ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
философа Н. Бердяева, рефлектирующий и сомневающийся не может быть активным, в мире, не может быть воином, — он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бы воздействовать на мир. Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности. Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности. Как считает Л. Божович, человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности. Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни.
Однако отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в
социуме — в семье, школе, вузе, организации и т.д. Такими негативными последствиями могут быть: неожиданное обособление
личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все
то, что в психологии получило название «отступление»; повышенная
чувствительность к критике; деструкция существующих
межличностных отношений; пугающая информация —
критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;
неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад,
приводящие собеседника в замешательство; девиантное
(отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение
других; жесткий формализм — буквоедство, формальная
вежливость, слежение за другими; поиск виноватых — обвинение
других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
Как показывает психологическая практика, если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых – стресс, фрустрация и невроз.
100
Однако отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в
социуме — в семье, школе, вузе, организации и т.д. Такими негативными последствиями могут быть: неожиданное обособление
личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все
то, что в психологии получило название «отступление»; повышенная
чувствительность к критике; деструкция существующих
межличностных отношений; пугающая информация —
критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;
неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад,
приводящие собеседника в замешательство; девиантное
(отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение
других; жесткий формализм — буквоедство, формальная
вежливость, слежение за другими; поиск виноватых — обвинение
других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
Как показывает психологическая практика, если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых – стресс, фрустрация и невроз.
100
Стресс(от англ. stress — давление, напряжение) — состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях и является весьма распространенным последствием или реакцией на внутриличностный конфликт, если тот зашел достаточно далеко, и личность не способна его вовремя и конструктивно разрешить. При этом сам стресс часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новые как внутриличностные, так и межличностные конфликты, поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на окружающих.
Фрустрация (от лат. frustratio — расстройство, разрушение планов) — психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация — всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. Ее можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.
Неврозы (от греч. neuron — нерв) — это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу. В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее факторами действительности. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешить положительно и рационально,— важнейшая причина неврозов. Эта невозможность разрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненных целей, потери смысла жизни и т.д.
Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт.
Невротический конфликт — высшая стадия развития внутриличностного конфликта, который может возникнуть в любом возрасте. Но в большинстве случаев он закладывается в детстве в условиях нарушения отношений с окружающей социальной микросредой и в первую очередь с родителями. В результате затруднения с поиском выхода из переживаний могут появляться психическая и физиологическая дезорганизация личности, формирование неврозов.
101
С появлением невротического конфликта и неврозов возникает и невротическая личность, характеризуемая внутренне противоречивыми тенденциями, которые невротик не способен ни разрешить, ни примирить. Говоря об отличии невротической личности от нормального человека, К. Хорни пишет: «В то время как
нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба
для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до
такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное
решение невозможным». Постоянно напряженное отношение невротика к другим, болезненная реакция на критику и на обычные замечания, скрытая враждебность и стремление всегда и везде выделяться делают эту личность с самого начала чрезмерно конфликтной. А стержнем ее отношений с другими является постоянное соперничество. Но и в этом невротик отличается от нормальных людей. К. Хорни выделяет три особенности, отличающие невротическое соперничество от обычного:
невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в
ситуациях, которые не требуют этого (он мерится силами с людьми, которые никоим образом не являются его потенциальными соперниками и у которых нет с ним какой-либо общей цели; его чувство по отношению к жизни можно сравнить с чувством жокея на скачках, для которого имеет значение только одно — опередил ли он другого);
отличие невротического соперничества состоит в том, что
он стремится во всех отношениях быть уникальным и
исключительным (в то время как нормальный человек может довольствоваться сравнительным успехом, цель невротика — всегда полное превосходство; он должен быть лучшим в каждой области, с которой он соприкасается; это является одной из причин, почему люди этого типа не могут наслаждаться успехом);
отличие заключается в скрытой враждебности,
свойственной честолюбию невротика, его установке, что «никто,
кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым».
Таковы основные отрицательные последствия внутриличностного конфликта. Но самое страшное состоит в том, что неспособность разрешения внутриличностного конфликта может привести к суициду (самоубийству). Суицидальное поведение имеет внешний и внутренний планы, которые в единстве образуют
102
относительно устойчивую, целостную структуру. Эта структура отражает индивидуальность суицидента, тип его личностного кризиса и состоит из четырех компонентов: мотивационного, аффективного,
ориентировочного и исполнительного.
Мотивационный компонент включает мотивы в форме социальных установок и относительно устойчивых ценностных ориентации. Согласно теории А. Леонтьева содержание и сущность внутриличностных противоречий обусловлены характером структуры самой личности, одной из важнейших характеристик которой является то, что в разных ситуациях у личности возникает множество других мотивов, образующих мотивационную сферу, и она характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Выделяют пять типов суицидального поведения, исходя из ведущих мотивов: протест, призыв к
состраданию, избегание душевных или физических страданий,
самонаказание, отказ от жизни как капитуляция. Например, среди мотивов молодежи выделяются: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» — 40%, «заставить пожалеть человека, который плохо с тобой поступил» — 30%, «повлиять на другого, заставить изменить решение» — 25%, «выяснить, действительно ли тебя любят» — 25%.
Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид. В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения. В более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания и отказа. Протестное и призывное суицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.
Аффективный компонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации. К ним относятся: быстро протекающие острые аффекты; устойчивое
депрессивное состояние; состояние фрустрации большой
интенсивности, переживания непереносимости конфликтной
ситуации, тягостного ожидания негативных последствий
совершенного проступка, тревоги перед потерей социального
103
ориентировочного и исполнительного.
Мотивационный компонент включает мотивы в форме социальных установок и относительно устойчивых ценностных ориентации. Согласно теории А. Леонтьева содержание и сущность внутриличностных противоречий обусловлены характером структуры самой личности, одной из важнейших характеристик которой является то, что в разных ситуациях у личности возникает множество других мотивов, образующих мотивационную сферу, и она характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Выделяют пять типов суицидального поведения, исходя из ведущих мотивов: протест, призыв к
состраданию, избегание душевных или физических страданий,
самонаказание, отказ от жизни как капитуляция. Например, среди мотивов молодежи выделяются: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» — 40%, «заставить пожалеть человека, который плохо с тобой поступил» — 30%, «повлиять на другого, заставить изменить решение» — 25%, «выяснить, действительно ли тебя любят» — 25%.
Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид. В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения. В более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания и отказа. Протестное и призывное суицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.
Аффективный компонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации. К ним относятся: быстро протекающие острые аффекты; устойчивое
депрессивное состояние; состояние фрустрации большой
интенсивности, переживания непереносимости конфликтной
ситуации, тягостного ожидания негативных последствий
совершенного проступка, тревоги перед потерей социального
103
статуса, страха перед необходимостью принимать на себя
ответственность.
Ориентировочный компонент представляет собой блок деятельности по анализу социальной ситуации, осознанию уровня ее кризисности, принятию суицидального решения, формированию суицидальных целей, планированию и совершению соответствующих действий. Он включает как «Я – образ» суицидента, так и образ личностно значимой психотравмирующей ситуации — сложившихся взаимоотношений с окружающими, особенностей своей внутригрупповой социально-психологической роли и т.п.
Исполнительный компонент структуры суицидального поведения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающие ориентировочному и аффективному компонентам. Они проявляются в форме суицидальных высказываний или же суицидальных действий. Такие действия отражают психологию суицидента, приводят к завершенному суициду или остаются его попыткой.
Таким образом, последствия внутриличностного конфликта могут быть разнообразными, но затрагивающие общий объект — сознание личности. Наиболее критическим последствием является суицид, который рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею внутриличностного конфликта.
4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Под разрешением (преодолением) внутриличностного
конфликта
понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным.
При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-
104
психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
Психология для разрешения внутриличностного конфликта рекомендует следующие стратегии поведения личности: компромисс
— сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации; уход — уход от решения проблемы; переориентация — изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему; сублимация — перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т.д.; идеализация — предаться мечтаниям, фантазиям, уход от действительности;
вытеснение
— подавление чувств, устремлений, желаний.
Высокая эффективность в преодолении внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием в сознании человека механизмов психологической защиты. Психологическая
защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Этот термин впервые появился в работах З. Фрейда. В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается
«ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Развиваясь как средство социально- психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения. Рассмотрим некоторые механизмы психологической
защиты подробнее:
Вытеснение — забыть, не осознавать события, вызывающие тревогу. Затрачиваются усилия на поддержание вытесненного.
«Часто забывается и конфликт, и все, что с ним связано».
Рационализация — обесценивание: «виноград-то зеленый».
Мнимая привлекательность того, что мы потеряли. «Если к другому
уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Искажая восприятие, мы сохраняем свое достоинство.
Дискредитация — принижение источника информации, который дает отрицательную оценку личности, нарушающую
105
Психология для разрешения внутриличностного конфликта рекомендует следующие стратегии поведения личности: компромисс
— сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации; уход — уход от решения проблемы; переориентация — изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему; сублимация — перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т.д.; идеализация — предаться мечтаниям, фантазиям, уход от действительности;
вытеснение
— подавление чувств, устремлений, желаний.
Высокая эффективность в преодолении внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием в сознании человека механизмов психологической защиты. Психологическая
защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Этот термин впервые появился в работах З. Фрейда. В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается
«ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Развиваясь как средство социально- психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения. Рассмотрим некоторые механизмы психологической
защиты подробнее:
Вытеснение — забыть, не осознавать события, вызывающие тревогу. Затрачиваются усилия на поддержание вытесненного.
«Часто забывается и конфликт, и все, что с ним связано».
Рационализация — обесценивание: «виноград-то зеленый».
Мнимая привлекательность того, что мы потеряли. «Если к другому
уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Искажая восприятие, мы сохраняем свое достоинство.
Дискредитация — принижение источника информации, который дает отрицательную оценку личности, нарушающую
105
сложившийся «Я-образ»: «Кто бы говорил, только не ты», «А судьи
кто?»
Отрицание — сдерживание негативных эмоций, вызванных поведением человека в трудной ситуации. «Все отрицать. Следить
за развертыванием событий, надеясь на авось».
Обособление — уход от неприятной ситуации. Нежелание думать, о возможных последствиях тех событий, в которых индивид вынужден был принимать участие. «Не вспоминать ситуацию, в
которой потерпел фиаско».
Компенсация
— неуспешные виды деятельности компенсируются другими, удачными. Уход от проблемы в другую область. «Субъект, отвергаемый в одной группе, ищет себя в
другой».
Агрессия — реакция индивида в виде злобных нападок на того, кто дает нелестную ему оценку, что может поколебать представления индивида о себе.
Таким образом, под разрешением внутреннего конфликта понимается восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На разрешение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, темперамент, половозрастные особенности личности.
кто?»
Отрицание — сдерживание негативных эмоций, вызванных поведением человека в трудной ситуации. «Все отрицать. Следить
за развертыванием событий, надеясь на авось».
Обособление — уход от неприятной ситуации. Нежелание думать, о возможных последствиях тех событий, в которых индивид вынужден был принимать участие. «Не вспоминать ситуацию, в
которой потерпел фиаско».
Компенсация
— неуспешные виды деятельности компенсируются другими, удачными. Уход от проблемы в другую область. «Субъект, отвергаемый в одной группе, ищет себя в
другой».
Агрессия — реакция индивида в виде злобных нападок на того, кто дает нелестную ему оценку, что может поколебать представления индивида о себе.
Таким образом, под разрешением внутреннего конфликта понимается восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На разрешение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, темперамент, половозрастные особенности личности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ
Никогда не бывает больших дел
без больших трудностей.
(Вольтер)
Учебные вопросы:
1. Социально-психологическая характеристика конфликта в
организации.
2. Организационный конфликт.
3. Трудовой конфликт.
4. Управление конфликтом в организации.
106
1. Социально-психологическая характеристика
конфликта в организации
Особое место в ряду социальных конфликтов занимают конфликты в организациях.Понятие «организация» имеет французское (organization), а до этого — позднелатинское (organizo) происхождение. Буквально это означает: «сообщаю стройный вид»,
«устраиваю». Следовательно, организация – это общественный механизм, создание которого преследует коллективные цели, деятельность которого каким-то образом управляется, и который каким-то образом отделён от окружения. Организация— это совокупность людей, в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями. В обществе функционируют различные типы организаций:
предприятия, учреждения,
университеты, финансовые структуры, общественные организации,
ассоциативные организации (например, семья) и др. Структурно организации состоят из целого ряда подразделений: цехов, смен, служб, бригад и др., которые являются социальной средой, в которой человек непосредственно контактирует с другими людьми.
По своей природе организации выполняют разнообразные функции и отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню иерархии и сплоченности, количественному составу и др.
Являясь важнейшей ячейкой общества, организация соединяет и координирует поведение людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый процесс, решает различные задачи и создает условия для всестороннего развития своих членов. Большую часть своей активной жизни человек проводит в организации. Здесь в среде непосредственного общения закладываются первоначальные представления людей, формируются мнения, закрепляются привычки, проявляются склонности, утверждается общественная репутация человека.
В трудовой организации взаимные связи и отношения складываются не только на основе профессиональной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических,
психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации.
107