Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1945
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
83/543
Федерации. М., 2000.
1. Конституционно-правовые основы национальной политики
Российская Федерация - многонациональное государство. Как отмечалось ранее, в одних случаях национальный фактор наряду с территориальным учитывается при создании субъектов РФ, в других - у этносов нет собственной территориально-государственной единицы, но их интересы все равно подлежат учету. Кроме того, между нациями и народностями - и с учетом, и вне формы их государственного бытия - существуют многообразные отношения.
Отсюда наше государство - при любой форме его устройства, а тем более при наличии федеративной организации - обязано осуществлять продуманную национальную политику. Говоря обобщенно, ее суть состоит в создании атмосферы дружбы, мира, сотрудничества и взаимопонимания между всеми этносами (нациями и народностями), проживающими на территории Федерации, в защите интересов различных этносов.
Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Сейчас ей на смену пришла Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, она утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. (в обновленной редакции от 6 декабря
2018 г.).
В документе говорится (п. 1), что настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации.
В редакции 2018 г. более подробно отражен понятийный аппарат данного документа (п. 4.2).
В сжатом виде обратим внимание на то, что в нем учитывается многообразие аспектов, охватываемых государственной национальной политикой Российской Федерации как системы стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
Именно с этим документом связывается упоминавшееся нами ранее объединенное понятие "многонациональный народ Российской Федерации (российская нация)", оно характеризуется как сообщество свободных равноправных граждан РФ различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием.
Также важным является включенная в понятийный ряд категория "гражданское единство" как основа российской нации, признание гражданами РФ суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия
Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества.
С ним связано и понятие "общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание)" - оно характеризуется в документе как осознание гражданами РФ их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.
Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации, если говорить сжато, являются: государственная целостность, национальная безопасность
Российской
Федерации, единство системы государственной власти; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации; равенство прав и свобод человека и гражданина;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
84/543
предотвращение и искоренение любых форм дискриминации; уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации; взаимное уважение традиций и обычаев народов
Российской Федерации; обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов
(малочисленных этнических общностей); обеспечение прав национальных меньшинств; содействие добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией; обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Россию на постоянное место жительства; недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности; взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики
Российской Федерации; преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России.
В конституционно-правовом плане из всего многообразия стоит выделить такие направления государственной национальной политики Российской Федерации:
1) обеспечение полного юридического равенства народов страны, в том числе и этнических общностей, недопущение какой-либо их дискриминации;
2) создание условий для самоопределения народов, сочетающегося с федеративной организацией всего государства и наличием субъектов РФ;
3) специальные меры по гарантированию интересов коренных малочисленных народов;
4) защита прав национальных меньшинств.
О первом и втором направлениях достаточно говорилось в предыдущих главах настоящего учебного курса. Поэтому мы остановимся несколько подробнее на третьем и четвертом направлениях.
Согласно ст. 69 Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. И хотя ранее мы уже говорили о новой ч. 2 ст. 69, появившейся в 2020 г., не лишним будет и здесь вспомнить о ней: государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Ранее для реализации конституционных положений были приняты федеральные законы от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 20 июля 2000 г. "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации", иные федеральные нормативные акты. Законодательство ряда субъектов РФ также регламентирует данные вопросы.
Закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (с изменениями от 6 февраля 2020 г.) определил, что коренные малочисленные народы Российской
Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством
РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию национальной политики и опирающегося на данные органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы. Закон, учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, дал
Государственному совету этой Республики (а теперь - главе исполнительной власти Республики
Дагестан) право определить количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также установить их перечень с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Закон, о котором идет речь, как и в целом законодательство РФ предусматривают широкий
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
85/543
перечень материальных, хозяйственных, бытовых и иных возможностей для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, что заставило 2 февраля 2020 г. пополнить Закон довольно объемной ст. 7.1 "Учет лиц, относящихся к малочисленным народам". Формируется список таких лиц. Этим занимаются уполномоченные органы при содействии общих малочисленных народов, органов местного самоуправления и государственной власти. Порядок ведения списка определяется
Правительством РФ. В такой список включаются те лица, которые соответствующими документами подтверждают принадлежность к соответствующему народу.
Под традиционным образом жизни малочисленных народов Федеральный закон понимает исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконной средой обитания малочисленных народов считается исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни.
Федеральное законодательство возрождает общины и иные формы общественного самоуправления малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Вводится категория уполномоченных представителей малочисленных народов - это физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством РФ представляют интересы этих народов.
Законодательство предусматривает, что органы государственной власти Федерации, ее субъектов и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ обеспечивают права малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования. Организации всех форм собственности, общественные объединения и физические лица вправе оказывать содействие малочисленным народам в осуществлении их прав в порядке, определяемом федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
Так, федеральные органы государственной власти имеют право принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов. Эти органы могут принимать федеральные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, развития, сохранения и возрождения их языков, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, использования и охраны земель и других природных ресурсов. Осуществление указанных программ обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. К реализации указанных программ могут привлекаться органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых средств, а также уполномоченные представители малочисленных народов.
Федерация устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. По согласованию с органами государственной власти субъектов
РФ и уполномоченными представителями малочисленных народов могут устанавливаться ограничения нетрадиционной для малочисленных народов хозяйственной деятельности таких организаций в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. Федеральные органы решают вопросы возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов деятельностью организаций, находящихся в федеральной собственности. Они вправе устанавливать границы земель традиционного природопользования малочисленных народов и порядок предоставления указанным народам для этих целей земель, находящихся в федеральной
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
86/543
собственности.
Органы государственной власти субъектов РФ участвуют в реализации соответствующих федеральных программ, принимают региональные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов и других природных ресурсов. Эти органы вправе в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. Субъекты РФ регулируют порядок передачи их собственности общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам, устанавливают порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов
РФ земель традиционного природопользования малочисленных народов. При органах исполнительной власти субъектов могут создаваться на общественных началах советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов.
Органы местного самоуправления вправе принимать участие в реализации названных выше федеральных и региональных программ и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. Они могут осуществлять контроль за отводом, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов. Органам местного самоуправления также дано право устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.
Сами малочисленные народы могут:
- безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;
- участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности;
- участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;
- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для своего социально-экономического и культурного развития;
- участвовать через своих уполномоченных представителей в подготовке и принятии решений органов власти по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов;
- участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;
- делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
87/543
- получать возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
- получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности.
Ряд прав имеют лица, относящиеся к малочисленным народам, в том числе:
- безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;
- участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;
- получать возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
- пользоваться льготами по землепользованию и природопользованию;
- быть принятыми в первоочередном порядке на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйственной деятельности и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;
- создавать в порядке, установленном гражданским законодательством, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;
- приобретать в первоочередном порядке в собственность организации традиционных отраслей хозяйственной деятельности и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;
- получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством РФ;
- получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
В местах их компактного проживания малочисленные народы вправе в соответствии с законами субъектов РФ создавать органы территориального общественного самоуправления этих народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.
Кроме того, такие лица вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в первоначальной редакции предусматривал, что законами субъектов РФ могут устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправления. Однако при изменении Закона в 2004 г. эта норма была исключена.
Говоря о защите национальных меньшинств, напомним, что согласно ст. 71 и 72
Конституции РФ к ведению Российской Федерации относятся регулирование и защита прав