ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 542

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предшествовавшей обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию
конфликта.
Если же говорить о предотвращении современных межгосударственных конфликтов, то надо отметить, что этот процесс имеет ряд особенностей, которые, по мнению А. Анцупова и А.
Шипилова, оказывают влияние на процесс его урегулирования: во-первых, поскольку непротиворечивого общества не
бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного
общественного развития;
во-вторых, основные усилия по предотвращению конфликтов
должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем,
возникающих в результате объективных противоречий;
в-третьих, предотвращение подразумевает максимальное
снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;
в-четвертых, основные усилия по предотвращению
межгосударственных конфликтов направляются на исключение
вооруженного насилия.
Развитие межгосударственного конфликта непосредственно связано с характером противоречий в интересах различных государств, а также с уровнем развития системы международных отношений, с действующими в ней структурными взаимосвязями и взаимозависимостями. В принципе современный уровень развития международных отношений позволяет решать практически любые международные проблемы, вызванные столкновением интересов государств и народов, на ранних фазах межгосударственного конфликта политико-дипломатическими средствами, не доводя дело до политического кризиса и тем более до вооруженного конфликта.
Вместе с тем несовершенство международно-правовых норм, слабость международных «третейских» организаций, включая ООН, узкокорыстные интересы правящих элит в целом ряде современных государств (особенно США) побуждают, как и тысячелетия назад, в качестве главного аргумента для решения международного спора приберегать и готовить силу. Однако оперируя внешнеполитической силой на международной арене в целях достижения своих интересов, государство неизбежно сталкивается с силовым противодействием других стран либо системы международных отношений в целом.
Вследствие этого достижение национально-государственных
209
интересов не только результат силового воздействия, но и умение им распорядиться правильно, с наибольшей эффективностью. В этом плане, считает С. Смульский, выделяются несколько наиболее общих методов задействования силы в системе предупреждения или урегулирования межгосударственных конфликтов – это убеждение,
принуждение и подавление.
Основным критерием их дифференциации выступают степень, интенсивность и структура элементов совокупной силы государства, задействованных для решения внешнеполитических проблем.
Метод убеждения – это комплекс мер, принимаемых государством (коалицией государств) в отношении другого государства или их политических объединений с целью создания благоприятных условий для реализации национально- государственных интересов во внешнеполитической обстановке. Этот метод наиболее эффективен на ранних стадиях конфликта и позволяет урегулировать противоречия между государствами политико-дипломатическими средствами за счёт убеждения другой стороны в бесперспективности или необоснованности её претензий, в необходимости коррекции внешнеполитических интересов в целях сохранения статус-кво. При этом активно используются двусторонние и многосторонние консультации, заявления о намерениях, формируются группы давления с тем, чтобы довести до противоположной стороны сведения о собственных интересах, возможных границах компромиссов, составе союзников, соотношении сил и вероятных способах действия в случае ее отказа от заявленных претензий.
Метод принуждения – это комплекс мероприятий государства
(коалиции государств), направленных на то, чтобы, используя силу, навязать другому государству или группе государств свою волю.
Принуждение отличается большей решительностью действий и более интенсивным использованием совокупной силы государства для достижения своих целей. Как правило, в международной практике принуждение используется в ходе эскалации конфликта в качестве средства предотвращения или остановки его кризисного развития.
Метод подавления – это полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его при помощи военной силы. При подавлении интенсивность действий государства предельно возрастает. Следствием подавления является разрешение
210

межгосударственного конфликта либо его переход в латентное состояние.
Кроме вышеуказанных методов, современные отечественные специалисты в области конфликтологии (А. Богданов, А. Глухова, А.
Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов идр.), исходя из принципов демократического развития мира, выделяют следующие основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов:
интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно- экономической, политической и культурной сферах; строгое
соблюдение всеми странами и народами принципа мирного
сосуществования; снижение уровня военного противостояния;
усиление роли международных межправительственных организаций:
ООН, ОБСЕ и др., в области правового регулирования взаимоотношений между странами.
Таким образом, межгосударственный конфликт может быть завершен или прекращен на любой из его фаз, включая и вооруженную.
4. Политико-правовые средства предотвращения
и урегулирования межгосударственных конфликтов
Одним из самых мощных средств предупреждения межгосударственных конфликтов во второй половине ХХ в. стало международное право. Главное его достижение – выработка общепризнанных принципов международных отношений:
неприменения силы или угрозы силой; нерушимости границ;
территориальной целостности государств; суверенного равенства;
мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние
дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и
права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества
между
государствами;
добросовестного
выполнения
международных обязательств.
Данные принципы юридически закреплены в Уставе ООН
1945 г., в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) и в
Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Следование этим принципам –
211
важнейшее средство обеспечения бесконфликтного международного общения.
Одним из наиболее важных принципов в сфере предупреждения межгосударственных конфликтов является принцип
неприменения силы или угрозы силой. Вопрос о неприменении силы или угрозы силой впервые встал в гг. Второй мировой войны и отразил демократические устремления и надежды народов на справедливое послевоенное устройство международных отношений.
Эта объективная закономерность впервые была превращена в принцип международного права и закреплена в Уставе ООН.
Пункт 4 ст. 2 Устава ООН гласит: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким- либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных наций». Впоследствии это положение было конкретизировано и принято в одной из резолюций ООН, а также: в Декларации о принципах международного права 1970 г.; в определении агрессии
1974 г.; в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе); Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1977 г.
Действие принципа распространяется на все государства- члены ООН (и не только на них). Согласно Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженного насилия, которое носит характер противоправного применения силы
(ст. 2 п. 4 Устава ООН гласит о запрещении применения вооруженной силы).
В Заключительном акте СБСЕ (раздел, касающийся претворения в жизнь согласованных принципов) прямо указывается, что государства-участники будут «воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства- участника», «воздерживаться от любого акта экономического принуждения». Это свидетельствует о том, что современное международное право запрещает противоправное применение силы в любом ее применении.
Статьи 42–47 и 51 Устава ООН трактуют случаи применения вооруженной силы, а ст. 41 и 50 Устава ООН предусматривают
212

законное применение невооруженной силы. В этих статьях указываются меры, которые применяются к нарушителям: полный
или частичный перерыв экономических отношений; прекращение
железнодорожных, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и
других средств сообщения; разрыв дипломатических отношений.
Устав ООН предусматривает только два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51); по
решению Совета безопасности ООН в случае угрозы миру,
нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42). Например, решение
Совета Безопасности ООН на применение многонациональных сил для ликвидации агрессии Ирака против Кувейта в 1991 году. Статья
51 Устава ООН применяется, только если произойдет вооруженное нападение на государство.
Статья 42 используется Советом безопасности ООН только тогда, когда рекомендованные меры невооруженного характера недостаточны. В этом случае уполномочивается предпринять такие действия, которые окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности:
демонстрация; блокада; операции воздушных, морских или
сухопутных сил членов ООН.
Таким образом, принцип неприменения силы предусмат- ривает запрещение агрессивных войн.
В последние гг. в содержание принципа была включена и обязанность государств — воздерживаться от пропаганды агрессивной войны. Согласно определению агрессии 1974 г. применение государством вооруженной силы первым может быть квалифицировано как агрессивная война, которая является международным преступлением и порождает международно- правовую ответственность государств и международную уголовную ответственность виновных индивидов. В уставах Нюрнбергского и
Токийского международных военных трибуналов была дана юридическая квалификация действий агрессоров как международных преступлений.
Начиная с 70-х гг. ХХ в., в результате активной внешнеполитической деятельности мирового сообщества в нормативном содержании принципа неприменения силы особо подчеркивается обязанность государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения границ другого
213
государства или как средства разрешения территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
В нормативное содержание принципа неприменения силы
включается: запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права; запрещение актов репрессий, связанных с применением силы; запрещение предоставления государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства; запрещение организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; запрещение организации или поощрения организации вооруженных банд и регулярных сил, в частности наемников для вторжения на территорию другого государства.
Нарушением принципа неприменения силы следует считать:
блокаду городов или берегов государства; любые насильственные действия, препятствующие народу осуществлять законное право на самоопределение, и др.
Другим, не менее важным, принципом в деле предупреждения межгосударственных конфликтов можно назвать принцип мирного
разрешения международных споров. Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН
«все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».
Эволюция этого принципа такова, что, разрабатывая международные договоры и соглашения, процесс шел от ограничения права обращаться к войне и постепенному развитию средств мирного разрешения международных споров и установления юридической обязанности государств использовать такие средства (мирные).
Согласно ст. 2 Частной конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. не запрещалось обращаться к войне («прежде чем прибегнуть к оружию»), не обязывалось обращаться к мирным средствам («обращаться, насколько позволяют обстоятельства»), и рекомендовался весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и посредничество). В то же время ст. 33
Устава ООН требует, чтобы стороны, участвующие в споре, прежде всего, старались разрешить этот спор путем переговоров, обследования, посредничества, применения арбитража судебного
214

разбирательства, обращения к религиозным орденам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.
Пункт 1 ст. 1 Устава ООН гласит, что международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права». Большинство государств считает, что ссылки на справедливость подчеркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.
Анализ принципа мирного разрешения споров показывает, что он развивает и дополняет Устав ООН, а также вводит следующие обязанности для государств: «прилагать усилия к тому, чтобы в
короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на
международном праве»; «продолжать искать взаимно
согласованные пути мирного урегулирования споров» в тех случаях,
когда спор не удается разрешить; «воздержаться от любых
действий, которые могут ухудшить положение в такой степени,
что будет поставлено под угрозу поддержание международного
мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование
спора более трудным».
Кроме Устава ООН этот общеобязательный принцип фиксируется и в других международно-правовых актах: Пакт Лиги арабских государств (ст. 5), Хартия Организации африканского единства (ст. 3), Устав Организации американских государств (ст. 5),
Декларация о принципах международного права (1970 г.),
Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).
Третьим, не менее важным, принципом международного права, оказывающим существенное влияние на предупреждение межгосударственных конфликтов, можно назвать
принцип
территориальной целостности государств. Принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г. и имеет вариации:
территориальная
целостность;
территориальная
неприкосновенность. Назначение принципа – защита территории государства от любых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и против независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии формулировки п. 4 ст. 2 215

Устава ООН были отражены элементы этого принципа, хотя сам он отдельно не применялся. Например:
устанавливалось, что государство «должно воздерживаться
от любых действий, направленных на частичное или полное
нарушение единства и территориальной целостности любого
государства»;
отмечалось, что «территория государства не должна быть
объектом военной оккупации, явившейся результатом применения
сил в нарушении положений Устава»;
отмечалось, что «территория государства не должна быть
объектом приобретения другим государством в результате утраты
силы или ее применения»;
отмечалось, что государства не должны «признаваться
законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся
результатом утраты силой или ее применения».
На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. данный принцип также был обсужден и нашел свое отражение в
Заключительном акте в следующей формулировке: «Государства- участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозы силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в результате общественной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их отсутствия. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признана законной».
Таким образом, изложение данного принципа в
Заключительном акте СБСЕ обязало государства: уважать
территориальную целостность друг друга; воздерживаться от
любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава
ООН.
И в заключение рассмотрим принцип нерушимости
государственных границ. Эта идея впервые получила свое правовое
216

оформление в договоре СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем
ПНР, ЧССР, ГДР с ФРГ, т.е. закрепила юридически послевоенное положение границ в Западной Европе. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств. В договорах СССР, ПНР, ГДР, ЧССР с
ФРГ выражено два существенных элемента:
признание
существующих границ; отказ, от каких-либо территориальных
претензий.
Как принцип нерушимости границ он был сформулирован в
Заключительном акте СБСЕ в 1975 г. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг с другом, как и границы всех государств в Европе, и потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
Признание этого принципа означает также и отказ, от каких либо территориальных притязаний, т.е. государства «будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника». Исходя из этого, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем основным элементам: признание существующих границ в качестве
юридически установленных в соответствии с международным
правом; отказ от каких-либо территориальных притязаний на
данный момент или в будущем; отказ от любых иных посягательств
на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
При этом следует отметить, что существует два понятия
относительных границ:
1. Нерушимость границ действует только в отношении государств-участников Заключительного акта СБСЕ (т.е. стороны
Западной Европы, США и Канады).
2. Неприкосновенность границ является принципом общего международного права и действует на континентах независимо от того, существует или нет специальное соглашение по этому вопросу.
Для контроля за деятельностью государств по соблюдению норм международного права в мире создано множество различных межгосударственных организаций. Основной из них является ООН.
Деятельность ООН по поддержанию мира является уникальным и динамичным инструментом в качестве одного из путей для оказания
217
помощи раздираемым конфликтами странам в создании условий для установления прочного мира. Первая миссия ООН по поддержанию мира была учреждена в 1948 г., когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей ООН на
Ближнем Востоке с целью осуществления контроля за соблюдением
Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. С тех пор во всех уголках мира в общей сложности было проведено 63 операции ООН по поддержанию мира.
Помимо ООН вопросами предупреждения и урегулирования межгосударственных конфликтов занимаются следующие организации: Ближний Восток — Лига Арабских Государств — ЛАГ;
Американский континент — Организация Американских Государств
— ОАГ; Африка — Организация Африканского Единства — ОАЕ;
Европа — Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с
1994 г. — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
— ОБСЕ); Евразия — Содружество Независимых Государств;
Шанхайская организация сотрудничества и др.
В ходе предупреждения и урегулирования межгосударственных конфликтов широко применяется так называемая миротворческая деятельность, которая включает в себя комплекс мер по снижению противостояния между конфликтующими сторонами.Система способов миротворческой деятельности включает в себя следующие структурные элементы: превентивная
дипломатия — урегулирование споров до вспышки насилия с помощью дипломатов, политиков, а иногда и превентивным развертыванием войск; строительство мира — осуществляется в постконфликтный период с целью предотвращения повторных вспышек насилия политиками и дипломатами с реальной финансовой и материальной помощью государственным структурам;
поддержание мира и принуждение к миру — призваны остановить конфликт и обеспечить сохранение мира как политическими, так и военными средствами.
В целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными согласно Уставу ООН создаются миротворческие силы ООН
218