ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 555

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
местных этнополитических элит, сложившихся в период (а отчасти и под влиянием) Советской власти, и этими же элитами артикулировалось и пропагандировалось.
В то же время Президент Казахстана Н. Назарбаев считает, что в основе большинства современных этнонациональных конфликтов лежат три главные проблемы.
Во-первых, глобализация расширяет взаимодействие народов.
Она даёт возможность всем обществам приобщиться к достижениям технологий, радикально меняет экономические структуры, превращает мир в единую коммуникационную систему. Но вместе с тем, она порождает у многих людей естественные опасения утратить свои исторические корни – национальную идентичность, язык, культурные и религиозные традиции. Эти чувства вызывают иногда неприязнь к носителям иных этнических и религиозных ценностей.
Во-вторых, вследствие глобализации в некоторых национальных государствах нарастают внутренние противоречия.
Государственные границы становятся более прозрачными. Через них в общество проникают не только блага цивилизации, но и многие общемировые угрозы. Прежние механизмы безопасности, основанные исключительно на защите внешних рубежей страны, военном сдерживании уже недостаточно эффективны в борьбе с такими явлениями, как международный терроризм и религиозный экстремизм, транзит наркотиков и торговля людьми. Масштабный процесс нового «переселения народов», с одной стороны, обостряет проблему нелегальной миграции. С другой стороны, он ведёт к размыванию прежней мононациональной основы многих государств мира.
В современных этнически многообразных обществах оказывается гораздо труднее найти стержни, консолидирующие государство и общество, при этом, не отступая от принципов, на которых создавались национальные государства. Во многих странах мира активизируются разного рода национальные движения и партии,
«играющие» на этнической тематике. Политики, призывающие к принятию ограничительных мер в отношении национальных меньшинств, к мигрантам, кое-где собирают значительную часть голосов на выборах, усиливая межнациональное напряжение в обществах. Недаром говорят: «Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность». Следует также
144
добавить, что ряд современных государств, в силу внутреннего межэтнического напряжения, уже длительное время находятся в состоянии полураспада.
В-третьих, корни большинства межнациональных конфликтов питает нерешённость социально-экономических проблем. Явным стал дисбаланс в развитии различных регионов мира, неравномерность социального положения людей даже внутри одного общества.
Бедность, безработица, ограниченный доступ к ресурсам, социальная неустроенность, низкий уровень грамотности порождают жёсткий ответ. Правильно было подмечено, что «Ненависть – это гнев бедных». На планете около восьмисот миллионов голодных, более миллиарда – пятая часть – живет менее чем на один доллар в день. А огромные богатства в руках только лишь двадцати процентов населения. Вот отсюда этот гнев и возникает. В современном мире он принимает острые конфликтные формы — от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.
Проведенный учеными-конфликтологами сравнительный анализ межнациональной напряженности в Прибалтике, на Украине, в Приднестровье, на Кавказе, в республиках Закавказья и Средней
Азии, а также в различных регионах Российской Федерации свидетельствует о доминирующей роли политики во всех этих конфликтных ситуациях. Роль политического фактора явилась во многом преобладающей как при их возникновении и развитии, так и в процессе урегулирования. Например, Т. Резникова выделяет следующие политические причины возникновения межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве:
стремление к самоутверждению национальных элит стран
СНГ и Прибалтики — в результате происходит методичное вытеснение русского и «русскоязычного» населения из сферы управления, экономики и культуры;
существование большого количества исторически
сложившихся межнациональных споров между народами (армяне и азербайджанцы, грузины и абхазы, русские и некоторые коренные народы Северного Кавказа) — при этом, способный урегулировать их центр (союзное правительство) отсутствует;
произвольный характер границ между бывшими союзными
республиками и новыми независимыми государствами (в Средней
145


Азии, между Россией и Украиной (Крым, восток Украины) и др.), провоцирующий территориальные споры;
незавершенность процесса формирования нации у некоторых
из народов, образующих новые независимые государства (конфликты между племенными группировками в Таджикистане, между выходцами из различных жусов в Казахстане, между жителями
Востока и Запада Украины).
В научной литературе можно найти и другие точки зрения на причины этнонациональных конфликтов. Так Л. Дробижева выделяет функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе. А. Ямсков
определяет этнический конфликт через описание коллективных действий, в основе которых — неприятие ранее сложившегося этнического неравенства или ущемление своих интересов со стороны представителей другой этнической группы. В. Тишков рассматривает межэтнический конфликт как гражданскую, политическую или вооруженную форму противоборства в котором одна из сторон мобилизуется, действует, или страдает по признаку этнических различий. По его мнению, другого определения дать невозможно, потому что этнический конфликт в «чистом виде» вычленить нельзя.
Такой же точки зрения придерживаются и некоторые западные ученые.
Таким образом, в широком смысле причинами этнических конфликтов являются
углубление и неурегулированность
противоречий в отношениях между социальными группами,
фиксируемые в сознании этноса. При этом все причины этнонациональных конфликтов можно разделить на главные и
второстепенные. В качестве главных причин чаще всего выступают
территориальные споры; этнодемографические, социально-
экономические и культурно-языковые разногласия; миграции и
перемещения; историческая память; стремление к
самоопределению; борьба за материальные ресурсы или их
перераспределение; претензии на власть национальных элит;
конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

Территориальные споры. Как мы уже отмечали, в современном мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые
146
проживают в границах более чем 200 государств. Поэтому территориальные споры, как правило, связаны с воссоединением раздробленных в прошлом этносов или размежеванием различных этносов, проживающих на одной территории в одном государстве. Их источник — внутреннее, политическое, а нередко и вооруженное столкновение между стоящим у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример — ситуации в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии. Наиболее часто повторяемые на практике причины территориальных споров следующие: требования изменения границ между национально-
государственными образованиями (около 2/3 всех конфликтов);
требования пересмотра границ – притязания на переход под новую
государственную юрисдикцию целых национально-территориальных
единиц; требования создания (или воссоздания) национальных
образований, автономий или районов, а также федерализации
полиэтнических национально-государственных образований;
территориальные претензии; депортация и репатриация.
Конечной целью территориальных этнических конфликтов
является либо получение автономии, либо завоевание полной
политической независимости. И то и другое — это разные проявления сепаратизма. Сепаратизм — это политическое движение, целью которого является отделение от государства части его территории и создание на ней собственного независимого государства или предоставление части территории страны широкой автономии.
Сепаратизм сегодня создает немало сложных и острых проблем в жизни как развитых (Канада, Испания и др.), так и развивающихся (Индия, Пакистан, Ирак, многие африканские государства) стран. Он ведет к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и этнонациональных конфликтов. В большей степени эта проблема присуща исламским странам. А в странах центрально-азиатского и кавказского регионов, сепаратизм зачастую принимает наиболее уродливую и самую болезненную форму.
Причиной тому могут быть нарушения прав народов, национальных,
147

расовых и религиозных групп (меньшинств), национальные черты характера – «горячая кровь» или особенности исторического развития, но одной из основных причин является выгодное геополитическое положение стран этих регионов.
Большинство сепаратистских движений в мусульманском мире за последние десятилетия возглавили лидеры радикального исламистского толка. Примерами тому являются ливанская
«Хезболлах», палестинский «Исламский джихад», действующие в
Джамму и Кашмире «Хезбул Муджахедин», «Лашкар-и-Тойба»,
«Джаиш-и-Мохаммед», филиппинские «Абу Сайяф» и Фронт освобождения Моро, RSM в Мьянме. В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее воздействие на весь мировой геополитический порядок. Сегодня более 600 национальных движений претендуют на создание собственного государства. Во второй половине XX в. в мире было 53 основных очага сепаратизма, занимающих территорию в 12,7 млн. км² с населением в 220 млн. человек. В 20 очагах конфликты носили вооруженный характер, что особенно было характерно для Азии.
В научной литературе выделяют несколько разновидностей сепаратизма. Так, С. Метелев предлагает шесть региональных разновидностей сепаратизма, сложившихся на четырех континентах
(в Австралии на сегодняшний день сепаратистских движений пока не зафиксировано).
1. Западно-европейская разновидность сепаратизма
(например, Северная Ирландия, Страна Басков, Каталония, Корсика,
Фландрия и Валлония, Фарерские острова, Северный Кипр) характеризуется преобладанием этно-конфессионального и социально-экономического факторов. Как правило, целью западно- европейских сепаратистов является не создание независимого государства, а достижение максимальной национально-культурной, экономической и политической автономии в рамках существующих ныне государственных границ. Основная часть населения (как ныне существующих, так и потенциальных очагов сепаратизма) чаще всего без эйфории воспринимает расплывчатые перспективы самостоятельного существования. Прагматическая оценка трудностей перехода к собственной государственности превалирует над эмоциями. Осознание своей малой родины как части единой Европы выработало у европейцев комплексную идентичность. Так, например,
148
у жителей Барселоны каталонская идентичность уживается вместе с испанской и европейской.
2. Восточно-европейская разновидность сепаратизма
(например, Чечня, Дагестан, Приднестровье, Гагаузия, Крым, Косово,
Македония, Республика Сербская в Боснии, Трансильвания) охватывает бывшие социалистические страны Восточной и
Центральной Европы и включает Россию и другие новые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР (кроме 4 мусульманских республик Средней Азии). Эта разновидность отличается от западноевропейской недавней актуализацией основных очагов сепаратизма (конец 80-х гг. ХХ в.) и стремлением сепаратистских движений к полной независимости, а не к автономии.
В Восточной Европе существует целый ряд всемирно непризнанных государств, имеющих, тем не менее, все атрибуты государственности: Чечня (до 1999 г.), Абхазия, Южная Осетия,
Приднестровская Молдавская Республика, Косово, Республика
Сербская в Боснии. Эти территориально-политические образования, имея регулярные вооруженные формирования, уверенно контролируют свою территорию, здесь действуют самопровозглашенные конституции, существуют органы исполнительной и судебной власти, проводятся парламентские выборы. В Восточной Европе уровень терпимости по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам во много раз ниже, чем на Западе. Развитие языка и культуры меньшинств воспринимается как вызов доминирующей нации. Это приводит к дополнительным напряжениям в общественно-политической жизни восточно-европейских государств. Для восточно-европейских очагов конфликтов характерна повышенная активность, которая часто приводит к большим жертвам среди противостоящих вооруженных формирований и мирного населения. Особенно этим отличаются конфликты, локализованные на Кавказе и в бывшей Югославии.
3. Ближневосточная (исламская) разновидность (например,
Курдистан, Горный Бадахшан в Таджикистане, пакистанская провинция Белуджистан, Южный Йемен, область Читтагонг в
Бангладеш, очаги сепаратизма на севере Афганистана и на юге
Алжира) господствует в исламских странах Ближнего и Среднего
Востока, Северной Африки, Средней и Южной Азии. Для этого типа сепаратизма характерна принадлежность любых противостоящих
149

сторон к одному религиозно-культурному фундаменту – исламу. При этом решающее значение имеет фактор этнического самосознания меньшинств, подавляемых в национальных государствах своих единоверцев.
На территории исламской цивилизации сильна роль религии и религиозного права – шариата. Здесь нет такого разнообразия этносов, как в тропической Африке или Индостане. Тем не менее,
«температура» очагов сепаратизма исламской региональной разновидности очень высока. Типичным случаем является очаг сепаратизма в Курдистане, разделенным между Турцией, Ираном,
Ираком и Сирией. Лидеры курдского национального движения вооруженным путем добиваются создания на территории Курдистана независимого государства.
4. Азиатская разновидность (например, индийские штаты
Джамму и Кашмир, Пенджаб, Наголенд, Ассам, северная Шри-Ланка, области Карен и Шах в Мьянме (Бирма), южные Филиппины,
Восточный Тимор и Ирман-Джая (западная часть Новой Гвинеи) в
Индонезии, Тибет и Синьцзян (Уйгуристан) в Китае).
Распространение этой разновидности сепаратизма ограничено
Восточной, Юго-Восточной, Южной Азией. Конфликты имеют корни в доколониальных временах, но возродились после получения странами государственной независимости.
Во многих конфликтах азиатской географической разновидности сильна роль конфессионального самосознания. Перед многими государствами региона стоят международные экономические проблемы. В странах с невысокими душевыми доходами (Индия, Шри-Ланка, Мьянма) риск сепаратизма для национальных окраин максимален. Очаги конфликтов этой разновидности отличаются большим количеством жертв, в том числе и среди мирного населения.
5. Африканская разновидность (например, Южный Судан, провинция Кабинда в Анголе, Северное Сомали, Коморские острова, провинция Квазу-Наталь в ЮАР, Нигерия, Руанда и Бурунди). Во многом этой разновидности соответствует все то, что было сказано в отношении азиатской. Отличия в несколько более позднем достижении странами региона государственной независимости и, соответственно, в более поздней актуализации очагов конфликтов, произошедшей, как правило, после ухода с континента колониальных
150
держав. Кроме того, в Африке отмечается меньшая, чем в Азии, организованность сепаратистских движений, сказывающаяся на их активности. Этот факт объясняется тем, что большинство африканских этносов до сих пор находится на племенной стадии развития. Здесь обычна межплеменная вражда, препятствующая созданию крупных этнических группировок, которые могли бы выдвинуть сепаратистские требования.
Силой,
способной актуализировать проблему неурегулированности противоречий африканского континента, является крайне пестрый этнический состав большинства африканских государств. Колониальная структура Африки создавалась в свое время без учета этнических, экономических и культурных связей ее районов. Границы также носят случайный характер, иногда они даже проведены по линейке. В нынешний период, когда во всем мире происходит всплеск национального самосознания, Африка не остается в стороне. Все чаще выдвигаются требования пересмотра несправедливых границ, разделивших на части единые и родственные этносы. Так, в частности, межэтнические столкновения между племенами хуту и тутси в
Руанде и Бурунди, многолетняя гражданская война в
Демократической Республике Конго (бывший Заир), ожесточенные столкновения в Либерии, Сьерра-Леоне стали символами ничем не оправданной, поистине животной жестокости, только в Руанде унесшей более полутора миллионов жизней.
6. Американская разновидность (например, канадская провинция Квебек, мексиканский штат Чьяпас, самоуправляющаяся территория Дании Гренландия, остров Невис в составе Федерации
Сен-Китс и Невис). Прежде сепаратистские настроения на континенте имели большое распространение. Именно они привели к распаду
Великой Колумбии (1830 г.) и Соединенных провинций Центральной
Америки (1838–1839 гг.), выделению Уругвая из состава Аргентины
(1828 г.) и Панамы из Колумбии (1903 г.). Да и гражданскую войну в
США (1861–1865 гг.) можно рассматривать как неудавшуюся попытку выхода группы южных штатов, образовавших суверенную конфедерацию, из состава единого государства. Ныне же американский регион определяется наименьшим по сравнению с другими частями планеты распространением сепаратизма (всего 4 ярко выраженных очага напряженности).
151