ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 537

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
случае субъекты не ищут скрытые нужды и интересы, как в случае применения стратегии сотрудничества. Они рассматривают только то, что говорят друг другу о своих желаниях.
Для успешной реализации этой стратегии необходим некоторый комплекс благоприятных условий:
готовность обеих сторон к реализации своих целей путем
взаимных уступок по принципу «выигрыш – выигрыш» или «отдай –
получи»; полная невозможность разрешения конфликта силовым
методом или способом ухода, т.е. по принципу «выигрыш –
проигрыш».
Стратегию компромисса целесообразно использовать в том случае, если: субъекты конфликта хорошо осведомлены о его
причинах и развитии, чтобы судить обо всех «за» и «против»
собственных интересов; разные по рангу субъекты конфликта, имея
разные интересы, сознают необходимость смириться с положением
дел и расстановкой сил, довольствоваться временным; обе стороны
конфликта имеют одинаковые аргументы и власть, проблема не
слишком важна, нет времени выработать другие решения, при
этом, лучше получить что-то, чем все потерять; все другие
стратегии в данном конфликте не приносят эффекта.
Наиболее часто встречающиеся трудности применения данной стратегии: отказ одной из сторон от первоначально занятой
позиции из-за обнаружения в ходе переговоров ее нереалистичности;
выработанное решение из-за содержащихся в нем взаимных уступок
может оказаться противоречивым, нечетким и потому трудно
осуществимым; содержащийся в любом компромиссном соглашении
в той или иной степени элемент отказа от первоначально занятой
позиции, ее некоторая корректировка могут впоследствии повлечь
за собой оспаривание принятого решения.
Охарактеризовать данную стратегию можно следующей фразой:
«Чем глубже ссора, тем больше не правы в ней обе
стороны».
Таким образом, в конфликтологии применяются пять основных стратегий разрешения конфликта: сотрудничество, соперничество, приспособление, уход и компромисс.
4. Тактики завершения конфликта
64

Стратегии и тактики различаются между собой по степени обобщенности. Стратегия – это набор макроскопических целей.
Тактики – средства достижения этих целей. Одна и та же тактика, считает В. Латынов, может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза, обычно рассматриваемая как деструктивная и недоброжелательная тактика, может быть использована в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов. Существуют следующие, наиболее часто применяемые тактики поведения в конфликте, или, как их еще называют, тактики воздействия (по Д.
Кипниусу, С. Шмидту, И. Вилкинсону):
рациональное убеждение – использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента;
давление – требования, приказы, угрозы («Если вы не сделаете этого, то я накажу вас»);
апелляция к власти, санкции – использование взысканий и вознаграждений;
дружелюбное обращение, заискивание – создание у оппонента представления о наличии у него привлекательных качеств;
коалиционная — просьбы о поддержке, союзе;
манипулятивная — использование приемов введения участников конфликта в состояния волнения, некоторой запутанности, создание эффекта неожиданности и др.;
неотменяемые обязательства —
одна из сторон осуществляет определенное действие до тех пор, пока ее условия не будут приняты;
заключение сделок – взаимный обмен благами, обещания
(общий смысл их следующий: «Если вы поступите данным образом, то я награжу вас»).
Согласно Г. Пруитту и Дж. Рубину тактики могут быть
«мягкими» или «жесткими». «Мягкой» считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны: заискивание, рациональное убеждение. «Жесткой» – тактика, вызывающая в настоящем или будущем времени неприятные последствия для оппонента: давление. Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым.
Существуют также тактики непосредственного воздействия
(сообщение о сути дела) и опосредованного воздействия (то, что
65

хотелось бы от объекта воздействия прямо не упоминается). К полюсу непосредственности тяготеют такие тактики, как
требования, просьбы, к полюсу опосредованности – заискивание,
дружелюбное обращение. Кроме того, конфликтологи (Дж. Бакстер
и К. Диндта) выделяют рациональные (рациональное убеждение) и
иррациональные (давление, заискивание) тактики.
Таким образом, можно сказать, что каждой стратегии урегулирования конфликта присущи конкретные тактики поведения в ходе разрешения конфликта. И от того, насколько они соответствуют выбранной стратегии, напрямую зависит успех его разрешения.
66

5. Алгоритм управления конфликтом
Опыт деятельности по управлению конфликтами третьей стороной может быть обобщен в определенный алгоритм — систему
«17 шагов» (по А. Анцупову). Предлагаемая последовательность действий может уточняться исходя из особенностей ситуации.
1-й шаг. Представить общую картину конфликта и определить ее суть, исходя из анализа той информации, которой вы в данный момент располагаете. Оценить позиции и скрытые интересы обеих сторон.
2-й шаг. Побеседовать с одним из оппонентов, позиция которого на данный момент кажется вам более оправданной. Узнать о его точке зрения на причины конфликта, чего он хочет добиться и чего опасается. Установить его мнение об основных интересах и опасениях второго оппонента.
3-й шаг. Обязательно побеседовать со вторым оппонентом.
4-й шаг. Побеседовать о причинах и характере конфликта с друзьями первого оппонента. Они дадут более объективную информацию об интересах и опасениях своего друга. В дальнейшем они же могут помочь в разрешении конфликта.
5-й шаг. Побеседовать о причинах, характере и способе урегулирования конфликта с друзьями второго оппонента.
6-й шаг. Обсудить причины, способы урегулирования и перспективы с неформальными лидерами коллектива.
7-й шаг. При необходимости обсудить проблему с руководителями обоих оппонентов.
8-й шаг. Понять главную причину конфликта и представить, что в конфликте участвуют не эти конкретные участники, а абстрактные люди.
9-й шаг. Определить подсознательные мотивы, скрытые за внешними поводами. Точно понять скрытое содержание конфликта.
10-й шаг. Определить, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем не прав. Поддержать в том, в чем они правы, и указать на слабые места в позиции каждого.
11-й шаг. Оценить наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий. Определить, возможно ли, чтобы стороны сами пришли к компромиссу.
67


12-й шаг. Оценить возможные скрытые, отсроченные и перспективные последствия вашего вмешательства в конфликт.
Чтобы не превратиться во врага одного из оппонентов.
13-й шаг. Продумать и разработать программу-максимум.
Подготовить 3–4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы.
14-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум.
Подготовить 3–4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы.
15-й шаг. Обсудить обе программы с друзьями каждого из оппонентов, неформальными лидерами, при необходимости – с руководителями. Внести коррекцию в планы общих действий.
16-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, корректируя не только тактику, но и стратегию действий с учетом конкретной ситуации. Активно привлекать друзей, неформальных лидеров, при необходимости – руководителей. Лучше разрешать конфликт их руками.
17-й шаг. Обобщить позитивный и негативный опыт, приобретенный в результате вмешательства в данный конфликт.
Другим примером системы анализа и разрешения конфликта может служить подход Бартона, представляющий собой 56 правил
(шагов), объединенных в следующие категории: предварительные
правила; поведение посредника; поведение участников конфликта;
аналитическая стадия; изучение возможностей; проверка
исполнения.
Таким образом, можно сделать вывод: «Конфликт – управляем!»
68

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Глава 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Благородный муж в своей жизни
должен остерегаться трех вещей:
в юности, когда жизненные силы обильны,
остерегаться увлечения женщинами;
в зрелости, когда жизненные силы могучи,
остерегаться соперничества;
в старости, когда жизненные силы
скудны, остерегаться скупости.
(Конфуций)
Учебные вопросы:
1. Сущность и содержание межличностного конфликта.
2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение.
3. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения.
4. Особенности конфликтов между родителями и детьми.
1. Сущность и содержание межличностного конфликта
Межличностный конфликт – это столкновение в процессе общения и взаимодействия двух людей. Такие столкновения могут происходить как по горизонтали, так и по вертикали в различных сферах и областях жизнедеятельности человека, как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное, особенно психологическое, восприятие партнера по общению.
Понятие межличностного конфликта в сознании отдельных людей и нашего общества очень часто связано с понятиями ссоры, скандала, вражды, войны, отсюда и пути разрешения конфликтных ситуаций обычно ищут с точки зрения «прав или ты, или я» и «прав тот, кто сильнее», т.е. насильственными методами. Таким образом,
межличностный конфликт — это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого.
По мнению Б.Ф. Ломова, «потребности людей диктуют их поведение
69
с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел».
Как показывает практика, основные типы межличностных конфликтов разыгрываются в следующих сферах жизнедеятельности человека: трудовая деятельность, семья, учеба, общество.
Поскольку в основе межличностного конфликта, как правило, лежат индивидуально-психологические характеристики человека, то наиболее существенными сферами внутренней структуры личности, оказывающими наибольшее влияние на процесс возникновения конфликта являются мотивационная, когнитивная и ценностная
структура сознания человека.
Межличностные конфликты возникают в процессе общения.
При этом каждый из участников общения может принадлежать к одному из видов человека: мужчина, женщина, ребенок. В зависимости от того, какую роль выполняет в процессе взаимодействия тот или иной субъект, в ходе общения могут возникать конфликты.
Наиболее распространенной в конфликтологии считается схема общения и взаимодействия двух субъектов в виде транзакционного анализа, которую предложил американский психотерапевт Э. Берн.Эта схема наиболее полно раскрывает процесс общения, результатом которого может быть, а может и не быть межличностный конфликт. Согласно теории Э. Берна, в основании взаимодействия людей лежит представление о сознании человека как сублимации трех состояний «Я»: Взрослый; Родитель; Ребенок:
Ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы
«Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания;
Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует;
Взрослый
– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.
В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребёнка и в зависимости от этого состояния ведётся разговор, определяются позиции и статус собеседника. При этом позиция Ребенка может быть определена как
70

позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого
— объединение «Хочу» и «Надо».
Все эти три состояния личности формируются в процессе общения, и человек приобретает их независимо от своего желания.
Самый простейший процесс общения — это обмен одной транзакцией, он происходит по следующей схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, т.е. почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта — пересекающиеся трансакции. Наиболее продуктивной в общении людей является позиция (Взрослый
Взрослый). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон.
В межличностном конфликте независимо от его вида существуют как минимум два участника или две конфликтующие стороны и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходят инциденты и развиваются их последствия.
Практика показывает, что латентный период межличностного конфликта в 6–8 раз продолжительнее его активного проявления.
Время на «остывание» до обычного состояния участников конфликта в 12–16 раз превышает собственно время конфликта. Реально конфликт занимает в 20 раз больше времени, чем его внешнее проявление.
Классификация межличностных конфликтов обширна и многообразна. Их можно охарактеризовать исходя из: предмета
спора, столкновения; состава участников; места, где он
происходит; методов его улаживания и т.д.
Межличностные конфликты, указывает А. Шестерина, имеют свои отличительные особенности:
1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу (правда не всегда наяву, можно и на расстоянии, например, при общении по техническим видам связи).
2. В ходе конфликта проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
71

3. Для субъектов конфликтного взаимодействия это своего рода проверка характеров, темпераментов, проявление способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особен- ностей как своих, так и оппонента.
4. Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
5. Затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
Причины межличностных конфликтов многообразны и делятся на объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания людей, и субъективные, зависящие от человека. В основе причин межличностных конфликтов лежит несовместимость или противоположность интересов, потребностей, целей, ценностей, установок, восприятий, оценок, мнений т.д. Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта.
Например, дефицит товаров может стать причиной межличностного конфликта в очереди в магазине. Субъективные факторы в межличностном конфликте формируются на основе индивидуальных
(социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.
Проанализировав основные субъективные причины межличностных конфликтов, ученые пришли к выводу, что существуют наиболее существенные из них, которые становятся своеобразным катализатором возникновения и дальнейшего обострения межличностного конфликта: принижение значимости
роли человека, негативная оценка его поступков; подчеркивание
разницы между собой и партнером: завышение своих достоинств и
принижение достоинств партнера; преуменьшение вклада партнера
в общее дело; нарушение персонального физического пространства в
ходе общения; попытка обсуждения вопроса при негативных
эмоциональных состояниях партнера; придирки и угрозы; проявление
недоверия или личной антипатии к партнеру; перебивание
собеседника при высказывании им своего мнения и др.
О. Крегер и Дж. Тьюсон считают, что различные предпочтения характеров людей лежат в основе их взаимодействия, и
72