ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 535
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Существует шесть правил формулирования конфликтной ситуации (по А. Анцупову и А.
Шипилову).
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация — это то,
что надо устранить. Следовательно, не годятся формулировки типа:
«конфликтная ситуация — в этом человеке», «в социально-экономи- ческой ситуации», «в нехватке транспорта в городе» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально- экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и численность транспорта в городе не увеличит.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше
конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом.
Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, «Что
делать?». Извечный русский вопрос, на который искали ответа многие великие ученые и писатели Руси.
Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор,
пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают
другие. Если провести аналогию с борьбой с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими
словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
Таким образом, конфликтная ситуация — это диагноз
болезни под названием «конфликт». А как показывает медицинская практика, только правильный диагноз дает надежду на исцеление.
46
Шипилову).
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация — это то,
что надо устранить. Следовательно, не годятся формулировки типа:
«конфликтная ситуация — в этом человеке», «в социально-экономи- ческой ситуации», «в нехватке транспорта в городе» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально- экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и численность транспорта в городе не увеличит.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше
конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом.
Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, «Что
делать?». Извечный русский вопрос, на который искали ответа многие великие ученые и писатели Руси.
Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор,
пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают
другие. Если провести аналогию с борьбой с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими
словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
Таким образом, конфликтная ситуация — это диагноз
болезни под названием «конфликт». А как показывает медицинская практика, только правильный диагноз дает надежду на исцеление.
46
Для того, чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт и началось конфликтное взаимодействие необходимо наличие еще одного элемента – инцидента. Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
Инцидент демонстрирует субъектам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается.
При этом необходимо отметить, что конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что субъекты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы.
Особый случай – острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. При нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.
Ф. Бородкин и Н. Коряк выделили 3 типа инцидентов:
инцидент как сигнал разрешить противоречие, найти компромисс;
инцидент как желание уйти от конфликта; инцидент как сигнал к
открытому противостоянию.
Конфликтное взаимодействие (эскалация и деэскалация
конфликта). Многие конфликты на определенном этапе своего развития имеют тенденцию к эскалации (нарастанию остроты конфликтного взаимодействия). В процессе эскалации конфликта каждая сторона претерпевает определенные социально- психологические и организационные изменения. Возрастание
лояльности и приверженности групповым целям, отказ от каких-
либо уступок, стремление принудить соперника, ощущение
нарастания тревоги и кризиса, — все это показатели эскалации.
Эскалация возможна при следующих условиях:
во-первых, когда участники конфликта придерживаются
мнения о необходимости интенсивных действий с целью скорейшего
получения желаемого результата;
во-вторых, когда стороны намерены решительно защищать
свои интересы и противостоять угрозе извне;
в-третьих, когда участники конфликта вовлекают в борьбу
новых приверженцев и противников своих целей, и т.д.
47
Процесс деэскалации также сопровождают определенные изменения внутри конфликтующих групп, в отношениях между субъектами, в оценке событий третьей стороной. Потеря желания или способности продолжать конфликт зависит от многих условий:
девальвация целей, обусловленная ростом издержек, превосходящих
предполагаемые затраты; гетерогенное отношение к конфликту;
желание сохранить свои позиции; новые связи, возникшие между
конфликтующими сторонами ит.д.
Для того чтобы конфликт перешел в стадию деэскалации, одна из противоборствующих сторон может попытаться изменить мотивацию оппонента с помощью создания гетерогенного
(неоднородного) отношения к конфликту. Для этого существует множество путей, среди которых можно выделить следующие:
переформулирование целей с ориентацией только на определенные
сегменты группы; подчеркивание нежелательности эскалации
притязаний; избирательный характер принуждения как средство
упреждения эскалации конфликта; предупреждение о значительных
издержках дальнейшей эскалации; обращение к поддержке третьей
стороны, которая может содействовать прояснению ситуации,
наладить каналы коммуникации, способствовать продолжению
конфликта на более низком уровне без изменения позиций его
участников и т.д.
Завершение конфликта.На этом этапе наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий как предшествующего противоборства, так и способа его урегулирования. Возможные варианты завершения конфликта можно представить в виде континуума, на одном конце которого следует поместить конфликты, завершенные в рамках модели «выигрыш –
выигрыш» (когда сторонам удается решить проблему на взаимовыгодной основе), а на другом — конфликты — завершенные в варианте «выигрыш – проигрыш» («игры с нулевой суммой» или ситуации, где целью взаимодействия является «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником»). Между этими полюсами находится множество различных вариантов завершения конфликта на компромиссной основе, отражающих различную степень урегулирования или разрешения возникшего противоречия.
48
Существует определенное соотношение между динамикой развития конфликта и возможностью его завершения. В численных показателях вероятность завершения конфликта равна: на этапе возникновения, развития и осознания конфликтной ситуации — 92%;
на этапе начала открытого конфликтного взаимодействия — 46%; на этапе пика – 5%; на этапе деэскалации – 20%.
Существенное влияние на процесс завершения конфликта оказывает участие в нем третьей стороны. Основные варианты этого участия следующие: вовлечение третьей стороны в конфликт
может изменить его параметры и возможный результат для всех
его участников; третья сторона может стать союзником более
слабого участника конфликта и помочь ему достичь компромисса; в
зависимости от собственных интересов и при условии достаточной
силы она может навязать участникам конфликта свои условия; в
других ситуациях третья сторона может играть нейтральную роль
посредника и содействовать завершению конфликта
цивилизованными средствами.
Таким образом, конфликт всегда развивается во времени и имеет свои динамические показатели.
4. Фазы динамики конфликта
Конфликт – это процесс, протекающий во времени, и имеющий определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта — это ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних и внешних факторов.
Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы — начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от
«околоконфликтных» явлений и выработки наиболее эффективных стратегий управляющего воздействия на конфликт. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия: первый
участник сознательно и активно действует в ущерб другому
участнику (под действиями понимается как физические движения,
так и передача информации); второй участник (оппонент)
осознает, что указанные действия направлены против его
интересов; в связи с этим оппонент предпринимает ответные
49
действия против первого участника.
Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия. Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга.
В динамике конфликта, как правило, выделяют следующие фазы (периоды и этапы): латентный период, проявление конфликта,
активный период, последствия конфликта.
Латентный период
(скрытый) включает этапы:
возникновение объективной проблемной ситуации; осознание
объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию
неконфликтными способами; возникновение конфликтной ситуации.
Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией.
Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.
Объективные противоречивые ситуации, возникающие в
деятельности людей, создают потенциальную возможность
возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только
в сочетании с субъективными факторами. Одно из условий такого перехода — осознание объективной проблемной ситуации.
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы, интересы, различия в знаниях,
50
потребностях и т.д. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
Попытки сторон разрешить объективную проблемную
ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны и т.д.). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликтную. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
Возникновение конфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение
непосредственной угрозы способствует развитию конфликтной ситуации в сторону конфликта и является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.
Проявление конфликта – это этап, когда оба субъекта осознали конфликтную ситуацию и готовы начать активное конфликтное взаимодействие.
Активный период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:
инцидент,
эскалацию
конфликта,
сбалансированное
противодействие, завершение конфликта.
Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Однако, как показывает практика, очень часто конфликт развивается дальше как последовательность конфликтных событий. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, формировать новые стимулы для дальнейших действий, борьбы и т.д.
Такой процесс получил название «эскалация конфликта».
51
Попытки сторон разрешить объективную проблемную
ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны и т.д.). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликтную. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
Возникновение конфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение
непосредственной угрозы способствует развитию конфликтной ситуации в сторону конфликта и является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.
Проявление конфликта – это этап, когда оба субъекта осознали конфликтную ситуацию и готовы начать активное конфликтное взаимодействие.
Активный период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:
инцидент,
эскалацию
конфликта,
сбалансированное
противодействие, завершение конфликта.
Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Однако, как показывает практика, очень часто конфликт развивается дальше как последовательность конфликтных событий. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, формировать новые стимулы для дальнейших действий, борьбы и т.д.
Такой процесс получил название «эскалация конфликта».
51
Фазу эскалации можно разбить на четыре этапа: начало
эскалации, силовое (не обязательно физическое) действие, накал
страстей и
кульминация. Начало эскалации
— резкая интенсификация борьбы субъектов. Силовое действие — ожидания субъектов парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.
Накал страстей
— психологический возраст конфликтующих соответствует 6–8 годам, когда образ «другого» еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого «другого». В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что «не я» и «не мы», — плохо, и отвергается. Кульминация —
абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной — себя.
На карту ставятся «священные ценности», все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Психологический возраст субъектов конфликта в этот момент соответствует возрасту 4–6 лет.
Сбалансированное противодействие (деэскалация) –
субъекты продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Они осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действий по достижению согласия еще не предпринимают.
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание,
устранение или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период (последствия конфликта) включает два этапа: частичную нормализацию отношений
оппонентов и полную нормализацию их отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте.
Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции.
Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте.
52
Однако негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.
Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
Необходимо отметить, что динамика конфликта зависит от условий, в которых он развивается. Психологи (П. Корчемный, Р.
Немов и др.) отмечают существенные различия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях. В экстремальных условиях конфликты
развиваются в «ускоренном» темпе, более скоротечны. Около 70% конфликтов, происходящих в экстремальных условиях, завершаются в течение одной недели. Более 55% таких конфликтов разрешаются в течение первых трех дней.
Как показывает практика, существует
зависимость
длительности конфликтов и их итогов. Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных конфликтах. Чем продолжительнее конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат. Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности для
подчиненного. На конфликты по вертикали продолжительностью до полумесяца приходится 13% конфликтов, в которых победил подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% конфликтов с победой подчиненного. Это может быть объяснено следующим образом. Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу, тем скоротечнее конфликт.
И наоборот, чем менее начальник прав в конфликте, тем настойчивее в борьбе его оппонент — подчиненный, тем длительнее конфликт, так как руководитель, даже если он не прав, не настроен на уступку.
Психологи также доказали, что в длительных конфликтах
уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная
основа конфликта. При длительном противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план и борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были
53
допущены в ходе конфликта. Происходит замена деловой сферы конфликта.
Таким образом, динамика конфликта имеет четыре фазы: латентный период, проявление конфликта, активный период и послеконфликтные действия.
54
Таким образом, динамика конфликта имеет четыре фазы: латентный период, проявление конфликта, активный период и послеконфликтные действия.
54
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17