Файл: Современные этнополитические конфликты содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Пути сохранения этнополитической стабильности в полиэтнических регионах многонационального государства

 

На современном этапе истории нашей страны, когда еще не преодолены кризисные явления, охватившие многие стороны жизни общества, этнополитические отношения представляют один из наиболее важных и значимых типов социальных отношений. Этнические факторы как составная часть присутствуют во всех экономических, социальных, политических, духовных и интеграционных процессах, происходящих в многонациональных субъектах Российской Федерации.

Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось сложными и противоречивыми событиями. С карты мира исчез СССР, оставив после себя полтора десятка самостоятельных государств, среди которых была и Российская Федерация. Серьезным препятствием в движении России по направлению к выходу из кризиса стало обострение этнополитических противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. Этнические конфликты на постсоветском пространстве возникали из-за неподготовленности государств к восприятию и правовому разрешению проблем национальностей, национальных меньшинств, оказавшихся в различном социально-психологическом положении после распада Союза, а так же из-за отсутствия концепции национально-государственного устройства, и четкой программы национальной политики.

Как известно, стабильность, в том числе и этнополитическая, является одной из важнейших составляющих любого государства. Под стабильностью государства понимается тенденция основных элементов его политической системы оставаться в рамках определенных и заранее установленных ограничений, даже если система испытывает воздействие со стороны среды[88]. Оптимальными в современных условиях формами поддержания этнополитической стабильности при соблюдении принципа государственно-территориальной целостности служат включение государственным центром этнических регионов в систему федеративных отношений, пропорциональное распределение власти в регионах между этническими общинами, формы ограниченного экономического самоопределения этнических регионов, институт национально-культурной автономии этнических групп.

 На современном этапе этнополитическая ситуация на постсоветском пространстве далека от стабильности. Чечня, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье - лишь неполный перечень известных зон этнополитических конфликтов. Тем не менее, известны регионы, которые по нашему мнению с большой долей уверенности можно назвать этнополитически стабильными. Это, например, республика Башкортостан, Оренбургская область. Одной из особенностей поддержания этнополитической стабильности в этих регионах стало распространение практики межэтнического разделения власти. Широкое использование 
подобной практики на федеральном уровне, способствовало бы поддержанию этнополитической стабильности, и во многом позволило бы использовать более эффективный механизм принятия политических решений. Нельзя не согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что в полиэтническом обществе стабильность обеспечивается путем создания демократических политических институтов с учетом этнического представительства в целях реализации их интересов и предупреждения конфликтов легитимными средствами. Неразвитость институтов представительства народов ведет к неустойчивости демократии в многонациональном обществе, к этноконфликтной ситуации[89].

Современный Башкортостан – одну из крупнейших по численности населения республику России – сегодня можно считать моделью межнационального согласия и этнополитической стабильности. Более четырех миллионов жителей республики составляют уникальное для России многообразие этносов, конфессий, культур, языков[90].

Национальная политика, реализуемая властью республики - это политика мультикультурализма, явления уникального для постсоветского общества, где решаются вопросы, связанные с развитием национальных культур, изучением родных языков, то есть языковым, культурным, этническим многообразием. В условиях противоречивых процессов, происходящих в стране во всех сферах человеческой жизнедеятельности: экономике, политике, культуре, при усилении межэтнической напряженности, снижении толерантности у граждан России, - утверждение политики мультикультурализма сегодня можно рассматривать, как один из путей к этнополитической стабильности цивилизованного развития общества.

Выражение Президента России В. В. Путина «...в Башкортостане, как в капле воды, отразилась вся Россия» адекватно передает сущность этнополитического развития республики в качестве региона, который является оптимальной моделью реализации современной концепции национальной политики, осмысления проблем этнокультурного развития народов России, межнационального сотрудничества и становления общероссийской гражданской идентичности.

Этому высказыванию можно найти подтверждение и с исторической точки зрения. Принято считать, что с XVI века, с момента вхождения некоторых башкирских родов в состав Русского государства, территория Башкортостана развивается как мультикультурное пространство. Но если заглянуть в историю еще глубже, то мы убедимся в том, что народы Урала, Поволжья, Сибири, Центральной Азии с древнейших времен

существовали и существуют здесь в тесном взаимодействии, находясь в едином геополитическом пространстве. И огромная империя Юань, созданная Чингисханом, и Золотая Орда, и Российская империя, и Советский Союз - все эти государства административно и политически объединяли различные народы, культуры, системы, неизменной частью которых был Башкортостан[91].

Многовековой опыт народов является важнейшим залогом сохранения межнационального согласия и этнополитической стабильности Башкортостана, залогом успешного противостояния негативным, деструктивным тенденциям, наблюдаемым в современном обществе. Сохранение и укрепление исторически сложившегося в республике благоприятного климата межнациональных отношений - одна из приоритетных задач национальной политики, проводимой в Башкортостане.

Другая стратегическая задача - создание благоприятных условий для удовлетворения прав и потребностей народов Республики Башкортостан, для обеспечения запросов и интересов граждан, связанных с их этнической и конфессиональной принадлежностью, с их этнокультурной идентичностью. Эти потребности могут быть весьма разнообразными, но наиболее важные из них касаются культуры, образования, информации и, конечно же, сохранения и развития родного языка. В Башкортостане сложилась оптимальная система сохранения межнационального согласия, основой которой является диалог общества и государства.

Прежде всего, необходимо отметить, что в республике сформирована законодательно-правовая база, позволяющая удовлетворять этнокультурные потребности ее народов и вместе с тем регулировать этносоциальные процессы, обеспечивая стабильность. Целый комплекс законов республики, таких как «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О свободе совести и религиозных объединениях», гарантирует правовое решение любых проблем в области национальной политики и этноконфессиональных отношений.

Учитывая всю важность проблемы сохранения и поддержания этнополитической стабильности в многонациональном обществе, в августе 2001 года Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов подписал Указ о создании Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, которое является главным механизмом реализации государственной концепции национальной политики.


Среди других механизмов реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан необходимо отметить интенсивно развивающиеся институты гражданского общества. К ним относятся различные общественные организации и в первую очередь - национально-культурные объединения. Представляя интересы конкретных народов, национально-культурные объединения осуществляют законодательно закрепленное право народов на самоуправление, регулируют внутриэтнические процессы, с одной стороны, а также выполняют очень важную функцию «посредника» в диалоге между государством и этническими сообществами. В Башкортостане функционируют около сотни национальных общественных организаций, которые имеют свои отделения в городах и районах республики. Всем им государство оказывает финансовую, методическую и организационную поддержку. Государство оказывает помощь национально-культурным объединениям и в выпуске национальных средств массовой информации. В республике издаются газеты на шести языках: на башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском, что способствует укреплению национальной солидарности, повышает национальное самосознание. Позитивное самосознание, в свою очередь, является базой для формирования толерантных взаимоотношений у народов России.

Проводимая в Башкортостане национальная политика имеет глубоко продуманный и научно обоснованный характер. Оптимизации национальной политики большое внимание уделяет Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, что находит отражение в его ежегодных посланиях народу и Госсобранию - Курултаю - Республики Башкортостан. Принятые в республике законодательно-правовые акты, долгосрочные программы, в том числе Государственная программа «Народы Башкортостана», - первая в России программа разработанная для полиэтничного региона, ориентированная на создание социальной и межнациональной стабильности. Также важно отметить, что эффективные меры по обеспечению этнополитической стабильности – это результат многолетних научных исследований коллективов ученых Академии наук Республики Башкортостан, институтов Уфимского научного центра Российской академии наук, вузов республики.

Помимо этого довольно стабильного региона, механизмы урегулирования этнических конфликтов и поддержания этнополитической стабильности существуют и в некоторых не являющихся республиками многонациональных субъектов Федерации, где совместно с представителями национальных организаций этнический фактор используют для успешного решения национальных 
вопросов и налаживания межнационального сотрудничества. Так, например, в Оренбургской области, где проживают более 80 национальностей органами власти проводится официальная государственная политика многокультурности, использующая все институты для культивирования взаимного уважения и социальной терпимости в отношении всех этнических групп, проживающих в регионе и удовлетворению их национально-культурных запросов. Помимо этого позитивную роль в укреплении межнациональных отношений и сохранении этнополитической стабильности в регионе играет наличие программы по национальной политике, основными направлениями которой являются:

- сохранение и развитие национальных культур народов Оренбуржья;

- меры по развитию национальной системы образования;

- межнациональное культурное сотрудничество;

- система мер по развитию средств массовой информации для удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в области;

- научное обеспечение программы.

Через различные общественные структуры осуществляетсяется политическое участие различных национальных групп в жизни общества. Это участие реализуется не только в общественных структурах, но и в законодательных, исполнительных органах, отраслях хозяйства.

Распределение основных этнических групп в руководящем составе Оренбургской области (русских, татар, казахов, украинцев, мордвы, башкир, чувашей и др.) реализовано пропорционально на всех уровнях: среди глав администраций сельских, поселковых советов; начальников отделов внутренних дел; прокуроров городов и районов; заведующих отделов образования; депутатов областного Законодательного Собрания; директоров школ, акционерных обществ; студентов, профессорско-преподавательского состава[92].

В Пермской, Саратовской, Ярославской, Курганской областях, также разработаны программы по удовлетворению национально-культурных запросов представителей национальных групп. Через различные общественные структуры осуществляется политическое участие различных национальных групп в жизни общества. Это участие реализуется не только в общественных структурах, но и в законодательных, исполнительных органах, отраслях хозяйства.

Институт уполномоченного представителя коренных малочисленных народов Севера учрежден и при законодательной Думе Хабаровского края. Уполномоченные представители избираются во всех сельских и поселковых муниципальных образованиях, где проживают данные народности, и формируют районные Советы уполномоченных представителей, действующих на общественных началах при администрациях районов и решающих вопросы своих территорий. Районные Советы направляют своих представителей в органы государственной власти края и местного самоуправления на слушания по вопросам, затрагивающим интересы малочисленных народов. Подобный Совет, в соответствии с краевым законом, может быть образован и при главе администрации края, в состав которого вошли председатели