ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 539

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешнеполитические (международные) конфликты.
Классификация внешнеполитических конфликтов имеет определенные критери:
социально-политическая природа и содержание конфликта, экономический, социальный и политический строй государств – участников конфликта, соотношение и расстановка внутренних политических сил, цели сторон в конфликте;
внешние условия возникновения и развития конфликта, международно-политическая обстановка, существующая система международных политических связей, союзов, обязательств государств-участников, их противоречий, эффективность механизмов реализации экономической и политической поддержки со стороны союзников и др.;
экономический и военный потенциал участников, ресурсы, финансы, транспорт, моральное состояние населения, мобилизационные возможности общества: способность, масштабы и длительность конфликта и т.д.
Внешнеполитические конфликты имеют особенности, к которым относятся: основные субъекты внешнеполитического конфликта — суверенные государства, их союзы и коалиции; властные отношения в отличие от внутриполитической жизни на международной арене не являются основополагающими, следовательно, категория
«политическая власть» при определении содержания международного конфликта не является основной; международный конфликт — это продолжение внешней и внутренней политики, которую государство — участник конфликта проводило до возникновения конфликтной ситуации; в условиях современного мирового развития даже локальный
(региональный) конфликт влияет на жизнь всего мирового сообщества и, более того, грозит перерасти в мировой конфликт; с появлением и развитием оружия массового поражения международный конфликт несет реальную опасность массовой гибели людей не только в странах-участницах, но и во всем мире.
В целом внешнеполитические (международные) конфликты можно разделить на следующие основные типы:
конфликты между социально-политическими системами
(между отдельными странами и системами государств);
226

международные конфликты, порождаемые попытками
подавить борьбу народа (народов) за свою независимость;
межгосударственные конфликты, которые, в свою очередь,
могут
быть
территориальными,
дипломатическими,
таможенными, финансовыми и т.д.
В. Жуков и Б. Краснов отмечают, что богатый спектр объективных причин и всевозможных объективных и субъективных условий, вызывающих международный конфликт, настолько велик, что практически невозможно, анализируя конкретный случай, отнести его в «чистом виде» к тому или иному типу. Обобщающим
критерием, по их мнению, можно, очевидно, считать лишь
социально-экономические отношения между субъектами, присущие
практически любому внешнеполитическому конфликту.
В данной связи отметим еще один немаловажный аспект, характеризующий политический конфликт вообще. Это взаимосвязь
внутри- и внешнеполитических конфликтов и их взаимовлияние.
Нельзя, однако, сказать, что эта связь закономерна, необходим дифференцированный подход к каждому конкретному случаю.
Как показывает мировой опыт, наибольшую угрозу для общества представляют те политические конфликты, которые затрагивают саму основу политической системы. Для рассмотрения такого рода конфликтов употребляется понятие политический кризис.
Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности, который подразделяется на
внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями и конфликтами, и
внутриполитические, среди которых в науке выделяются:
правительственный кризис – выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами;
парламентский кризис – изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны;
конституционный кризис
– связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (прежняя конституция утрачивает легитимность, т.е. правомочность, и требуется ее качественный пересмотр).
227


Наиболее опасным для политической системы является
социально-политический (общенациональный) кризис. Он может включать (почти всегда включает) в себя и три предыдущих, демонстрируя кризис власти. Этот кризис затрагивает сам фундамент общественного здания и вплотную подводит к смене власти. На его основе может возникнуть и революция, и контрреволюция, и серия крупных реформ. Развязка кризиса зависит от степени его зрелости и от соотношения социально-политических сил.
Таким образом, политические конфликты и кризисы – драматические моменты в судьбах общества, однако их роль в общественном развитии амбивалентна: они дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно служат началом нового этапа развития (при условии их благополучного разрешения).
3. Современные технологии предотвращения
политических конфликтов
Под
предотвращением политического конфликта
понимается деятельность субъектов политических отношений,
направленная на нейтрализацию возникшего и осознанного
противоречия, ведущего к конфликтным действиям, либо
недопущение разрушительного воздействия уже текущего
конфликта на ту или иную сторону общественной системы.
Основными направлениями предотвращения политической конфронтации являются следующие.
Во внутриполитической жизни: социальное маневрирование
перераспределение определённой части общественного продукта;
политическое маневрирование — широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнообразных интересов в устойчивые политические ориентации, фактически способствующие функционированию существующей политической власти;
политическое манипулирование — целенаправленное воздействие на общественное сознание, прежде всего, через каналы массовых коммуникаций; создание «образа врага» — перекладывание ответственности за нерешённые актуальные проблемы на другие политические силы и отвлечение внимания основной массы населения от насущных политических и социально-экономических задач; интеграция контрэлиты — персональное (формальное или
228

неформальное) включение представителей контрэлиты в состав элиты либо приобщение к осуществлению власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты; силовое давление — от установления открытой тоталитарной диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе (в том числе физического истребления его носителей) до применения косвенных методов давления при соблюдении норм современного правового порядка, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т.п.
Во
внешнеполитических отношениях: дальнейшая всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщества
во всех сферах и, прежде всего, хозяйственно-экономической, политической и культурной; строгое соблюдение всеми странами и
народами принципа мирного сосуществования; снижение уровня
военного противостояния, т.е. непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений и, прежде всего, оружия массового поражения; усиление роли системы международных
межправительственных организаций в области правового регулирования взаимоотношений между странами и народами;
осуществление вооружённой «стратегии сдерживания» других государств от военных методов разрешения возникающих споров.
Особую значимость в процессе урегулирования политических конфликтов играют применяемые методы урегулирования. Как показывает политическая практика, широко применяются следующие методы:
«избегания», т.е. уклонения одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации, когда происходит как бы игнорирование противоположной стороны;
«откладывания», уход со сцены открытой политической борьбы на неопределенное время, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих политических позиций;
«социального исключения», уничтожения (подавления)
противника (наиболее распространённые формы этого метода –
вооружённое насилие, применяемое как во внутриполитической борьбе, так и на международной арене, и законодательное
(юридическое) запрещение, т.е., когда одна из сторон (а возможно и
229
обе) вынуждена уйти с открытой арены политической борьбы в связи с постановкой её «вне закона»);
компромисс между конфликтующими сторонами (может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес).
В современных условиях наиболее распространенным средством достижения примирения сторон в технологиях управления политическим конфликтом являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения. Американские специалисты М. Дойч и С.
Шикман считают, что эффективность переговоров, а равно и взаимное удовлетворение сторон повышаются, если последовательно
отделять существующие проблемы от субъективной
заинтересованности участвующих в споре людей; фокусировать
внимание не на принципах, а на реальных противоречиях;
вырабатывать несколько возможных вариантов решений;
учитывать по преимуществу объективные критерии соотношения
сил, а не партийные или идеологические позиции. Обещание уступок, внимательность к партнеру значительно увеличивают шансы прийти к соглашению. Угрозы же, давление на оппонента с позиций силы такую возможность снижают, нередко переводя переговорный процесс в «замороженное» состояние.
Таким образом, из множества стратегий разрешения политического конфликта именно переговоры дают возможность уравнять уступки, спокойно рассмотреть альтернативные ситуации, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность действий соперника.
230


1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Глава 11. КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
«Самый сильный тот, у кого
есть сила управлять самим собой»
Сенека
Учебные вопросы:
1. Понятие управления и его виды.
2. Природа и виды конфликтов в сфере государственного
управления.
3. Природа, сущность и специфика организационно-
управленческих конфликтов.
4. Типология организационно-управленческих конфликтов и
способы их урегулирования.
1. Понятие управления и его виды
Связь между конфликтом и управлением многогранна. А.
Файоль приводит шесть функций управления: технические операции
(производство, обработка); коммерческие операции (закупка, продажа, обмен); финансовые операции (распоряжение средствами);
страховые операции (страхование, охрана имущества и лиц);
учетные операции (бухгалтерия, учет, статистика и др.);
административные операции
(предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль). Реализация этих функций на практике — уже конфликт, который может развиваться как конструктивно, так и деструктивно.
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Управление позволяет упорядочить и согласовать деятельность объектов управления, входящих в единую систему. Оно связано, прежде всего, с организацией совместной деятельности объектов управления, с налаживанием их согласованных действий в рамках одной системы, с регулированием отношений между ними. Цель управления заключается в эффективном использовании объектов управления.
231

Управление предполагает наличие знаний и данных субъектом управления о состоянии объекта управления и представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение объекта управления, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения. Структура процесса управления включает в себя следующие компоненты: планирование, организация, мотивация
и контроль.
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач; составление программы действий; выявление необходимых ресурсов и их источников; определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
Организация – это деятельность по созданию, объединению, и поддержанию процессов, необходимых для реализации планов.
Мотивация – это динамический процесс, управляющий поведением человека, и направленный на повышение его активности при реализации планов.
Контроль – это действия, направляющие действия других людей или объектов по реализации ими планов.
При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология
управления.
1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей. Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей объекта управления.
2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления. На основе этого в дальнейшем разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.
232