Файл: Современные этнополитические конфликты содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[68].

Сохранение государственно-территориальной целостности Российской Федерации является ключевой для современного этапа развития России. Нельзя не согласиться с М. В. Столяровым, который, полагает, что если исходить из реальностей российской государственности, альтернативы федеративному типу ее обустройства и развития сегодня не найти. Основой этому служит учет интересов обустройства в нашем государстве народов и территорий страны на демократических основах. Именно федерализм в значительной большей степени, чем любая другая форма объединения народов, населяющих Россию, гарантирует защиту прав и свобод гражданина независимо от национальной принадлежности[69].

Однако на сегодняшний день мы наблюдаем развитее таких тенденций, которые, на наш взгляд, не совсем соответствуют эффективному развитию федеративных отношений в России. К этим тенденциям, относится отмена выборов губернаторов, возможность их досрочного освобождения, разграничение предметов ведения и полномочий в пользу Федерального центра, не всегда обоснованное слияние субъектов Российской Федерации, законодательное утверждение новых полномочий Президента России по роспуску региональных законодательных собраний.

Деятельность Президента России по укреплению властной вертикали, безусловно, способствовала повышению управляемости страной, но, при этом следует подчеркнуть, что политические, экономические, социальные цели, стоящие перед страной, этноконфессиональные, культурные, исторические особенности России, на наш взгляд, требуют перехода к более совершенной модели российского федерализма. Совершенствование российского федерализма должно рассматриваться как комплексный процесс перераспределения властных полномочий и ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Именно так можно обеспечить устойчивое, динамичное, поступательное развитие федеративных отношений и этнополитическую стабильность.

Взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации в современных условиях предусматривает совместные, эффективные действия государственных властных структур всех уровней, направленные на улучшение всех форм и видов сотрудничества, как между собой, так и между государственной и муниципальной властью. Совершенствование федеративных отношений предполагает, прежде всего, более полное и справедливое по отношению к субъектам Российской Федерации разграничение предметов
ведения и полномочий в различных сферах, в том числе, политической, экономической, социальной. Совершенствование федеративных отношений через разграничение означает передачу компетенции вниз и повышение ответственности органов власти за исполнение своих собственных или делегированных полномочий.

Федерализм как правовой институт может быть в полной мере реализован только в случае, когда субъекты Федерации в состоянии удовлетворить потребности населения, проживающего на их территории. В этой связи выбранный разработчиками действующей Конституции способ разграничения компетенции оказался малоэффективным, поскольку он не ограждает субъекты Федерации от произвольного вмешательства в их дела со стороны центра, оставляет открытым вопрос о принадлежности остаточных полномочий, объем которых при данном способе разграничения значительно возрастает и распространяется на всю сферу совместного ведения, а также потому, несмотря на принятие поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, соответствующие полномочия по-прежнему остаются не в полной мере обеспеченными соответствующим финансированием[70].

Практической мерой, направленной на устранение накопившихся в данной сфере противоречий, является усложнение конституционной модели размежевания компетенции. Международная практика разграничения компетенции свидетельствует о том, что наиболее эффективными являются сложные, дифференцированные модели разграничения компетенции, регулирующие не только законодательные, но и исполнительные аспекты компетенционных позиций.

Совершенствование федеративных отношений невозможно без повышения качества государственного управления, определяемого как структурой органов, так и качеством персонала. Для достижения современного уровня государственного управления необходимо принятие ряда законодательных и экономических мер, в том числе:

- реализация принципа «персональной компетенции и ответственности»;

- «демократизация» государственной службы (отбор и продвижение на основе открытых конкурсов), а также обеспечение ротации кадров по «спирали»: регионы - центр - регионы;

- обеспечение качественной системной подготовки и переподготовки кадров; повышение 

социальной защищенности и денежного содержания государственных служащих, который должен быть соизмерим со средней оплатой офисных работников соответствующего звена коммерческих фирм в данном регионе[71].

Сегодняшний этап развития российского федерализма характеризуется дифференциацией субъектов Федерации, что существенно мешает совершенствованию федеративных отношений. Россия – это асимметричная Федерация со сложным и многоуровневым субъектным составом. Как справедливо утверждает одним из исследователей проблем федерализма Р.Г. Абдулатипов: «Россия - это сложная страна по составу, по культурному, национальному, территориальному и многим другим параметрам. Главная проблема в том, что мы имеем огромные различия в уровне социально-экономического развития регионов нашей страны. Если в условиях Советского Союза эти различия достигали четырех раз, то в современной России они достигают 15 раз. Это основной фактор противоречий в системе федеративных отношений»[72].

Нерешенность конституционного противоречия в вопросе о равноправии субъектов Федерации катализирует деструктивные тенденции федерализма. Насущной задачей конституционно-правового регулирования статуса субъектов Федерации в свете представлений об их равноправии является создание юридической базы для перевода существующей асимметричной Федерации в так называемую «плоскую» Федерацию, состоящую из однопорядковых в правовом и экономическом плане регионов.

Проблему совершенствования федеративных отношений невозможно разрешить лишь простым распределением, передачей, закреплением полномочий и функций по уровням власти: федеральному, региональному и местному. Федерализм как явление нельзя рассматривать только в одной плоскости: оно многомерно и многопланово. Совершенствование федеративных отношений и их эффективность следует рассматривать с позиций его основных составляющих: цивилизационной, политической, экономической, правовой, духовно-культурной и нравственной[73]. И, прежде всего, требуется конкретизация политико-правовой модели федерализма. Теория и практика доказывают, что устойчивого, сбалансированного движения российского общества можно добиться путем разумного и действительно оптимального распределения власти между структурными единицами федеративного государства.

Эффективность федеративных отношений определяется не в меньшей степени и уровнем деятельности органов власти и управления как в Федерации, регионах, так и в муниципальном образовании. Необходимо с этой позиции устранить противоречие, заложенное в Конституции Российской Федерации, где соседствуют два взаимоисключающих принципа, а именно, с одной стороны, «принцип единства власти», а с другой – «принцип независимости власти». И через конституционно-правовое закрепление единого статуса субъекта Федерации установить единую систему как законодательных (представительных), так и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с включением в нее органов местного самоуправления.


Подобная реконструкция может позволить выстроить эффективно действующую вертикально интегрированную власть. При этом необходима новая организационная структура управления на основе новых организационных механизмов с внедрением критериев обязательной оценки эффективности и качества государственного и муниципального управления. Очевидно, что оставшаяся в наследство от советских времен федеративная структура была построена по иным критериям и не соответствует реальным потребностям социально-экономического развития российского общества.

Любое совершенствование федеративных отношений должно начинаться в сфере законодательства. Вопрос о необходимости конституционной реформы следует считать на данном этапе преждевременным до тех пор, пока не будут определены базовые параметры новой модели федеративных отношений. Вместе с тем высокая динамика процессов развития российского федерализма приводит к тому, что совершенствование законодательства явно не успевает за потребностями становления новых федеративных отношений.

Еще одним крайне важным направлением оптимизации отношений между Центром и регионами является построение четкой, логически выверенной последовательности формирования бюджетов всех уровней, реализующей принципы программно-целевого планирования и управления.

Сегодня имеют место положительные тенденции в этом направлении: уже осуществляется разработка общих концепций и программ социально-экономического развития Российской Федерации, наметились попытки навести порядок в сфере разработки и реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития. Однако по-прежнему существует разрыв между общими концепциями и программами социально-экономического развития и целевыми программами социально-экономического развития. Многие программы часто оказываются средством доступа к бюджетным деньгам, не решая, по существу, тех проблем, ради решения которых они разрабатывались.

 

 

 

Языковая политика в современном многонациональном государстве: проблемы и перспективы

 

В политике любого федеративного, демократического государства признание культурно-языкового фактора, удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей и интересов того или иного народа считается источником развития и условием, обеспечивающим соблюдение принципа межнационального равенства и согласия.


Как отмечает И. Илишев: «Язык народа есть важнейший компонент его национальной культуры, который формируется вместе с образованием этноса, являясь одновременно предпосылкой и условием его существования. Поэтому неудивительно, что в процессе обретения нациями своей реальной государственности, языковая политика самым активным образом служит достижению данной цели»[74].

Установлением статуса языка в обществе занимается языковая политика, которая обеспечивает условия для функционирования языков, определяет сферы распространения, возможности соответствующих исследований. Языковая политика, как правило, сводится к следующим основным направлениям: ликвидация неграмотности; выбор и установление государственного (официального) языка; определенное положение других языков по отношению к государственному языку; определение сфер и типов языковых состояний и ситуаций каждого из языков; кодификация и совершенствование содержания государственного языка.

Для России языковая политика является одной из наиболее важных проблем межнациональных отношений. Это именно та проблема национально-государственного строительства, которая непосредственно касается жизни и деятельности каждого конкретного человека и поэтому решать ее следует предельно осмотрительно. Исходя из этого, необходима оптимизация этноязыковой политики в современной России, корректировка ее основных положений с учетом фактора многоэтничности российского государства.

Статьей 68 Конституции устанавливается, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык[75]. Республики в составе федерации вправе устанавливать свои государственные языки в органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик, которые употребляются наряду с русским языком. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

В этой связи исключительную актуальность приобретают правовые аспекты взаимодействия русского языка и языков титульных народов республик, их совместное функционирование в соответствии с созданной законодательной базой в национально-территориальных субъектах Российской Федерации.

В 90-гг. XX века в ряде регионов Российской Федерации активно проводилась языковая реформа, отражающая стремление народов расширить сферы применения их языков. Языковая реформа была вызвана неудовлетворенностью народов страны уровнем функционирования их языков, ростом национального самосознания и, в известной мере, ростом национализма. Реформы реализовывались через процессы законотворчества – создания законов о языках и принятия программ развития языков. Такие законы были приняты в ряде республик Российской Федерации: Чувашской, Тувинской, Калмыцкой, Саха-Якутии, Татарстане, Коми, Мордовской, Дагестане, Башкортостане. Языкам коренного населения был придан статус государственного, что создало юридическую основу для предполагаемого расширения этих языков в разных сферах деловой, общественной и культурной жизни.