ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
без их учета невозможно разрешить ни одного конфликта. «Мы считаем, что любая модель разрешения конфликтов, не учитывающая межличностные различия, обречена на провал». Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем. Индивидуальные личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики называются
конфликтностью
личности – это ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Психологи выделяют следующие типы конфликтных личностей, которые наиболее часто становятся субъектами в межличностных конфликтах:
«демонстративные», «неуправляемые», «сверхточные», «ригидные»,
«рационалисты», «безвольные». Раскроем их основные характеристики (по Р. Немову).
Демонстративные характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
Неуправляемые отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее.
Сверхточные – добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких — большинство), подвергают резкой критике.
Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.
Ригидные («ригидный» – негибкий, непластичный) отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых «если факты нас не устраивают — тем хуже для фактов».
73
конфликтностью
личности – это ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Психологи выделяют следующие типы конфликтных личностей, которые наиболее часто становятся субъектами в межличностных конфликтах:
«демонстративные», «неуправляемые», «сверхточные», «ригидные»,
«рационалисты», «безвольные». Раскроем их основные характеристики (по Р. Немову).
Демонстративные характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
Неуправляемые отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее.
Сверхточные – добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких — большинство), подвергают резкой критике.
Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.
Ригидные («ригидный» – негибкий, непластичный) отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых «если факты нас не устраивают — тем хуже для фактов».
73
Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.
Рационалисты – расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником.
Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.
Безвольные. Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа людей состоит в том, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его «устами глаголет истина».
В природе также существуют и так называемые «трудные» люди, общение с которыми тоже чревато возникновением межличностных конфликтов.Дж. Г. Скотт в книге «Способы разрешения конфликтов» приводит классификацию трудных людей:
агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают; жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, носами обычно ничего не делают для решения проблемы; молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно; сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом;
вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится; всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство;
нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться; максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента; невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом; ложные альтруисты — якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».
Особое влияние на процесс возникновения межличностного конфликта оказывают
межличностная совместимость и
межличностная несовместимость. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности.
74
Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально- психологических характеристик субъектов взаимодействия.
Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.
Таким образом, межличностный конфликт является самым распространенным социальным конфликтом. Он охватывает практически все сферы человеческих отношений. При этом следует помнить, что любой конфликт в конечном счете, так или иначе, сводится к межличностному.
2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение
Условно процесс развертывания и протекания межличностного конфликта можно представить следующими этапами: осознание цели –на этом этапе преобладает мнение, что притязания можно удовлетворить стратегией сотрудничества и методом переговоров; спор – представляет собой вербальное принуждение к сотрудничеству при наличии неприязни; угрозы —
этот этап характеризуется наличием взаимных угроз и стрессов у обоих субъектов; переход к действиям путем ложного толкования действий друг друга и нагнетания взаимной неприязни; привлечение
сторонников – в ходе этого этапа происходит дальнейшее нагнетание напряженности, взаимное «наклеивание» отрицательных ярлыков;
удары–начинается нанесении взаимного ущерба, при этом меньший ущерб рассматривается как выигрыш; самоуничтожение– заключительный этапактивной фазы, который представляет собой тотальную борьбу и при этом считается, что проигрыш другого является целью жизни.
В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт можно урегулировать следующими стратегиями:
Уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий. В этом случае один из
75
субъектов воздерживается от конфликта и старается не говорить о нем. Однако на выходе будет результат — проигрыш/проигрыш, ни одна из сторон не получает удовлетворения и конфликт не разрешен.
В этом случае он препятствует дальнейшим гармоничным отношениям субъектов, приводит к нагнетанию ситуации и дальнейшим обвинениям. Целесообразно данную стратегию применять только, когда необходим временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого значения.
Приспособление — один из субъектов соглашается с предъявленными ему претензиями (но только в данный момент) либо стремится оправдать себя и не расстраивать оппонента. В этом случае не так важно, чтобы все было так, как хочет субъект, выбравший приспособление, ему важнее сохранить мир. Однако в этом случае конечный результат — проигрыш/выигрыш, и оппонент получает удовлетворение. В то же время ни одна из сторон не довольна процессом и он оказывает негативное воздействие на дальнейшие взаимоотношения, потому что один из субъектов получил преимущество. Целесообразно данную стратегию применять для получения социального уважения или когда вопрос не имеет большого значения.
Компромисс — взаимные уступки обоих сторон путем получения частичного удовлетворения. В этом случае требования обоих субъектов будут частично удовлетворены. Однако ни одна из сторон не получит полного удовлетворения, ибо конечный результат
— проигрыш/выигрыш или выигрыш/проигрыш. Скорее всего, дальнейшие отношения станут нейтральными или положительными.
В то же время этот результат может помочь или причинить боль одному из субъектов, так как он был достигнут в результате компромисса. Целесообразно данную стратегию применять, когда вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эффективны.
Сотрудничество и взаимодействие в процессе устранения причин конфликта путем совместного разрешения проблемы.
Конечный результат будет выигрыш/выигрыш, и обе стороны будут удовлетворены процессом. При этом взаимоотношения станут позитивными и укрепятся, потому что партнеры приобретут взаимные выгоды. Целесообразно данную стратегию применять всегда, когда это возможно.
76
В этом случае он препятствует дальнейшим гармоничным отношениям субъектов, приводит к нагнетанию ситуации и дальнейшим обвинениям. Целесообразно данную стратегию применять только, когда необходим временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого значения.
Приспособление — один из субъектов соглашается с предъявленными ему претензиями (но только в данный момент) либо стремится оправдать себя и не расстраивать оппонента. В этом случае не так важно, чтобы все было так, как хочет субъект, выбравший приспособление, ему важнее сохранить мир. Однако в этом случае конечный результат — проигрыш/выигрыш, и оппонент получает удовлетворение. В то же время ни одна из сторон не довольна процессом и он оказывает негативное воздействие на дальнейшие взаимоотношения, потому что один из субъектов получил преимущество. Целесообразно данную стратегию применять для получения социального уважения или когда вопрос не имеет большого значения.
Компромисс — взаимные уступки обоих сторон путем получения частичного удовлетворения. В этом случае требования обоих субъектов будут частично удовлетворены. Однако ни одна из сторон не получит полного удовлетворения, ибо конечный результат
— проигрыш/выигрыш или выигрыш/проигрыш. Скорее всего, дальнейшие отношения станут нейтральными или положительными.
В то же время этот результат может помочь или причинить боль одному из субъектов, так как он был достигнут в результате компромисса. Целесообразно данную стратегию применять, когда вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эффективны.
Сотрудничество и взаимодействие в процессе устранения причин конфликта путем совместного разрешения проблемы.
Конечный результат будет выигрыш/выигрыш, и обе стороны будут удовлетворены процессом. При этом взаимоотношения станут позитивными и укрепятся, потому что партнеры приобретут взаимные выгоды. Целесообразно данную стратегию применять всегда, когда это возможно.
76
Соперничество или подавление противоположного субъекта конфликта путем принуждения силой (или угрозой применения силы). Один из субъектов в этом случае занимает позицию: «Я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать».
Конечный результат выигрыш/проигрыш и одна из сторон
(принуждающий) получает удовлетворение. Однако в дальнейшем межличностные отношения будут отсутствовать и наступит физическое и психологическое страдание проигравшего. Данную стратегию целесообразно применять в крайних неотложных случаях, когда это главный вопрос благополучия и нет времени на применение других стратегий.
Как мы уже отмечали в основе зарождения и разрешения межличностного конфликта, в первую очередь, лежат личностные индивидуально-психологические характеристики субъектов конфликта. Исходя из этого, психологи советуют в ходе разрешения конфликтной ситуации обращать внимание и широко использовать характеристики оппонента, которые он ценит в себе больше всего.
Наиболее часто это могут быть следующие характеристики: «я» —
подчеркивание индивидуальности партнера; «мое имя» —
обращение к собеседнику по имени (запоминание имени); «я
хороший» — видение партнера в положительном свете; «я имею
право» — уважение прав человека; «поддержка» — обращение к личности; «пол» — принятие во внимание особенностей мужской
(женской) роли; «я был-есть-буду» — обращение к прошлому и будущему собеседника; «комплимент» — приятные слова, преувеличивающие какие-то достоинства, эффект внушения; «я
должен» — адресация к долгу и др.
Перечислим некоторые советы психологов и конфликтологов по урегулированию межличностного конфликта на этапе его зарождения или начала эскалации.
1. Дайте партнеру «разрядиться». При его агрессивности помогите ему снизить внутреннее напряжение, что-либо говорить ему бесполезно. Надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
2. Попросите его спокойно высказать свои претензии.
Спросите о фактах, доказательствах, а не о выражении эмоций.
Людям свойственно путать факты и эмоции.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Спросите так, чтобы сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций
77
переключить на положительные. Это может быть просьба о доверительном совете. Или неожиданный вопрос совсем о другом, незначительном для него. Можно напомнить о том, что связано с прошлым и было приятным.
4. Не давая партнеру отрицательных оценок, говорите о своих чувствах. «Я чувствую себя обманутым», но не «Вы меня обманули». Или «Я очень огорчен тем, как Вы со мной говорите», но не «Вы грубый человек».
5. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат.
Проблема — это то, что надо решить, и ее надо отделить от эмоций.
Отделите человека от проблемы и сосредоточьтесь на проблеме.
Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях. Разговор на уровне позиций — это борьба сил.
6. Предложите партнеру высказать свои соображения по проблеме и варианты решения. Виноватых искать не надо, надо искать выход из создавшегося положения. Искать взаимоприемлемое решение. Оба должны победить.
7. Говорите тогда, когда партнер остыл. Держите паузы, пока партнер не остынет. Побеждает тот, кто не дает разгореться конфликту.
8. В любом случае «сохраните лицо свое и партнера». Не задевайте его достоинства. Не затрагивайте его личность. Дайте оценку действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы не выполнили свое обязательство», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек». Должно быть соучастие. Партнеры должны чувствовать, что с ними считаются. Непонятый человек раздражается.
9. Уточните смысл его высказываний и претензий.
«Правильно ли я вас понял...», «Вы сказали, что...», «Позвольте я, перескажу, как я понял...». Это устранит недоразумения. Уменьшит агрессивность.
10. Сохраняйте позицию «на равных». Позиция «сверху» — начальственная, родительская, приказывающая, как должно быть.
Позиция «снизу» — подчиненная, детская, также неэффективная.
Позиция «на равных» помогает обоим быть на высоте. Можно использовать метод психологического сближения. Может оказаться, что у партнеров больше поводов для сближения, чем разъединения.
11. Ничего не надо доказывать. Никто никогда в конфликтной ситуации ничего не докажет. Пустое занятие. Надо
78
4. Не давая партнеру отрицательных оценок, говорите о своих чувствах. «Я чувствую себя обманутым», но не «Вы меня обманули». Или «Я очень огорчен тем, как Вы со мной говорите», но не «Вы грубый человек».
5. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат.
Проблема — это то, что надо решить, и ее надо отделить от эмоций.
Отделите человека от проблемы и сосредоточьтесь на проблеме.
Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях. Разговор на уровне позиций — это борьба сил.
6. Предложите партнеру высказать свои соображения по проблеме и варианты решения. Виноватых искать не надо, надо искать выход из создавшегося положения. Искать взаимоприемлемое решение. Оба должны победить.
7. Говорите тогда, когда партнер остыл. Держите паузы, пока партнер не остынет. Побеждает тот, кто не дает разгореться конфликту.
8. В любом случае «сохраните лицо свое и партнера». Не задевайте его достоинства. Не затрагивайте его личность. Дайте оценку действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы не выполнили свое обязательство», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек». Должно быть соучастие. Партнеры должны чувствовать, что с ними считаются. Непонятый человек раздражается.
9. Уточните смысл его высказываний и претензий.
«Правильно ли я вас понял...», «Вы сказали, что...», «Позвольте я, перескажу, как я понял...». Это устранит недоразумения. Уменьшит агрессивность.
10. Сохраняйте позицию «на равных». Позиция «сверху» — начальственная, родительская, приказывающая, как должно быть.
Позиция «снизу» — подчиненная, детская, также неэффективная.
Позиция «на равных» помогает обоим быть на высоте. Можно использовать метод психологического сближения. Может оказаться, что у партнеров больше поводов для сближения, чем разъединения.
11. Ничего не надо доказывать. Никто никогда в конфликтной ситуации ничего не докажет. Пустое занятие. Надо
78
просто установить общие точки зрения, и понять то, что разъединяет партнеров.
12. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться. Это обезоруживает партнера и вызывает уважение.
13. Замолчите первым. Не от партнера требуйте: «Замолчи!»,
«Прекрати!», а от себя. Добиться этого легко. Молчание позволит, выйти из ссоры и прекратить ее — не с кем ссориться. Но молчание не должно быть обидным для партнера. Если оно окрашено злорадством, то это вызовет агрессию.
14. Не давайте характеристик
отрицательно- эмоциональному состоянию партнера: «Ну вот, полез в бутылку!»,
«А чего ты бесишься?». Это увеличит конфликт.
15. Уходя, не хлопайте дверью, говоря обидные слова. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.
Для урегулирования межличностного конфликта также рекомендуются использовать так называемые формализацию конфликта. Суть ее заключается в том, что в таблицу заносятся определенные проблемные вопросы свои и оппонента: проблема,
цели, препятствия, опасения, сильные стороны, возможность
поддержки, недостающая информация, какую личную потребность
вы удовлетворяете, эмоции, общее у оппонентов и др. В дальнейшем таблица позволяет провести развернутый и в то же время компактный анализ конфликта, определить проблему, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, потребности не только свои, но и оппонента. Особым достоинством таблицы является содержащаяся в ней возможность посмотреть на конфликт глазами оппонента, лучше узнать другую сторону конфликтного взаимодействия.
Таким образом, для успешного разрешения конфликта необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей другой стороне для встречного шага.
Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении межличностного конфликта в целом.
79
12. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться. Это обезоруживает партнера и вызывает уважение.
13. Замолчите первым. Не от партнера требуйте: «Замолчи!»,
«Прекрати!», а от себя. Добиться этого легко. Молчание позволит, выйти из ссоры и прекратить ее — не с кем ссориться. Но молчание не должно быть обидным для партнера. Если оно окрашено злорадством, то это вызовет агрессию.
14. Не давайте характеристик
отрицательно- эмоциональному состоянию партнера: «Ну вот, полез в бутылку!»,
«А чего ты бесишься?». Это увеличит конфликт.
15. Уходя, не хлопайте дверью, говоря обидные слова. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.
Для урегулирования межличностного конфликта также рекомендуются использовать так называемые формализацию конфликта. Суть ее заключается в том, что в таблицу заносятся определенные проблемные вопросы свои и оппонента: проблема,
цели, препятствия, опасения, сильные стороны, возможность
поддержки, недостающая информация, какую личную потребность
вы удовлетворяете, эмоции, общее у оппонентов и др. В дальнейшем таблица позволяет провести развернутый и в то же время компактный анализ конфликта, определить проблему, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, потребности не только свои, но и оппонента. Особым достоинством таблицы является содержащаяся в ней возможность посмотреть на конфликт глазами оппонента, лучше узнать другую сторону конфликтного взаимодействия.
Таким образом, для успешного разрешения конфликта необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей другой стороне для встречного шага.
Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении межличностного конфликта в целом.
79
3. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения
Семейные конфликты существуют столько, сколько существует семья. Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Исследования психологов показывают, что в
80–85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15–20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам. Один из идеальных примеров семьи — патриархальная семья, в которой конфликты случаются редко, ибо в традиционном обществе и по светским законам, и по религиозному писанию главой семьи является муж, а жена должна во всем ему уступать. Так, в своде законов Российской империи указывалось, что «жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность». В то же время в ст. 31 Семейного кодекса РФ установлено равенство супругов. «1.
Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. 2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. 3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей».
Семейный конфликт может возникать между супругами,
родителями и детьми, внуками и старшим поколением. Но все-таки, считают А. Анцупов и А. Шипилов, когда говорят о семейном конфликте, в первую очередь предполагают конфликт между
супругами. Когда какие-либо потребности супругов не удовлетворяются в системе их межличностных отношений, может возникнуть конфликт. Связано это с тем, что вступление в брак не гарантирует человеку полного счастья, разрешения всех проблем сразу. Общие вопросы семейной жизни супруги должны решать совместно, по взаимному согласию, и никто из них не может иметь каких-либо преимуществ. Однако «должны» еще не означает, что все
80
это реализуется в обыденной жизни. В качестве примера сошлемся на право выбора фамилии супругов. При вступлении в брак можно оставить добрачные фамилии, можно сделать общей фамилию одного из супругов, можно соединить через тире обе фамилии. Отсутствие согласия при выборе семейной фамилии, несогласие с доводами друг друга приводит к конфликту между супругами. Брак — это построение взаимоотношений с супругом, детьми, родственниками каждый день. Особенно важен процесс построения взаимоотношений в начале совместной жизни, т.е. в период взаимной адаптации.
Период адаптации — обязательный этап становления семьи. Он может длиться годами или быть коротким. Многое зависит от желания, от умения идти навстречу друг другу.
Жизнь семьи связана не только с личными взаимоотношениями супругов, родителей и детей, родственников, но и с имущественными отношениями. И те, и другие отношения могут приводить к конфликтам в семье. Но как бы теоретически обоснованно не выглядели эти типы семейной экономики, необходимо отметить, что объем труда в доме, выполняемый женщиной и мужчиной, различен. Так, по данным статистики, в рабочие дни мужчина тратит на домашний труд 59 минут, женщина –
2 часа 48 минут, в выходные дни мужчина – 2 часа 17 минут, женщина – 5 часов 44 минуты.
Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как
малую социальную группу и как социальный институт. В первом
случае речь идет о социально-психологическом (эмоционально- психологическом), а во
втором
— о социологическом
(инструментальном) уровнях группового общения.
Исходя из этого, первая группа конфликтов будет
обусловлена в основном личными, в большей части психологическими,
качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений.
Настоящая любовь, считает швейцарский психолог и философ Макс
Люшер, — «это искусство, которому необходимо научиться и в котором, как и во всяком другом искусстве, необходимо постоянно упражняться».
Вторая — влиянием внешних субъективно-объективных
условий на супружеские отношения: ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства
81
Период адаптации — обязательный этап становления семьи. Он может длиться годами или быть коротким. Многое зависит от желания, от умения идти навстречу друг другу.
Жизнь семьи связана не только с личными взаимоотношениями супругов, родителей и детей, родственников, но и с имущественными отношениями. И те, и другие отношения могут приводить к конфликтам в семье. Но как бы теоретически обоснованно не выглядели эти типы семейной экономики, необходимо отметить, что объем труда в доме, выполняемый женщиной и мужчиной, различен. Так, по данным статистики, в рабочие дни мужчина тратит на домашний труд 59 минут, женщина –
2 часа 48 минут, в выходные дни мужчина – 2 часа 17 минут, женщина – 5 часов 44 минуты.
Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как
малую социальную группу и как социальный институт. В первом
случае речь идет о социально-психологическом (эмоционально- психологическом), а во
втором
— о социологическом
(инструментальном) уровнях группового общения.
Исходя из этого, первая группа конфликтов будет
обусловлена в основном личными, в большей части психологическими,
качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений.
Настоящая любовь, считает швейцарский психолог и философ Макс
Люшер, — «это искусство, которому необходимо научиться и в котором, как и во всяком другом искусстве, необходимо постоянно упражняться».
Вторая — влиянием внешних субъективно-объективных
условий на супружеские отношения: ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства
81
одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др. Особое значение среди внешних условий, способствующих возникновению семейных конфликтов, занимают так называемые макрофакторы, т.е. изменения, происходящие в современном обществе: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье
(противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства и др.
Семья, как живой организм, имеет свои периоды детства, юношества, расцвета, болезней, старения и увядания. Переход от одного периода к другому часто связан с появлением противоречий в отношениях мужа и жены и как следствие может приводить к кризисам семейной жизни. Парадокс заключается в том, что кризисы семейной жизни протекают более мучительно, если семья возникла на основе страстной любви и, наоборот, спокойно и почти незаметно, если создание брачного союза было продиктовано сугубо деловыми соображениями. Как показывает практика динамику семейной жизни и возникающие в ее процессе конфликты можно разделить на несколько этапов. Психологи выделяют следующие кризисные
периоды в развитии семьи.
Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть на самом деле. Статистика показывает, что в первый год жизни семьи вероятность развода очень велика, до 30% общего числа браков.
Конструктивно переживают кризисы семейной жизни пары, которые перестают критиковать друг друга, и переходят к среднему, сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах.
Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. В этот период в основе конфликтов лежат следующие факторы:
82
(противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства и др.
Семья, как живой организм, имеет свои периоды детства, юношества, расцвета, болезней, старения и увядания. Переход от одного периода к другому часто связан с появлением противоречий в отношениях мужа и жены и как следствие может приводить к кризисам семейной жизни. Парадокс заключается в том, что кризисы семейной жизни протекают более мучительно, если семья возникла на основе страстной любви и, наоборот, спокойно и почти незаметно, если создание брачного союза было продиктовано сугубо деловыми соображениями. Как показывает практика динамику семейной жизни и возникающие в ее процессе конфликты можно разделить на несколько этапов. Психологи выделяют следующие кризисные
периоды в развитии семьи.
Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть на самом деле. Статистика показывает, что в первый год жизни семьи вероятность развода очень велика, до 30% общего числа браков.
Конструктивно переживают кризисы семейной жизни пары, которые перестают критиковать друг друга, и переходят к среднему, сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах.
Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. В этот период в основе конфликтов лежат следующие факторы:
82