Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1929
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
497/543
исполнении.
4. Высшее должностное лицо возглавляет всю систему исполнительной власти субъекта РФ.
Оно вправе в соответствии с конституцией, уставом субъекта и в рамках своих полномочий определять структуру исполнительной власти, создавать и ликвидировать соответствующие органы, назначать на должность и освобождать от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта. Глава может своими актами определять полномочия и порядок деятельности подразделений исполнительной власти субъекта.
Глава исполнительной власти формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта и в большинстве субъектов является его руководителем.
Зачастую в законодательстве субъекта главе дано право отправить в отставку не только отдельное лицо, но и весь высший коллегиальный орган исполнительной власти либо принять его отставку.
Глава исполнительной власти может назначать своих представителей либо представителей субъекта РФ при федеральных и иных органах.
Кроме того, глава может участвовать в формировании иных государственных органов на территории субъекта. В частности, он вправе назначать половину членов избирательной комиссии субъекта. Если в субъектах есть конституционные, уставные суды, кандидатуры в их состав для назначения представительным органом субъекта предлагает высшее должностное лицо.
5. Глава исполнительной власти обладает определенными возможностями в отношении подразделений федеральных государственных органов, расположенных на территории субъекта
РФ. Ранее говорилось, что в соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" возможности главы существенно расширены. Он наделен полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД, МЧС, Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство
РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам (п. 1).
Указом также установлено, что федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ.
6. Являясь участником деятельности представительного органа власти субъекта РФ и законодательного процесса, высшее должностное лицо субъекта:
- представляет ежегодный отчет о своей деятельности законодательному органу;
- имеет право законодательной инициативы. При внесении законопроекта глава может его обозначить как первоочередной, и орган законодательной власти субъекта будет его рассматривать оперативно;
- вправе участвовать в деятельности парламента субъекта с правом совещательного голоса.
Это значит, что глава может присутствовать при обсуждении любого вопроса повестки дня и выступать. В зале заседаний представительного органа субъекта для главы исполнительной власти отводится специальное постоянное место. Глава, как правило, имеет также своего полномочного представителя в парламенте субъекта, а также может назначать своих представителей при рассмотрении тех или иных законопроектов;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания органа субъекта, а также созывать вновь избранный представительный орган субъекта на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта;
- обнародует законы субъекта, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта.
7. Статус высшего должностного лица проявляется и в его возможностях в отношении граждан. Это его наградные полномочия: глава исполнительной власти награждает
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
498/543
государственными наградами субъекта, присваивает почетные звания субъекта, представляет к государственным наградам РФ. Требуется его поддержка для помилования гражданина
Президентом РФ. Возможно обращение главы к Президенту РФ для принятия в российское гражданство человека, имеющего заслуги перед Россией.
Высшее должностное лицо субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента, постановлений Правительства, конституции
(устава) и законов субъекта издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные к исполнению в субъекте.
§ 3. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти. Наиболее распространенные наименования этого органа в субъектах РФ - правительство, кабинет министров, администрация. Наименование органа, его структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций.
В трактовке структуры данного органа в субъектах РФ имеются два разных подхода: узкий и широкий. Суть первого заключается в том, что исполнительным органом считается лишь собственно правительство или кабинет министров как совокупность входящих в его состав высших должностных лиц. При втором подходе правительством, администрацией считается вся совокупность органов исполнительной власти, т.е. помимо собственно руководящего органа в него входят отраслевые министерства, комитеты, управления, департаменты, отделы.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта.
Основные направления деятельности и полномочия высшего исполнительного органа государственной власти обусловлены его ответственностью за экономическое, социальное и культурное строительство в субъекте РФ. Именно этот орган разрабатывает проект бюджета субъекта, проекты программ социально-экономического развития для последующего внесения главой исполнительной власти в законодательный (представительный) орган власти субъекта. Этот же орган обеспечивает исполнение бюджета субъекта, выполнение названных программ, готовит отчет об исполнении бюджета, выполнении программ, который затем вносится главой исполнительной власти на рассмотрение представительного органа субъекта.
Высший исполнительный орган управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Он содействует развитию иных форм собственности на территории субъекта, создает условия для функционирования единого рынка на основе сочетания всех форм собственности и демонополизации экономики.
Данный орган участвует в реализации федеральной политики и задач субъекта в области здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, науки, образования, экологии, охраны окружающей среды.
В рамках своих полномочий орган осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Высший исполнительный орган субъекта ведет непосредственную работу по обеспечению хозяйственных и иных деловых связей субъекта с федеральными структурами, другими субъектами, зарубежными партнерами. Взаимодействуя с ними, орган может заключать с ними соглашения.
Орган также обеспечивает формирование всей системы исполнительной власти в субъекте
РФ. Кроме того, он взаимодействует с органами местного самоуправления, оказывает им
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
499/543
необходимое содействие, особенно в составлении и исполнении бюджета, в хозяйственной деятельности.
Как говорилось ранее, в большинстве субъектов РФ главой высшего коллегиального исполнительного органа власти является высшее должностное лицо - глава республики, губернатор, глава правительства. В некоторых субъектах имеется специальная должность главы высшего исполнительного органа, как правило, это председатель правительства, премьер-министр. В таком случае отношения органа и его руководителя с главой исполнительной власти субъекта напоминают отношения Правительства и Президента РФ.
Если высший исполнительный орган субъекта представлен правительством, кабинетом министров, тогда у него есть и свои виды юридических актов - постановления и распоряжения.
Если используется понятие "администрация субъекта" РФ, тогда соответствующие акты исходят от возглавляющего ее высшего должностного лица субъекта.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Глава 40. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Литература
Артемова С.Т. На весах конституционного правосудия субъектов Российской Федерации.
М., 2013; Боброва В.К., Митюков М.А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской
Федерации. Ч. 1. М., 2003; Ч. 2. М., 2004; Борова И.Л. Теоретико-правовые аспекты организации конституционных (уставных) судов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004;
Бородин В.В., Бородина С.В., Ушаков В.И. Конституционные (уставные) суды в Российской
Федерации: от теории к практике / под ред. В.В. Бородина. СПб., 2013; Брежнев О.В. Проблемы организации и осуществления судебного конституционного контроля в субъектах Российской
Федерации. Курск, 2005; Он же. Нетипичные полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 10;
Гаврюсов Ю.В. Проблемы становления конституционной юстиции в субъектах Российской
Федерации. Сыктывкар, 2005; Гатауллин А.Г. Региональное конституционное правосудие: современное состояние и проблемы. Казань, 2011; Демидов В.Н. Конституционная (уставная) юстиция субъектов Российской Федерации как институт защиты прав и свобод человека и гражданина / под науч. ред. Б.С. Эбзеева. Казань, 2015; Иоффе В.М. Полномочия конституционных
(уставных) судов субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Кряжков
В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999; Он же. Региональная конституционная юстиция в Российской Федерации: состояние и пути развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 3 (60); Митюков
М.А. Современные тенденции развития региональной конституционной юстиции (опыт социологического осмысления) // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 14;
Несмеянова С.Э. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. Челябинск, 2003; Павликов С.Г. О совершенствовании правового регулирования статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской
Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 3; Петренко Д.С. Конституционная
(уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации (современные правовые проблемы и перспективы): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Степанова А.А. Конституционные (уставные) суды в судебной системе Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008.
N 4; Школа С.Н. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: теоретический и историко-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
§ 1. Основы статуса и компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
500/543
Федерации
Возможность субъектов РФ создавать свои органы конституционного правосудия была предусмотрена в изначальной редакции Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". В решении вопроса: учреждать или не учреждать такие суды - субъекты самостоятельны. Как отмечалось ранее, такие суды создавались в 18 субъектах. При этом законы о конституционных (уставных) судах принимались в 26 субъектах РФ (в некоторых субъектах РФ конституционные законы - в Якутии, Чечне). В ряде субъектов РФ, несмотря даже на упоминание в основных законах, такие суды не были созданы, в отдельных субъектах их ликвидировали.
О ситуации на данный момент мы уже говорили: до начала 2023 г. подобные суды подлежат упразднению; возможно образование конституционных, уставных советов при законодательных органах субъектов РФ, но их предназначение и полномочия пока не ясны.
Учитывая как информационные, так и учебные цели нашего курса, все-таки в сжатом виде предлагаем вниманию читателя соответствующие материалы.
Наименование суда связано с видом субъекта РФ. Конституционными данные суды называются в республиках, поскольку их главным актом является конституция. Соответственно в иных субъектах, где главным актом является устав, суды называются уставными. Каких-либо принципиальных различий по статусу, полномочиям и деятельности между конституционными и уставными судами нет.
Становление органов конституционного правосудия в субъектах РФ начинается с 1994 г.
Первоначально отдельные субъекты планировали создание органов конституционного надзора или так называемых квазисудебных органов (но все-таки с определенными судебными функциями). В дальнейшем они заменялись судами. Хотя есть и специфические решения: например, Республика
Мордовия в 1994 г. ликвидировала Конституционный суд; в Иркутской области создали в 1996 г.
Уставную палату, в 1998 г. признали целесообразным ее ликвидировать под предлогом замены
Уставным судом, но процесс затянулся на многие годы - Устав области 2009 г. дополнен 30 мая
2014 г. главой об Уставном суде, в Интернете можно найти текст Закона области от 24 ноября 2014 г. об Уставном суде Иркутской области, однако он не сформирован. В Челябинской области
Уставный суд, созданный в 2012 г., был ликвидирован в 2014 г. в результате конфликта с исполнительной властью, но официально - из-за дороговизны его содержания. Ряд субъектов предусмотрел в своих главных актах образование органов конституционного правосудия, но реально они пока не созданы (например, г. Москва, Московская область).
Основы статуса, полномочия, ключевые правила организации и деятельности конституционных (уставных) судов определяются конституцией, уставом субъекта РФ. Вместе с тем субъекты, как можно видеть, принимают специальные законы об этих судах.
Природа конституционного (уставного) суда субъекта РФ в принципе аналогична природе
Конституционного Суда РФ. Это судебный орган конституционного контроля, осуществляющий самостоятельно и независимо судебную власть посредством конституционного судопроизводства - той формы судопроизводства, которая предусмотрена ст. 118 Конституции РФ.
Аналогичными - по внешнему оформлению - являются основные полномочия конституционных (уставных) судов, направления и организация деятельности. Данные суды могут наделяться задачами судебного нормоконтроля, разрешения споров о компетенции, оценки внутригосударственных договоров субъекта, толкования конституции, устава субъекта.
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ не подчинен Конституционному Суду РФ, не образует совместно с ним двухзвенную вертикаль конституционного правосудия. Некоторые ученые и практики предлагали создать такую вертикаль: разрешить оспаривание решений конституционных, уставных судов субъектов в Конституционном Суде РФ. Мотивы этого предложения коренятся в том, что нередко у этих судов база принятия решения состоит из федеральных норм Конституции и нормативных актов; Конституционный Суд мог бы корректировать практику. И все же вопрос о создании вертикали конституционного правосудия остался на стадии дискуссий. Естественно, Конституционный Суд РФ и названные суды
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
501/543
сотрудничали, федеральный орган старался обобщать единые подходы к оценке законодательства и к организации работы судов субъектов.
В компетенции конституционных (уставных) судов различных субъектов РФ есть свои особенности.
Во-первых, конституционные (уставные) суды были вправе разрешать дела о соответствии конституции, уставу субъекта
РФ: законов субъекта; нормативных правовых актов законодательного органа власти субъекта, высшего должностного лица субъекта, высшего исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления. В сравнении с
Конституционным Судом РФ круг объектов конституционного нормоконтроля для суда субъекта пополнен нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В некоторых субъектах в перечень входили и нормативные правовые акты отраслевых органов исполнительной власти субъекта. В отдельных субъектах органу конституционного правосудия был подведомствен также конкретный судебный нормоконтроль в отношении закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Во-вторых, в отдельных субъектах конституционные (уставные) суды наделены правом оценивать на предмет соответствия основному закону субъекта его договоры: с территориальными единицами иностранных государств, с иными субъектами, с органами местного самоуправления данного субъекта.
В-третьих, в отдельных субъектах РФ конституционные (уставные) суды могли разрешать споры о компетенции: между органами государственной власти субъекта, между этими органами и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления.
В-четвертых, к ведению указанных судов (в ряде субъектов) было отнесено толкование конституции, устава субъекта. При этом учитываются соответствующие положения Конституции
РФ, а также акты толкования аналогичных ее норм, данные Конституционным Судом РФ.
Например, если в основном законе субъекта повторяется норма федеральной Конституции о разделении властей, вряд ли возможно ее толкование органом конституционного правосудия субъекта.
В-пятых, в ряде субъектов конституционный (уставный) суд мог выступать с законодательной инициативой - как правило, по вопросам своего ведения.
Помимо перечисленных полномочий, которые названы в актах многих субъектов РФ, в отдельных субъектах можно найти и особенности компетенции конституционных (уставных) судов. Например, по Конституции Республики Саха (Якутия) ее Конституционный суд помимо названных полномочий разрешает дела о соответствии Конституции назначения и проведения республиканского референдума. Конституционный суд проверяет конституционность актов правоприменительной практики органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Он дает заключения: о нарушении Конституции Республики при принятии решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); о нарушении Конституции при выражении недоверия высшему должностному лицу и руководителям органов исполнительной власти Республики; о наличии или об отсутствии препятствий для проведения выборов главы Республики, народных депутатов; о соответствии законов и иных нормативных актов Республики Саха (Якутия) Конституции РФ и Федеративному договору; о соответствии внутрифедеральных договоров и соглашений Республики Конституции Республики.
Конституционный суд также осуществляет предварительный контроль законов Республики Саха
(Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики с точки зрения законодательной процедуры их принятия. Он участвует в разрешении конституционно-правовых споров между Республикой Саха (Якутия) и Российской Федерацией. Интересными в приведенном перечне являются полномочия
Конституционного суда
Республики в части оценки правоприменительной практики органов исполнительной власти, предварительного нормоконтроля в отношении актов, связанных с изменением и дополнением Конституции Республики, дачи заключений и особенно участия в разрешении споров с Российской Федерацией.
§ 2. Состав и организация деятельности конституционных (уставных) судов субъектов