Файл: Теоретические основы аудита и контроллинга персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сущность и содержание, границы ее распространения и воздействие на работу организации) и ситу­ационные факторы, приведшие к появлению проблемы (вне­шние и внутренние по отношению к организации). Это дает возможность оценить значимость проблемы, наметить времен­ные рамки ее решения и принять за основу ту или иную струк­туру процесса принятия решений.

Проблемная ситуация требует структуризации, которая поз­волит определить этапы и процедуры, направленные на ее ре­шение (рис. 1.1).

На каждом этапе процесса принятия решения (постановка проблемы, формирование решений, выбор и реализация реше­ния) выделены процедуры, необходимые для реализации целе­вых установок каждого этапа. Описание проблемной ситуации дает представление о факторах, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть, принимая решение. При этом необходимо установить, являются ли эти факторы внутренними или внешними по отношению к данной организации.

Под экономическим субъектом понимаются (независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности) орга­низации, их объединения (концерны, холдинги, союзы, ассоциа­ции), банки и кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, об­щественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Комплексный анализ и прогнозирование внешних ситуаци­онных условий деятельности организации позволяет отслежи­вать состояние и изменения факторов влияния. Анализ внут­ренних ситуационных условий касается вопросов работы функ­циональных подразделений, характеристик потенциала органи­зации. Курс на проведение рыночных реформ привел к децентрализации системы управления экономикой, перенесе­нию центра тяжести на уровень организаций. Каждая организа­ция теперь должна самостоятельно решать вопросы внутренней организации, а также устанавливать всю совокупность связей с внешней средой.


Рис. 1.1. Структура процесса принятия решений
Целый ряд задач, которые ранее находились за пределами компетентности организации, теперь стали ее важ­нейшей прерогативой: маркетинговые исследования, привлече­ние капитала, налаживание коммуникаций, ориентация на по­требителя и его запросы, повышение использования трудового потенциала и др.


В новых условиях стало недостаточно проводить только ана­лиз трудовых показателей. Возникла потребность в создании но­вых методов оценки деятельности организации, в том числе и новых способах анализа трудовых показателей, которые отража­ли бы фактическое состояние организации и позволяли бы неза­висимым экспертам в области труда разрабатывать рекоменда­ции по совершенствованию организации труда и производства, оказанию практической помощи в управлении персоналом, на­правленной на повышение эффективности социально-трудовой и экономической деятельности организации.

Новым способом оценки деятельности организации в трудо­вой сфере являются

управленческий аудит (от лат. audio он слышит) и аудит персонала, подобные финансовому или бухгалтер­скому аудиту.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятель­ности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ аудит представляет собой пред­принимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основ­ным концепциям учета дал более широкое определение аудита: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объектив­ных данных об экономических действиях и событиях, устанавли­вающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».

Данное определение позволяет распространить понятие «ау­дит» на большее число организационных проблем.

Суть аудита — диагностика причин возникающих в органи­зации проблем, оценка их важности и возможностей разреше­ния, разработка конкретных рекомендаций для организации.

Предметом аудита может быть одна организационно-эконо­мическая проблема или их совокупность, связанная с функцио­нальной деятельностью организации — финансово-хозяйствен­ной деятельностью, менеджментом, социально-трудовой сферой и т.п.

Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитичес­кой информацией на основе проведенного диагностического исследования, которое позволяет определить пути решения си­туационной проблемы, установить, обладает ли организация необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, квалифицированным менеджментом, необходимыми для реше­ния проблемы.

Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. На практике выделяют три основных направления аудиторской деятельности, каждое из которых имеет различные цели, задачи, способы проведения, инструментарий решения:


  • финансовый аудит;

  • государственный аудит;

  • управленческий аудит (комплексный).

Финансовый аудит предназначен для независимой оценки до­стоверности финансовой отчетности организации и соответствия совершенных хозяйственных операций законодательству. Оцен­ка финансового положения организации характеризуется сово­купностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. Собственников пред­приятия (акционеров), его деловых партнеров, налоговые орга­ны интересуют финансовое состояние и конечные результаты деятельности предприятия.

Финансовый аудит проводится преимущественно независи­мыми аудиторами, результатом работы которых является за­ключение относительно финансовых отчетов.

Целифинансового аудита:

  • выявление изменений показателей финансового состояния;

  • определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

  • оценка количественных и качественных изменений финан­сового состояния;

  • оценка финансового состояния предприятия на определен­ную дату;

  • определение тенденций изменения финансового состояния. Финансовый аудит выполняет следующие основные функ­ции:

  • представляет достоверную финансовую информацию;

  • гарантирует предсказуемость финансовой деятельности ор­ганизации-клиента посредством выдачи аудиторского за­ключения;

  • предоставляет консультационные услуги проверяемой орга­низации.

Аналитические процедуры, включающие анализ финансо­вого состояния, финансовых результатов деятельности, анализ оборачиваемости оборотных активов, оценку потенциального банкротства, являются независимыми аудиторскими процеду­рами, применяемыми для обоснования аудиторских доказа­тельств.

Государственный аудит предназначен для решения ситуаци­онных проблем государственных потребностей. Государствен­ный аудит в большей мере тождествен государственному финан­совому контролю, который ведется как в масштабах федеральных органов, так и в субъектах РФ и на уровне местного самоуправ­ления.

Государственный финансовый контроль выполняет следую­щие задачи:

  • контроль образования и использования государственных средств РФ и ее субъектов;

  • контроль деятельности органов исполнительной власти;

  • контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями. Основные функции государственного финансового контроля:

  • проверка правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;

  • контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

  • проверка обоснованности и правомерности действий кре­дитных учреждений в части использования средств органи­заций и физических лиц.


Государственный аудит значительно шире ревизии и фи­нансового контроля, поскольку обеспечивает не только провер­ку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений с целью оптимизации расходов. Он может быть как финансовым, так и управленческим (или комплексным).

Управленческий аудит — это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономному и эффективно­му использованию задействованных ресурсов, достижению ко­нечного результата деятельности организации.

Управленческий аудит обслуживает потребности управле­ния организацией; обеспечивает управление организацией объективной, достоверной и профессиональной информацией о системе ситуационных условий, в том числе для целей ее оп­тимизации.

Управленческий аудит строится на получении, анализе и синтезе информации о деятельности организации с целью оп­ределения возможностей повышения ее эффективности. Задача управленческого аудита — определить, почему организация не определяет и не реализует существующие возможности роста эффективности.

В большинстве случаев управленческий аудит нацелен на решение внутренних задач обследуемой организации, который проводят специалисты-аудиторы. Пользователями управлен­ческого аудита могут быть контролирующие данную организа­цию собственники, государственные органы при принудитель­ном управлении в процедуре банкротства, что также относит управленческий аудит в разряд внешнего.

Управленческий аудит характеризуется высокой степенью достоверности предоставляемой информации, что обеспечива­ется соблюдением общих принципов и методологии аудитор­ской деятельности. Результаты данного аудита должны помо­гать организации выполнять свои функции и могут приводить к повышению эффективности деятельности. Направления управленческого аудита могут быть очень разнообразными, включая управление людьми, формирование и использование трудового потенциала организации.

Основная цель управленческого аудита — оценка уровня го­товности организации и еесотрудников к эффективной работе. При проведении данного аудита оцениваются:

  • текущая стратегия организации, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратеги­ческих целей, реализация стратегических целей;

  • технология бизнес-процесса, включающая анализ потреби­тельских свойств продукта, его проектирование, приобре­тение комплектующих, производство, контроль качества, реализация и послепродажное сопровождение, анализ се­бестоимости продукта, его качества и методики ценообра­зования;

  • технология выполнения ключевых функций управления ор­ганизацией в целом, включая функции анализа рынка. Стра­тегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета дви­жения денежных средств, проведения кадровой политики и т.д.;

  • структура управления организацией, в процессе анализа ко­торой изучаются модель управления, четкость разделения на функциональные и профильные подразделения, структу­ра административного подчинения и функционального вза­имодействия, схема информационных потоков;

  • процедуры, структуры управления, их соответствие страте­гии и модели управления.