка систем обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов, оборудования и технологий нефтегазового производства.

непосредственное участие в рабочем процессе научного коллектива с выполнением должностных обязанностей исследователя;

сбор материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.
Научно-исследовательская практика является одним из важнейших разделов структуры учебного плана подготовки магистранта. Раздел «Практика и научно- исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся.
Научно-исследовательская практика базируется на профессиональном цикле учебного плана. В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен изучить методы планирование научно-исследовательской работы, включающие ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования; овладеть навыками написания обзоров, докладов, рефератов и научных статей по избранной теме; принять участие в проведении научно-исследовательской работы, в том числе в виртуальной среде обучения – виртуальном промысле, а также в системе дистанционного интерактивного производственного обучения; ознакомиться с методами корректировки плана проведения научно-исследовательской работы, составления отчета о научно-исследовательской работе и освоить приемы публичной защиты выполненной работы. Кроме того, обучающийся должен освоить практические навыки научно-исследовательской работы специалиста в научных коллективах, занимающихся проблемами бурения нефтегазовых скважин.
Научно-исследовательская практика проводится в форме непосредственного участия обучающегося в работе научного коллектива, занимающегося проблемами бурения нефтегазовых скважин. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-


88 исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.
Научно-исследовательская практика проводится в научных коллективах, занимающихся проблемами бурения нефтегазовых скважин, в т.ч. на кафедрах, в научных центрах и институтах РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, в научно-исследовательских организациях ОАО НПО «Буровая техника» и др.
В процессе прохождения практики магистрант формирует и демонстрирует следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВО, реализующей ФГОС ВО:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

способность формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- исследовательской и практической деятельности;

способность использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских, проектных и конструкторских работ, в управлении коллективом;

способность изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности;

способность разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований;

готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;

способность оценивать перспективы и возможности использования достижений научно-технического прогресса в инновационном развитии отрасли, предлагать способы их реализации;

способность использовать методологию научных исследований в профессиональной деятельности;

способность планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивать данные и делать выводы;

способность использовать профессиональные программные комплексы в области математического моделирования технологических процессов и объектов;

способность проводить анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, осуществлять выбор методик и средств решения задачи, проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;

способность проводить экономический анализ затрат и результативности технологических процессов и производств;