ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 540
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран – членов ООН.
В настоящее время во всем мире насчитывается 15 действующих миссий ООН, в которых задействовано более 124 тысяч миротворцев, что является наглядным свидетельством всемирного уважения, надежности и доверия к миротворческим операциям ООН.
Международное сообщество возлагает большие надежды на «голубые каски» в вопросе защиты людей в самых опасных районах мира, но за их работу платится очень большая цена — на протяжении более 60- летней истории миротворческой деятельности ООН насилие, несчастные случаи и болезни забрали жизни более 2700 людей, работающих в горячих точках всего мира, от Ближнего Востока до
Балкан, в Африке и во всем остальном мире.
Таким образом, после окончания холодной войны в стратегическом контексте деятельности ООН по поддержанию мира произошли резкие перемены, что позволило ООН трансформировать и расширить свои операции на местах и обеспечить переход от
«традиционных» миссий, связанных с исключительно военными задачами, к выполнению сложных «многофункциональных» операций, направленных на обеспечение выполнения всеобъемлющих мирных соглашений и оказание помощи в создании основ для обеспечения устойчивого мира.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Глава 10. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Учебные вопросы:
1. Сущность и содержание политического конфликта.
2. Типология политических конфликтов.
3. Современные технологии предотвращения политических
конфликтов.
«В политике, как и в любви,
не бывает мирных договоров,
бывают только перемирия»
(Г. Левис)
1. Сущность и содержание политического конфликта
219
Важнейшей разновидностью социального конфликта является
политический конфликт. Главной его особенностью является то, что он зарождается и функционирует в специфической сфере жизнедеятельности социума — политической. Специфика этой сферы заключается в её практически постоянной конфликтогенности. Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а впоследствии
К.Боулдинг, Л.Козер, А.Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни.
Политический конфликт – это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления. Выделение политических конфликтов в особый тип вполне обоснованно: ибо политика – это мир, отличный от других сфер жизни общества. Она охватывает государственные и общественно-политические объединения,
механизмы функционирования государственной власти и отношения по поводу неё, правовые институты, партийные системы, политическую культуру общества и многое другое, связанное с принятием и реализацией политических решений.
В обществе едва ли найдется другой феномен, который можно было бы сравнить с властью по ее особому свойству — постоянно вызывать противоречия и конфликты. Власть – извечное яблоко раздора между людьми, социальными группами и классами. Борьба за власть – наиболее бескомпромиссная и жестокая. В нее вовлекаются как отдельные личности, так и массы народа. По словам французского политолога М. Дюверже, «политическая теория колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости, означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество».
Проблема политического конфликта стара, как мир.
Философы, изучая общество, постоянно пытались определить источник его развития, внося при этом определенный вклад в
220
продвижении теории. Так, в частности, учение Г. Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей впоследствии легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов: политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами; общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы; политическая борьба — есть борьба классовая.
Американский политолог Р. Даль в качестве одной из важнейших причин политических конфликтов видит неравенство, подразумевая под этим неравное участие различных групп в принятии решений, поскольку «некоторые люди имеют основания для уверенности в том, что их интересы неравно выражены, организованы и представлены». Он заключает, что политическое неравенство вызвано к жизни действием трех определяющих факторов: во-первых, «значительной разницей в политических возможностях различных групп»; во-вторых, тем, что «равное представительство являет собой техническую проблему, которая никогда не была удовлетворительно решена»; в-третьих, неизбежным недостатком полиархических режимов является то, что,
«чем более полиархия представляет все разнообразие предпочтений, тем более трудоемкой становится задача их рассмотрения с целью примирения для принятия решений».
В теории обоснования сущности политического конфликта, по мнению В. Иванова, наибольшее распространение и признание получили три модели:
«либеральная», «авторитарно-
консервативная» и «социалистическая». Основное различие между ними заключается в том, что «либеральная модель», опираясь на демократические параметры общества, в основном раскрывает конфликты между политическими партиями, движениями.
Сторонники
«авторитарно-консервативной
модели»
сосредотачивают свое внимание на конфликтных ситуациях между правящей элитой и массами, между элитой и контрэлитой.
«Социалистическая модель» (ее называют моделью классового противоборства) раскрывает конфликты между социальными группами в классово-антагонистическом обществе.
Важнейшим элементом изучения политического конфликта является определение структуры его содержания – довольно сложной
221
Американский политолог Р. Даль в качестве одной из важнейших причин политических конфликтов видит неравенство, подразумевая под этим неравное участие различных групп в принятии решений, поскольку «некоторые люди имеют основания для уверенности в том, что их интересы неравно выражены, организованы и представлены». Он заключает, что политическое неравенство вызвано к жизни действием трех определяющих факторов: во-первых, «значительной разницей в политических возможностях различных групп»; во-вторых, тем, что «равное представительство являет собой техническую проблему, которая никогда не была удовлетворительно решена»; в-третьих, неизбежным недостатком полиархических режимов является то, что,
«чем более полиархия представляет все разнообразие предпочтений, тем более трудоемкой становится задача их рассмотрения с целью примирения для принятия решений».
В теории обоснования сущности политического конфликта, по мнению В. Иванова, наибольшее распространение и признание получили три модели:
«либеральная», «авторитарно-
консервативная» и «социалистическая». Основное различие между ними заключается в том, что «либеральная модель», опираясь на демократические параметры общества, в основном раскрывает конфликты между политическими партиями, движениями.
Сторонники
«авторитарно-консервативной
модели»
сосредотачивают свое внимание на конфликтных ситуациях между правящей элитой и массами, между элитой и контрэлитой.
«Социалистическая модель» (ее называют моделью классового противоборства) раскрывает конфликты между социальными группами в классово-антагонистическом обществе.
Важнейшим элементом изучения политического конфликта является определение структуры его содержания – довольно сложной
221
системы взаимосвязанных явлений социально-политической жизни и деятельности участников конфликта, которая включает в себя различные виды борьбы: между группами за влияние в институтах
государственной власти; за доступ к принятию общезначимых
решений; за участие в распоряжении ресурсами; за приоритетность
своих взглядов и идей.
Субъектами политического конфликта, как правило, выступают то или иное социальное объединение (формально или
неформально организованное) или личность (личности),
стремящиеся посредством специфической деятельности
реализовать свои, противоположные другим социально-
политическим силам, интересы по поводу политической власти. В политике конфликтное противостояние субъектов часто приобретает следующую форму противоположности: правящая власть –
оппозиция. Выделение этого субъекта политического конфликта связано с его функциональным назначением: критикой, борьбой с официальным правительственным курсом и предложением альтернативных проектов. Конечная цель оппозиции – занять
доминирующие позиции в системе государственной власти.
Предмет политического конфликта – это то, по поводу чего
происходит столкновение политических сил. Предмет политического конфликта обусловлен политической сферой общества, т.е. властью и властными отношениями. Основными предметами политического конфликта, чаще всего встречающимися в политической истории, являются:
государственная власть
(её структуральный и функциональный аспекты), политический режим, общественно-
политическое объединение, конкретная личность руководителя (как правило, государственного), классовое господство (диктатура),
национальные отношения, территория
(её государственно- административный статус), ресурсы и контроль над ними и др.
Однако, как показывает практика, наличие субъектов общественно-политической жизни и предмета раздора между ними ещё не означает наличие конфликтной ситуации. Таковая возникает,
во-первых, с появлением и развитием политического противоречия, а
во-вторых, с осознанием субъектами наличия этого противоречия и необходимости его разрешения. Следовательно, следующим элементом содержания политического конфликта является наличие
222
государственной власти; за доступ к принятию общезначимых
решений; за участие в распоряжении ресурсами; за приоритетность
своих взглядов и идей.
Субъектами политического конфликта, как правило, выступают то или иное социальное объединение (формально или
неформально организованное) или личность (личности),
стремящиеся посредством специфической деятельности
реализовать свои, противоположные другим социально-
политическим силам, интересы по поводу политической власти. В политике конфликтное противостояние субъектов часто приобретает следующую форму противоположности: правящая власть –
оппозиция. Выделение этого субъекта политического конфликта связано с его функциональным назначением: критикой, борьбой с официальным правительственным курсом и предложением альтернативных проектов. Конечная цель оппозиции – занять
доминирующие позиции в системе государственной власти.
Предмет политического конфликта – это то, по поводу чего
происходит столкновение политических сил. Предмет политического конфликта обусловлен политической сферой общества, т.е. властью и властными отношениями. Основными предметами политического конфликта, чаще всего встречающимися в политической истории, являются:
государственная власть
(её структуральный и функциональный аспекты), политический режим, общественно-
политическое объединение, конкретная личность руководителя (как правило, государственного), классовое господство (диктатура),
национальные отношения, территория
(её государственно- административный статус), ресурсы и контроль над ними и др.
Однако, как показывает практика, наличие субъектов общественно-политической жизни и предмета раздора между ними ещё не означает наличие конфликтной ситуации. Таковая возникает,
во-первых, с появлением и развитием политического противоречия, а
во-вторых, с осознанием субъектами наличия этого противоречия и необходимости его разрешения. Следовательно, следующим элементом содержания политического конфликта является наличие
222
осознанного субъектами конфликта объективного или мнимого
(воображаемого) противоречия, приводящего к конфликту.
Политические противоречия, конкретизируясь в предмете конфликта, затрагивают следующий элемент его содержания –
интересы субъектов, которые отражают отношение противоборствующих сторон к существующему противоречию и конечному результату его разрешения. Фактически именно они являются причиной действий субъектов, определяющих их социально-политическое поведение. В таком случае политический
интерес представляет собой избирательное отношение субъекта конфликта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это та внутренне осознанная движущая сила политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной и конкретным действиям по достижению поставленных целей.
Следующим элементом содержания политического конфликта являются цели субъектов конфликта – это видение субъектом
предмета конфликта после конфликтных действий. Цели выступают своеобразным связующим звеном фактически всех элементов содержания конфликта.
Определение существующих противоречий, интересов и целей – это своего рода «теоретические основы конфликта»,
рефлексия субъектов конфликта. В процессе же перехода от рефлексии социально-политической действительности к конфронтационной деятельности обязательно встаёт решающая для определения характера и результата этой деятельности проблема соотношения целей субъектов конфликта с применяемыми в ходе его средствами и методами. Средства и методыдостаточноблизкие понятия. В мировой конфликтологической литературе под
средствами принято понимать конкретные факторы влияния
субъектов конфликта друг на друга в процессе конфликтного взаимодействия:
пропагандистские компании, забастовки, вооружённые действия, электоральная борьба и т.п. Методы
политических конфликтов характеризуют способы воздействия
средств на противоположную сторону. К ним, прежде всего, относятся насильственный и ненасильственный методы.
223
Политический конфликт в обществе выполняет как
негативные, так и позитивные функции.
Одна из негативных функций политического конфликта заключается в том, что в процессе своего развертывания и обострения борьбы между его субъектами за власть он способен резко ослабить
политическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующие политические силы. При неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних условиях политический конфликт способен привести к ее разрушению. Третья негативная функция политического конфликта заключается в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально- экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная своими активными действиями
повернуть вспять цивилизационно-
культурное развитие страны и ее народа.
В то же время, как показывает практика, в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные. Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных политических индивидов и их групп,
стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических разногласий. Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его
способность стать катализатором назревших социально-
политических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта заключается в том, что его развертывание
позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим
политическим силам.
Таким образом, содержание политического конфликта составляют специфические политические отношения двух и более сторон, проявляющиеся в их практических действиях – столкновениях для воплощения в жизнь целей, направленных на
224
реализацию коренных политических интересов субъектов и разрешение существующего социально-политического противоречия.
2. Типология политических конфликтов
Для того чтобы мир политических конфликтов предстал в более или менее упорядоченном виде, необходимо провести определенную их типологизацию, которая предполагает использование различных критериев для создания системной картины исследуемого явления. В самом общем виде, считают В. Пугачев и А.
Соловьев, политические конфликты можно разделить на:
внутриполитические и внешнеполитические (международные).
Внутриполитические конфликты протекают внутри общества, государственной и политической системы, политической партии и т.д. Они обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти в государстве и подразделяются:
на конфликты между классами, социальными слоями и
группами (эти конфликты нередко носят характер межклассовой борьбы, которая по формам весьма разнообразна: от борьбы во время избирательных кампаний до гражданской войны);
конфликты между политическими партиями или фракциями
внутри партии (формы борьбы в процессе противоборства различных партий, как правило, не выходят за рамки конституционных норм, хотя и приобретают иногда драматический характер);
конфликты между основными ветвями власти (принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью);
конфликты внутри институтов власти (в тех странах, где кабинет министров формируется с участием парламента и на коалиционной основе, нередко возникают правительственные кризисы, ибо формирование правительства на многопартийной основе создает большую вероятность появления разногласий);
конфликты на межличностном уровне (между отдельными политическими деятелями).
225
2. Типология политических конфликтов
Для того чтобы мир политических конфликтов предстал в более или менее упорядоченном виде, необходимо провести определенную их типологизацию, которая предполагает использование различных критериев для создания системной картины исследуемого явления. В самом общем виде, считают В. Пугачев и А.
Соловьев, политические конфликты можно разделить на:
внутриполитические и внешнеполитические (международные).
Внутриполитические конфликты протекают внутри общества, государственной и политической системы, политической партии и т.д. Они обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти в государстве и подразделяются:
на конфликты между классами, социальными слоями и
группами (эти конфликты нередко носят характер межклассовой борьбы, которая по формам весьма разнообразна: от борьбы во время избирательных кампаний до гражданской войны);
конфликты между политическими партиями или фракциями
внутри партии (формы борьбы в процессе противоборства различных партий, как правило, не выходят за рамки конституционных норм, хотя и приобретают иногда драматический характер);
конфликты между основными ветвями власти (принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью);
конфликты внутри институтов власти (в тех странах, где кабинет министров формируется с участием парламента и на коалиционной основе, нередко возникают правительственные кризисы, ибо формирование правительства на многопартийной основе создает большую вероятность появления разногласий);
конфликты на межличностном уровне (между отдельными политическими деятелями).
225