ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 553

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(тогда это был Ричард Никсон). 26 ноября 1975 г. Меморандум стал руководством к действию в области американской внешней политики. Сущность этого документа раскрывается следующими положениями: «Притом, что население США составляет 6% от мирового, мы потребляем около трети природных ресурсов, — констатировалось там. — В последние десятилетия Соединенные
Штаты все больше зависят от импорта полезных ископаемых из развивающихся стран, и эта тенденция, судя по всему, продолжится.
Поэтому США все больше заинтересованы в поддержании политической, экономической и социальной стабильности в странах- поставщиках… Поскольку, снижая рождаемость, мы можем улучшить перспективы такой стабильности, — политика в области народонаселения становится весьма важной для соблюдения экономических интересов США. … Быстрый рост населения в развивающихся странах наносит ущерб их внутренней стабильности и отношениям с теми странами, в развитии которых США заинтересованы, создавая, таким образом, политические проблемы или даже угрозу национальной безопасности США». Как показывает мировой опыт этот документ в большей части реализован на практике. Особенно в странах Европы и в России.
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя более 5000 различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.), которые объединились и составили более
200, в основном, полиэтнических государств. Например, только в
Индии проживает несколько сотен этнических общностей разного типа, в Индонезии их насчитывается более 350, население Африки включает в себя 300–500 народов (этносов), из них в Нигерии официально живет 200 народов, в Кении – более 70.
Эта пестрота этнической структуры, собранная на одной территории, как правило, в пределах одного государства, порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, которые, в итоге, детерминируют конфликты в отношениях между этническими группами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии, англо- и франко-канадцы в Канаде), другие резко обострились в последние 15-20 лет (бывшие республики
СССР, Югославия, ряд стран Африки).
134

Россия, имеющая в своем составе более 160 национальностей, также тяжело страдает от проблем межнациональных отношений. Вот далеко не полный перечень этнических конфликтов начала XXI в.:
Северный Кавказ, Москва (Ясенево – апрель 2001 г., Царицыно – октябрь 2001 г., Манежная площадь декабрь 2010 г.), Углич и
Красноармейск (лето 2002 г.), Чистоозерье Курганской области (май
2002 г.), с. Яндыки (август 2005 г.), Сальск (июнь 2006 г.), Кондопога
(август-сентябрь 2006 г.) и др.
Для того чтобы найти истоки этих конфликтов необходимо раскрыть сущность понятий «этнос» и «нация». Однако здесь необходимо отметить, что в этом вопросе имеется определенная сложность, связанная с тем, что в науке сегодня не существует общеобязательного набора компонентов, которые с достаточной необходимостью формировали бы природу этноса или нации. Кроме того, отдельные отечественные и зарубежные ученые категории
«этнос» и «нация» используют как родственные, взаимозаменяющие друг друга понятия.
Само слово «этнос» (ethnos), пишут А. Садохин и Т.
Грушевицкая, появилось в Древней Греции, где имело несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники и т.д. Позже, в связи с латинизацией, появляется прилагательное «этнический» (ethnicos), которое использовалось в библейских текстах в смысле «языческий»,
«нехристианский». И лишь в XIX в. этот термин стал применяться в научной литературе в значении «народ». Во многом это заслуга немецкого этнолога А. Бастиана, который рассматривал понятие
«народный» и «этнический» как синонимы, а под понятием
«этнический» подразумевал культурно-специфический облик народа.
Не вдаваясь далее в полемику, и перечисление имеющихся определений укажем, что в универсальном смысле этнос (греч. ethnos — группа, племя, народ) — исторически возникшая устойчивая социальная группа людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания — сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка; и культуры (обычаев и традиций). Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении.
Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более
135

устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).
Д. Горовиц, например, полагает, что нации и государства выросли из этнических сообществ.Ю. Бромлей определяет этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание), фиксированном в самоназвании
(этнониме). При этом в качестве типов этносов, для соответствующих эпох, выделяются племя, народность, нация.
Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процессы появления этноса, является концепция этногенеза Л.
Гумилева. Согласно его гипотезе, процесс этногенеза связан с созданием этнического поля (аналогичного биополям), которое имеет физическую природу и характеризуется единой частотой колебания.
Пассионарии (пассионарий — активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству) тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой. Более того, пассионарии «заражают» своими идеями нормальных людей, ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения. Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами. Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью, неосознанным чувством расположения. Если нет — контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».
Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами широко используется понятие «нация». Нация — тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической
жизни, культуры и
характера, развития национального
самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей
136
системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.
В мировой практике понятие «нация» означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии – Организация Объединенных Наций. ООН — это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому что, как правило, государства
Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов.
Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», многие ученые исходят из того, что нация – это этнос, обретший
свою государственность.
Только при этом обязательно подчеркивается, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне, русские и др.).
В то же время практика образования крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу» (например, при создании
Социалистической Федеративной Республики Югославии, состоявшей из шести республик, основным критерием их образования был этнический состав населения: в Боснии и
Герцеговине боснийцы-мусульмане составляли 43,7% населения, сербы — 31,4%, хорваты — 17,3%; в Черногории проживало 61,5% черногорцев, в Хорватии 77,9 % составляли хорваты, в Сербии 65,8 %
— сербы, это с автономными краями: Воеводина, Косово и Метохия, без них же в Сербии сербы составляли 87,3 %; в Словении словенцев
— 87,6 %, Таким образом, в каждой из республик проживали и представители титульных национальностей, и значительное количество других этносов; американцы (граждане США) – это одна нация, хотя этносов в ней перемешано видимо-невидимо, французы – это нормандцы, бретонцы, гасконцы, пикардийцы, овернцы, бургундцы и др.).
Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Б. Андерсона, были латиноамериканские,
137

сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция.
Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного
«подданства французской короны». Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930–50 гг..
Основоположниками теории нации являются:
И. Фихте (1762–1814), который делил нации на
«нормальные» и «дикие», неспособные к «духовному творчеству».
Э. Ренан (1823–1892), который считал, что суть нации есть ее
«дух», который складывается из «общей славной истории» и
«желания жить вместе». Общность территории, язык, экономические связи, считал он – второстепенны. Типы этнических общностей, по
Ренану, не дифференцируются и называются «Nation». В отличие от
И.Фихте, он был противником расизма и шовинизма.
М. Вебер (1864–1920), который критиковал традиционные признаки нации на примере евро-американских наций.
К. Маркс (1818–1883), который делил этносы на стадиальные типы – племена, народности, нации, на основе соответствия определенным общественно-экономическим формациям. Согласно его теории, нация – особая форма этнической общности людей, присущая буржуазной эпохе (капиталистической формации).
В. Ленин (1870–1924), который выделил 5 признаков нации – общность территории, языка, культуры и обычаев, национальное сознание, экономические связи. При этом экономический фактор он считал доминирующим в определении нации.
Таким образом, понятие «нация», в отличие от «этноса» в большинстве случаев истолковывается учеными как политический феномен, при этом их существенные различия особенно актуальны для полиэтничных государств. Однако несмотря на различное понимание терминов «этнос» и «нация», понятия «национальный конфликт», «этнонациональный конфликт», «этнический конфликт»,
«межэтнический конфликт» в научной и учебной литературе, как правило, используются как синонимы.
2. Структура и содержание этнонациональных конфликтов
138

Любой этнонациональный конфликт начинается с этнической
напряженности, особого психического состояния этнической общ- ности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие.Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. Степень накала этнической напряженности зависит от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними.
В дальнейшем этническая напряженность в свою очередь приводит к возрастанию напряженности коммуникативных процессов между представителями различных этносов. Как результат возникает конфликтная ситуация, затрудняется информационное общение и усиливается убежденность этносов во взаимной несовместимости. В этих условиях любое действие одной стороны вызывает резкую ответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ее участников – этнонациональным конфликтом.
Необходимо отметить, что к этнонациональным конфликтам относятся не любые экономические, культурные или социальные трения между различными этническими группами, а только те, которые происходят под влиянием этнического национализма и возглавляются его политическими руководителями. Американский исследователь Р. Липшуц отмечает: «То, что стало называться этническим конфликтом, не более и не менее чем борьба за государственную власть. А потому методы, которые используются участниками этнических или конфессиональных движений, не слишком отличаются от методов, используемых остальными, кто оказался вовлеченным в такую борьбу, в различных местах и в различное время».
Таким образом, этнонациональный конфликт (этнический, межнациональный) — это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.
139


Исторические сведения о генезисе народов говорят нам о том, что этнонациональные конфликты появились на свет с момента образования на Земле первых этносов. Так, в частности, древние письменные источники оставили нам немало свидетельств о крупнейших этнических конфликтах. Трагическая история депортации еврейского народа, начавшаяся в VI в. до н.э. и повторявшаяся неоднократно, изгнание арабов из Европы, которые сами пришли в Европу как завоеватели, вытеснение калмыков со своей исторической родины в Северо-Западном Китае и т.д.
На протяжении второй половины ХХ в. в мире было отмечено более 300 этнических конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия. По оценкам ООН внутригосударственные, в том числе и этнические конфликты, унесли больше жизней, чем
«классические» войны. «Термин этнический конфликт, – пишет американский конфликтолог М. Маршалл, – стал эвфемизмом
(терминологическим заменителем) для внутригосударственных конфликтов, которые мы не можем объяснить или понять.
Этнический конфликт стал словесным ковриком, о который мы вытираем грязь и мусор политических отношений в мире, которые упорно отказывают нам в том, чтобы быть понятыми».
Предмет этнонационального конфликта – это конкретная проблема, вокруг которой складывается конфликтное взаимодействие этнических общностей. Однако, как показывает практика, нередко первопричина конфликта теряется в ходе его динамики в силу своей комплексности или же оттесняется другими причинами на второй план.
Механизм этнонационального конфликта, считает И. Филин, лежит в сфере обыденной этнопсихологии и связан с действием одного из базовых социально-психологических механизмов человеческого сознания – формированием и укоренением в психике
представителей той или иной этнической общности
противопоставления «мы – они», т.е. осознание себя как
определенной особой группы «мы» через противопоставление
представителям другой группы – «они». Основу антитезы «мы – они» составляет один или несколько наиболее ярко выраженных внешних признаков, характерных для «них» в отличие от «нас» (иная внешность, черты лица, темперамент), или совокупность социокультурных и религиозных признаков (иной язык, обычаи,
140
культура, иные боги, праздники, религиозные обряды и др.), или отличия образа жизни, уклада экономики. В нормальной, естественной ситуации через противопоставление «мы – они» идет развитие национального самосознания. Но если возникает ситуация угрозы, дестабилизации, то развитие национального самосознания может пойти по пути абсолютизации и сверхценности собственного этноса (нации). Существует крылатая фраза: «Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит».
И тут на повестку дня выходит такое понятие, как
национализм – гипертрофированное, искаженное нетерпимостью, извращенное выражение национального чувства, которое основано на естественном осознании принадлежности отдельных людей и групп общества к одной нации. Немецкий политолог Э. Ян считает, что национализм сравнительно молод, он появился на рубеже XVIII–XIX вв., в период возникновения демократических движений, когда народы конституировались в нации. По мнению Э. Смита, национализм не является столь же органически присущим человеку, как его индивидуализм или привязанность семье, а впервые идеал национализма сложился в период Великой Французской революции.
Национализм – это идеология, основанная на убеждении, что
народ, обладающий такими общими свойствами, как язык, религия
или этничность, составляет особую политическую общность.
Национализм выражает специфическое взаимоотношение между этносами, при котором запросы одного этноса по воспроизводству и укреплению своих культурных традиций и ценностей принимают форму экспансии, настойчивого навязывания их другому этносу.
Поэтому последний воспринимает такие запросы как ущемление его собственных этнокультурных устремлений, требующих в этой связи своей защиты. Например, межнациональный конфликт в
Приднестровье осознавался как борьба против «румынизации», и это объединило русских, украинцев и молдаван Приднестровья, которых поддержали и гагаузы. В Северной Осетии конфликт по поводу
Пригородного района проходил под лозунгом недопущения ингушского доминирования на этой территории, что объединило местных осетин и русских казаков. Ингуши воспринимали конфликт как сопротивление осетин их справедливым попыткам вернуться на
141

земли предков, и потому их поддержал исторически, по языку и культуре, близкий народ – чеченцы.
Политологи объясняют явление национализма усилением общей тенденции к суверенизации больших и малых этнических общностей с целью создания своих независимых государств, растущей нетерпимостью к национальным меньшинствам, усилением ксенофобии, жертвами которой становятся в первую очередь беженцы, переселенцы и рабочие-иностранцы. Отмечается также все большее сопротивление значительной части населения процессам интернационализации и особенно глобализации международных отношений, которая сегодня все больше набирает обороты.
Национализм, таким образом, выступает основой
этнонационального конфликта, и везде, где он составляет ведущий
мотив конфликтного поведения, мы имеем дело с этнонациональным
конфликтом в собственном смысле.
Формы проявления национализма могут быть разными. Это может быть шовинизм – высокомерное отношение одной, «великой» нации по отношению к другой – «малой», что ставит последнюю в униженное положение и тем самым создает основу для, так или иначе, выражаемого презрительного отношения к ее представителям
(например, отношения татар и башкир в России). Но это может быть и национализм одной «великой» нации к другой или одной «малой» нации по отношению к другой, ей равной, когда притязания и давление нации переходят некоторый допустимый предел, нарушающий гармонию в ее взаимоотношениях с другими нациями и воспринимаемый ими как нарушение их прав и возможностей жизнеобеспечения (например, положения курдов в Турции и Ираке).
А может быть и геноцид — действия, совершаемые одной нацией с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо другую национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую (например, немцы-фашисты по отношению к евреям и цыганам во время Второй мировой войны, грузины – к осетинам во время пятидневного конфликта в августе 2008 г., турки к армянам в 1915 г. и др.).
Субъектами этнонациональных конфликтов выступают: раздираемые определенными противоречиями этносы; национальные общности и составляющие их так называемые коренные народы и национальные меньшинства (т.е. ассимилированные в нацию этносы,
142
не являющиеся элементами ее основы); многонациональные образования и входящие в них национальные группы; национальные государства; национальные элиты; национальные движения и др.
По своим пространственным масштабам этнонациональные конфликты могут быть
локальными, субрегиональными,
региональными и глобальными. По уровню национальных противоречий они подразделяются на
внутриличностные,
межличностные, межгрупповые и межгосударственные.
Практика показывает, что природа любого этнонационального конфликта всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и конфликтогенных факторов. В конфликтологии существуют два подхода к определению причин этнонационального конфликта:
сущностный и
функциональный. Сторонники
сущностного подходасчитают связь между конфликтом и феноменом этничности сущностной, т.е. причиной конфликтов являются
этнические различия. Сторонники функционального подходасчитают, что связь между конфликтом и этничностью сугубо функциональна
(этничность не создает конфликты, а выступает формой их проявления). По существу конфликт есть способ разрешения
противоречий, следовательно, нужно смотреть именно на эти противоречия.
Мировой опыт учит, что возникновение этнонациональных конфликтов обусловлено несовместимостью интересов и конкуренцией в деятельности этнических групп. Это проявляется в основном на субъективном уровне и выражается в неудовлетворенности жизнью в социуме из-за отсутствия возможностей реализации ценностей, интересов, потребностей субъектов полиэтнического социума. Постепенно происходит аккумуляция потенциала этнической напряженности, которая усугубляется неадекватным или несвоевременным реагированием не нее со стороны органов управления. Например, в работах М.
Бейссинджера аргументированно доказано, что большинство открытых межэтнических конфликтов и проявлений насилия как в
СССР периода перестройки, так и в постсоветских государствах связано со стремлением утвердить новую государственность для тех этнических групп, которые ей не обладали или обладали в ограниченной степени (псевдосамостоятельные союзные республики). Это стремление отражало, в первую очередь, интересы
143