Файл: Теоретические основы аудита и контроллинга персонала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудового потенциала более высокого структурного уровня. Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно меняется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков. Улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться. Если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.
Трудовой потенциал работника включает в себя:
-
психофизиологический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.; -
квалификационный потенциал — объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности; -
личностный потенциал — уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.
Трудовой потенциал работника — исходная точка, определяющая его дальнейшее трудовое поведение. Результативность его труда зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.
Высокая организация и культура труда, находя свое выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и высокой степени удовлетворенности работников своим трудом, способствует эффективному использованию трудового потенциала работника и трудового потенциала коллектива.
На современном этапе развития все большее значение имеет кадровая политика организации и решающим фактором эффективности и конкурентоспособности становится обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Цели и перспективы организации в целом являются взаимозависимыми, например, четко определяя кадровую политику, можно добиться значительных результатов в управляемости организацией и ее развитии.
Поэтому кадровая политика не всегда является производной от стратегии управления организацией и определяется ее целями и задачами. Основу кадровой политики составляет корпоративная стратегия управления человеческими ресурсами, представляющая собой разработку перспективных ориентиров использования трудового потенциала, его обновления и совершенствования.
Кадровая политика — генеральное направление кадровой работы; совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; а также на создание высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка.
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда на региональном, национальном и глобальном уровнях.
В кадровой политике реализуется следующая последовательность этапов работы:
-
разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей; -
организационно-штатная политика: планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначение, создание резерва, перемещение; -
информационная политика: создание и поддержка системы движения кадровой информации; -
финансовая политика: формирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда; -
политика развития персонала: обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации; -
оценка результатов деятельности: анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала. Основные этапы проектирования кадровой политики включают нормирование, программирование и мониторинг персонала.
-
й этап. Нормирование — формулирование общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с целями, ценностями и стратегией развития организации. -
й этап. Программирование — построение системы процедур и мероприятий — кадровых технологий. -
й этап. Мониторинг персонала — отработка конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала, оценка эффективности этих мер.
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов: внешние по отношению к организации и внутренние.
Потенциал организации и ее стратегические возможности определяются архитектоникой и качеством персонала. Нормальное управление предполагает создание и поддержание определенной организационной архитектоники, подбор и воспитание кадров.
Качество персонала определяется следующими факторами:
-
отношение к изменениям; -
профессиональная квалификация; -
умение решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности; -
способность решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений; -
мотивация участия в стратегической деятельности.
Анализ функционирования человеческих ресурсов икомплексная оценка качеств персонала позволит руководству организации выявить потенциально слабые места в данной функциональной зоне и предпринять адекватные меры.
Оценка персонала — важнейший компонент управления, так как знания и умения людей, их согласованные действия могут обеспечить достижение целей организации. Оценка персонала является необходимым видом кадровой работы, направленной на решение следующих задач:
-
отбор кандидатов для работы в организации; -
определение эффективности деятельности работников; -
выявление потенциальных возможностей сотрудников для их дальнейшего использования; -
выявление направлений развития работников.
При оценке персонала следует учитывать следующие критерии:
-
предпосылки производительности (знания, интеллектуальные способности, выносливость, готовность нести ответственность); -
производительность сотрудника (количество выполненной работы, качество, темп работы); -
поведение сотрудника; -
способность к развитию; -
определение вознаграждения работнику и др.
Различие методов оценки, неоднозначность зависимости между оценкой и успешностью деятельности, неопределенность критериев оценки, различные представления об эффективности оценочных мероприятий зачастую ограничивают процесс оценки формальным подходом.
Для современных подходов к оценке характерны:
-
ориентация на выполнение; -
концентрация на целях; -
установление общих целей.
Применение различных форм и методов оценки персонала организации в комплексе позволяет увязать воедино многие аспекты управления персоналом. Организация работы с персоналом на основе оценок, поддающихся контролю и перепроверке, повышает эффективность кадровой политики в целом и ответственность руководителей.
-
Сущность, задачи и направления аудита персонала
Существование организации как объекта диагностического исследования определено целенаправленной деятельностью людей, образующих организацию. Диагностическое исследование организации означает изучение ее эффективности и может быть сведено к оценке эффективности важнейшего организационного элемента — системы управления, которая подразделяется на четыре сферы, раскрывающие различные структурные аспекты: управление продукцией, управление рынками, финансовое управление, управление персоналом.
При диагностике системы деятельности по управлению персоналом оцениваются готовность руководящего звена к реализации целей организации, включающей:
-
понимание и принятие стратегических установок руководства; -
готовность к самостоятельной постановке целей своего уровня и компетенции; -
наличие менеджерского потенциала; -
готовность к работе в команде и наличие сложившихся профессиональных и межличностных связей.
Диагностика уровня квалификации персонала проводитсяпо следующим параметрам:
-
объем знаний о составе и содержании типовых задач в своих и смежных областях деятельности; -
опыт выполнения типовых задач и решения нестандартных задач; -
навыки взаимодействия с сотрудниками других подразделений, репутация; -
отношение к выполняемой работе, сотрудникам, к целям организации, высшему руководству; -
способность к усвоению новой информации, приобретению опыта.
Диагностика индивидуальных психологических характеристик работников включает оценку:
-
лидерских качеств и стиля управления; -
управляемости, исполнительности; -
работоспособности, способности к переключению на различные виды деятельности; -
особенности поведения в конфликтных ситуациях; -
готовности к совместной работе, групповой сплоченности, наличии группировок и неформальных лидеров.
Результаты диагностики могут служить основой для оптимизации расстановки кадров, планирования мероприятий по коррекции социально-психологического климата, структуры подчинения, стиля управления и мотивации работников.
На основе диагностики проблемных зон, потенциала работников и подразделений разрабатываются рекомендации по организации целевых мероприятий, направленных на дальнейшее развитие кадрового ресурса.
Управление персоналом — это система управленческой деятельности в сфере социально-трудовых отношений коллектива организации.
Деятельность по управлению персоналом влияет на эффективность организации в целом, поэтому к показателям эффективности управления персоналом можно отнести численность персонала, его структуру, производительность труда, трудоемкость продукции, движение кадров, организацию и регулирование оплаты труда, условий труда и др.
Управление персоналом как элемент управленческих технологий обеспечивает эффективность всей совокупности усилий работников организации, всей системы ее функционирования, являющейся особой управленческой технологией, обеспечивающей максимальную реализацию вовлеченных ресурсов.
Грань между общим управлением и управлением персоналом является условной. Объектом как общего управления, так и управления персоналом всегда являются отдельный работник, группа или трудовой коллектив. Это позволяет использовать методологические разработки общего управления при рассмотрении управления персоналом.
В процессе управления персоналом приходится принимать множество решений, которые нуждаются в контроле. Процесс контроля связан с определением того, что, как и когда контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как проводить анализ полученной информации. Возникает потребность корректировать действующие процессы в соответствии с полученными данными результатов контроля.
Принятие решения всегда связано с необходимостью воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние. Импульс принятию решения задает информация о состоянии контролируемых параметров объекта, а воздействие на объект осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения. Этот процесс носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны ликвидировать это несоответствие.
Основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема, под которой понимается несоответствие фактического состояния управления персоналом желаемому или заданному. Проблемы могут возникать, когда функционирование системы управления персоналом не создает необходимых предпосылок для достижения поставленных целей в данный момент или в будущем. Проблемная ситуация, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (место и время ее возникновения,