Файл: Современные этнополитические конфликты содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй фактор стабильности отношений национальных общин федерации – равенство статусов трех национально-языковых групп. Все три этнические общины имеют равные права, и не одна из них не рассматривается как государствообразующая. Поэтому ни одна этническая группа не может считаться национальным меньшинством и подвергаться дискриминации.

Третий фактор – ограничение власти путем децентрализации государственного управления и широкого распространения прямой демократии.

Четвертый фактор – сбалансированное развитие кантонов с разной степенью социально-экономического развития без чрезмерного вмешательства государства в экономику.

Пятый фактор - предоставление права на самоопределение не этнической группе кантона, а всем гражданам, проживающим на его территории независимо от их этнической принадлежности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: предотвращению этнополитических конфликтов в Швейцарии способствует децентрализация государственного управления, передача полномочий субъектам федерации, этнический и религиозный плюрализм, прямая демократия, контроль граждан за властью. Опыт Швейцарии имеет большое значение для других государств, но, тем не менее, в политической практике его применение едва ли возможно где-либо, кроме самой Швейцарии, так как не в каждом государстве внутриполитическая обстановка настолько стабильна, чтобы реализовать подобный политический механизм.

Еще одним ярким примером урегулирования этнополитического конфликта является Канадская федерация. По степени регионализации массового сознания Канада занимает одно из первых мест в мире. Согласно имеющимся данным, большинство канадцев в первую очередь ощущают себя жителями тех или иных провинций, а потом уже канадцами[82]. Естественно, что в случае с Квебеком, где большинство населения составляют выходцы из Франции в противоположность остальным англоязычным провинциям, эта особенность выражена наиболее сильно.

Размывание         квебекской        идентичности   используется националистами как средство этнополитической мобилизации в борьбе за
независимость провинции. Межэтнические отношения в провинции обостряются и заинтересованностью большинства индейцев, проживающих на территории Квебека, говорящих на английском языке и ориентирующихся на федеральное правительство, в создании самоуправляемой автономии в рамках Канадской федерации, занявшей бы 40% территории самого Квебека. Федеральное правительство приветствует такие устремления индейцев, что вызывает еще большие протесты сепаратистов
[83].

Кроме того, в основе мотивации организаторов сепаратистского движения лежит комплекс социально-экономических проблем. Среди этих проблем - длительное по времени доминирование англофонов в крупном бизнесе Квебека и начавшееся с 1960-1970-х гг. увеличение влияния франкоканадской буржуазии, которой был бы выгоден полный уход англоканадцев из крупного бизнеса; доминирование франкофонов в мелком и среднем бизнесе, который ориентирован не столько на остальную Канаду, сколько на рынки США.

Несмотря на указанные выше экономические причины сепаратистских настроений в Квебеке, провинции пока еще экономически целесообразнее оставаться в федерации. Однако ситуация могла бы значительно измениться в пользу сепаратистов, если оправдались их надежны на открытую поддержку США. Выход Квебека из состава Канады означал бы весьма вероятный распад федерации. С уходом Квебека Канада потеряла бы 25,3% (6,9 млн.) граждан и 15,5% территории[84]. Потеря Квебека поэтому обострила бы проблему территориальной целостности всей Канадской федерации и разрушила бы политические и экономические связи между отдельными частями страны.

Таким образом, этнополитический конфликт в Квебеке не вышел в стадию вооруженной борьбы, поскольку большинство квебекцев так или иначе выступает против отделения провинции от Канады. Вследствие этого обстоятельства, канадское правительство осознает, что применение силы может только усилить неприязнь франкофонов к англоязычным канадцам, а, кроме того, все канадское общество преданно относится к демократическим принципам и не представляет себе возможным применение насилия в отношении сограждан.

Пример политики разрешения конфликта в Квебеке показывает правоту тех сторонников федерализма, которые указывают на необходимость его поддержки ненасильственными мерами, позволяющими нейтрализовать причины столкновения в экономической, культурной, образовательной и иных сферах.

Урегулирование этнополитических конфликтов в унитарных государствах.

Причинами, послужившими возникновению курдского этнополитического конфликта в Турции и Ираке, государствах, где проживают крупные курдские общины, принято считать следующие:

-исторические (прецеденты существования курдской государственности в античное время, раннее средневековье, обосновывавшие право курдов на национальное самоопределение);

- политические (устойчивое стремление курдских этнических движений, элит, значительного большинства курдского народа к обретению собственной государственности);



- экономические (вступающие в противоречие с устремлениями курдов интересы США и ведущих региональных государств по контролю над Курдистаном как богатым природными ресурсами, энергоносителями районом потенциальных транспортных и энергетических коммуникаций).

Наиболее остро проблема курдского сепаратизма стоит перед Турцией, проводящей дискриминационную национальную политику и стратегию подавления борьбы курдов за самоопределение. Турция не идет на уступки в области национальных прав курдов, отрицая существование самой этой этнической общности, ведет вооруженную, дипломатическую, экономическую борьбу с курдскими сепаратистами. Политическое урегулирование конфликта не устраивало Турцию, ответившую категорическим отказом в 1995г. на предложение лидеров курдского движения о предоставлении Курдистану статуса автономии в составе этой страны.

Диаметрально противоположно складывалась ситуация в Ираке, где в 1974 г. курдам была предоставлена автономия, более того, в 1992г парламент района Южный Курдистан воспользовался разногласием Ирака и ООН и объявил об образовании государства Курдистан в составе «Иракской Федерации».

В 2003 г. руководство Курдистана поддержало американское вторжение на территорию Ирака, но сохраняло приверженность территориальной целостности Ирака. Однако в декабре 2003 г. представители курдов в правительственном совете Ирака потребовали включить в новое законодательство страны на переходный период ряд положений, предусматривающих широкую автономию курдских территорий: полный контроль над добычей нефти на севере Ирака, в Киркуке (объявленный столицей Курдистана) и Мосуле; создание Совета курдских министров, имеющего право одобрения решений центральной администрации Ирака в отношении курдских территорий; возврат курдских территорий, отнятых при президенте С. Хусейне; возмещение финансовых средств, конфискованных с курдских банковских счетов партией «Баас». В случае невыполнения хотя бы одного из них курды проведут референдум об отделении от Ирака[85].

Федерализация курдо-иракских отношений служит подтверждением позиции критиков смешанного и этнического федерализма о том, что данные формы урегулирования нуждаются в дополнении другими, инструментальными факторами.

Урегулирование этнополитических конфликтов в этнотерриториальных федерациях.


Этнополитический конфликт в Бельгии связан с появлением в этом государстве этнолингвистических, культурных и политических проблем между общинами фламандцев и валлонов.

Противоречия между общинами возникло по окончании Второй мировой войны. До войны Валлония занимала лидирующее место по социально-экономическому, политическому и культурному развитию благодаря своей горнодобывающей промышленности, но в результате кризиса в этой отрасли национальной экономики Фландрия стала ведущим регионом. Во Фландрии накаляются антиваллонские настроения. В 1979 г. организованно оформляется движение фландрских сепаратистов – Влаамс блок, представляющих собой ультраправую националистическую партию, целью которой являлось создание независимого государства Фландрии. В противовес Фламандскому блоку, валлонские партии являются сторонниками сохранения территориальной целостности федеративного государства.

 Согласно доминирующей точке зрения, этнополитика бельгийского правительства не носит характер урегулирования, поскольку в силу слабости сепаратистского движения переговоры между ним и центром пока не начинались[86].

Эффективность политики урегулирования этнополитического конфликта в смешанной Бельгийской федерации остается низкой в связи с сохранением противоречий лежащих в его основе. Это исторические причины - принадлежность обеих общин к разным государствам – Франции и Нидерландам, социокультурные - борьба фламандцев за сохранение собственной этнической идентичности и языкового своеобразия и экономические противоречия - наличие разных уровней развития регионов, недовольство фламандской общины отведенной ей ролью региона-донора в федерации.

Пример Бельгии подтверждает правоту сторонников подхода о необходимости взаимного дополнения политико-институциональных и инструментальных факторов для урегулирования этнополитических конфликтов и, соответственно, необоснованность позиции тех сторонников федерализма, которые сводят урегулирование лишь к его политической форме федерализации отношений центра и этнических регионов.

Урегулирование этнополитических конфликтов в конфедерациях.

Урегулирование этнополитических конфликтов в межгосударственных союзах типа конфедераций осуществляются в настоящее время в Европейском Союзе и Содружестве независимых государств, причем в рамках последнего образования роль конфедерации, ее надгосударственных
органов управления, ведущего государства-участника – России – является даже более значимой, чем ЕС и ее ведущих держав.

Приднестровско-молдавский конфликт обусловлен следующими причинами:

- историческими – включение по решению светского руководства в Молдавскую ССР земель Левобережья, населенных славянскими народами и ранее относившихся к Украине. Это решение обусловило возникновение с распадом СССР проблемы разделения власти между этническими общинами страны;

- политическими – курс молдавского руководства на вхождение независимой Молдавии в состав Румынии, с чем не были согласны русскоязычное население – украинцы и русские, приднестровские молдаване и гагаузы;

- экономическими – борьба молдавской и приднестровской этнических элит за контроль над приднестровской промышленностью, составляющей ядро промышленного потенциала Молдавии.

В качестве своего основного источника этот конфликт имеет советскую политику размещения трудовых ресурсов в СССР. Большинство промышленных предприятий Молдавской ССР было сосредоточено на территории Приднестровья, в то время как экономика остальной части Молдавии имела в основном аграрный характер.

До 1991 г. Приднестровье было частью Молдавской ССР, не обладавшей особым статусом. После распада СССР среди общественности района стали появляться требования о предоставлении автономии. Требования приднестровцев возникали относительно планов политической элиты Молдавии вернуться в состав Румынии. Это стремление, имеющее в качестве одного из своих следствий дискриминацию этнических меньшинств, проявилось в 1989 г., когда молдавское руководство объявило молдавский (румынский) язык официальным языком в республике и начало переговоры об объединении с Румынией [87].

Обе стороны конфликта аппелируют к России и Украине как гарантам мирного урегулирования. Однако стороны по разному видят роль указанных стран в разрешении конфликта: представители Приднестровья считают, что Россия и Украина могут выступать гарантом мирного сосуществования двух независимых государств, в тоже время молдавское руководство призывает российские и украинские силы, контролирующие, по их мнению, внутриполитическую ситуацию в Приднестровье, повлиять на подконтрольное правительство самопровозглашенной республики.

Рассмотрев различные этнополитические конфликты, которые существуют в различных по своему устройству современных государствах, можно заключить, что, реализация государствами тех или иных политических способов урегулирования этнополитических конфликтов - предоставления этническим регионам статуса автономии, широкой автономии, субъекта федерации - в условиях глобализации во многом зависит не столько от содержания самих институциональных политических мер, сколько от реализации других инструментальных - силовых, экономических, информационных, психологических, культурных, образовательных, территориальных и иных - факторов, сужающих возможности этнических элит и движений по эскалации столкновений.