Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1965
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
136/543
содержит.
Что касается порядка выполнения функций, как уже отмечалось, Председатель, заместитель
Председателя и секретарь ЦИК РФ, председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта РФ работают на постоянной (штатной) основе. Председатель иной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, также работает на постоянной (штатной) основе.
Иные члены ЦИК РФ с правом решающего голоса могут работать, а реально все работают в комиссии на постоянной (штатной) основе. Возможности работы на постоянной (штатной) основе в отношении иных членов избирательных комиссий с правом решающего голоса субъекта РФ, муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, а также размер и виды денежного содержания таким членам комиссий определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Член ЦИК РФ, работающий на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность РФ. Члены иных избирательных комиссий замещают соответственно государственную или муниципальную должность.
Законодательство запрещает членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, выполняющим свои функции на освобожденной основе, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений; получать в связи с выполнением возложенных на него обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц, выезжать за их счет в связи с выполнением возложенных на него обязанностей за пределы территории РФ; использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа, или служебную информацию. Такой член комиссии обязан передать в доверительное управление приносящие ему доход ценные бумаги, акции и т.п.
Неосвобожденным членам избирательных комиссий с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. На основании представления комиссии такой член комиссии может быть освобожден от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума. За этим лицом сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.
Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
У членов избирательных комиссий есть гарантии в части привлечения к уголовной и административной ответственности.
Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа
Следственного комитета РФ по субъекту РФ. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.
Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена ЦИК РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ, привлечении их в качестве
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
137/543
обвиняемых принимаются Председателем Следственного комитета РФ. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена ЦИК РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета РФ. Член ЦИК РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.
Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, список кандидатов и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, организующую соответствующие выборы, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений.
Закон об основных гарантиях избирательных прав (п. 22 ст. 29) устанавливает, что член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; д) составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако нельзя отказать члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении всех указанных выше действий. Если кандидаты и списки кандидатов одержали победу на выборах, полномочия соответствующих членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса продолжаются до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах, если данная избирательная комиссия работает на постоянной основе. Полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.
Если же избирательная комиссия действует лишь на данных выборах и ее полномочия прекращаются, то одновременно прекращаются полномочия обеих категорий членов данной комиссии.
Естественно, что полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.
4. Расформирование избирательных комиссий
В соответствии со ст. 31 Закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия может быть расформирована соответствующим судом в случаях:
а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшие за собой признание ЦИК РФ, избирательной комиссией субъекта РФ в порядке, установленном законодательством (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;
б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений ЦИК РФ, избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального района;
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
138/543
в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, в результате чего их пришлось назначать временной избирательной комиссии.
С заявлением в суд вправе обратиться:
- о расформировании ЦИК РФ - группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации (сенаторов) или депутатов Государственной Думы;
- расформировании избирательной комиссии субъекта РФ - группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации (сенаторов) или депутатов Государственной
Думы, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также ЦИК РФ;
- расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, участковой комиссии - соответственно либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального района.
Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума.
Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня (первого дня) повторного голосования.
Заявление о расформировании комиссии принимается судом к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.
В случае принятия судом решения о расформировании ЦИК РФ указанная комиссия формируется заново. По иным уровням при расформировании в период избирательной кампании, кампании референдума вышестоящей избирательной комиссией создаются временные комиссии, а после окончания кампании - постоянно действующие избирательные комиссии в установленном порядке.
Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 72
§ 6. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов
Литература
Борисов И.Б., Головин А.Г., Игнатов А.В. Выборы в мире: избирательные блоки и коалиции
/ под общ. ред. И.Б. Борисова. М., 2015; Выборы депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации: юридическое руководство по избирательному процессу: метод. пособие / под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха. 2-е изд. М., 2011; Выборы Президента Российской
Федерации: юридическое руководство по избирательному процессу: метод. пособие / под ред. С.В.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
139/543
Кабышева, Г.В. Минха. М., 2009; Дубровина Е.П. Политические партии как субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Ерыгина
В.И. Некоторые региональные аспекты формирования партийных списков на выборах в субъектах
Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 7; Заславский С.Е.,
Зотова З.М. Организационно-правовые основы участия политических партий в выборах. М., 2007;
Застрожная О.К. Некоторые проблемы правоприменительной практики обеспечения участия политических партий в региональных выборах // Журнал о выборах. 2006. N 6; Лапаева В.В.
Политические объединения в избирательном процессе: ориентиры развития законодательства //
Журнал российского права. 1997. N 11; Она же. Понятие и правовой статус избирательного объединения // Вестник ЦИК РФ. 1997. N 11 (53); Лебедев В.А., Кандалов П.М., Неровная Н.Н.
Партии на выборах: опыт, перспективы, проблемы. М., 2006; Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). М., 2011; Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" / отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2007.
1. Общие положения
Выдвижение кандидатов - это избирательная процедура, посредством которой заявляется о том, что один кандидат или список кандидатов изъявляет желание баллотироваться на данных выборах.
Если выборы проводятся по мажоритарной системе, в избирательном округе выдвигаются кандидатами конкретные граждане. Если выборы проводятся по пропорциональной системе, в избирательном округе выдвигаются списки кандидатов.
С введением в России новых начал избирательной системы право выдвижения было предоставлено: а) гражданину - для выдвижения себя в качестве кандидата в избирательном округе
(самовыдвижение); б) группам граждан (избирателей) - для выдвижения своего кандидата в избирательном округе; в) политическим партиям и иным общественным объединениям - для выдвижения списка кандидатов для баллотирования по пропорциональной системе и кандидатов для баллотирования по конкретным округам (их можно оформить списком).
По мере развития избирательного законодательства если сохранялись выборы по территориальным избирательным округам, то оставалось и право на самовыдвижение, добавлялись лишь требования об информации, которую кандидат должен сообщить о себе (см. об этом ниже).
От предоставления права на выдвижение группе избирателей со временем законодатель отказался: поскольку индивидуальный кандидат вправе привлекать своих сторонников для сбора подписей и в качестве своих доверенных лиц в случае регистрации, так или иначе это будет группа его поддержки. Однако Закон об основных гарантиях избирательных прав все-таки оставляет резерв - в п. 2 ст. 34 сказано: "Федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников". И, например, Федеральный закон "О выборах Президента
Российской Федерации" содержит соответствующую норму - согласно п. 2 ст. 34 "для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом".
Наиболее сложную эволюцию прошло право общественных объединений на выдвижение.
Вначале это право было предоставлено просто общественным объединениям (без выделения политических партий). Однако вскоре стало очевидно, что отсутствие ограничений грозит участием в избирательных кампаниях более 40 общественных объединений, что запутывает избирателей.
Причем среди таких общественных объединений были и так называемые однодневки, они появлялись перед выборами, пытались посредством выборов сделать себе рекламу, не имея успеха, исчезали с политической арены сразу после окончания выборов. Кроме того, беспрепятственное участие вело к политизации общественных объединений, которым по их названию, целям, казалось бы, надо больше ориентироваться на социальные и культурные цели.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
140/543
Как говорилось в разд. III настоящего учебного курса, для ограничения круга участников выборов законодатель ввел в оборот в 1998 г. понятие "политические общественные объединения", отнес к ним те общественные объединения, которые обозначают в уставах свои политические цели, участие в выборах, воздействие на органы государственной власти и местного самоуправления.
Однако это мало что изменило, поскольку многие общественные объединения закрепили свою политическую направленность в уставах.
В Федеральном законе от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" от понятия "политические общественные объединения" отказались, а право выдвижения кандидатов от общественных объединений предоставили только партиям - при избрании органов государственной власти.
Однако возникли две проблемы.
Во-первых, лишение общественных объединений (неважно, политических или без этой окраски) права участия в выборах, в том числе и в выдвижении кандидатов, вызвало у многих из этих формирований резкое недовольство, поскольку им не безразлично, кто находится у руля власти, поэтому они могли бы и кандидатов выдвигать, и агитацию вести.
Во-вторых, партии могут быть особенно полноценными участниками выборов на федеральном уровне и в ряде субъектов РФ, где неплохо развита партийная деятельность. Однако не во всех субъектах РФ созданы подразделения политических партий. Поэтому законодатель постепенно склонялся к тому, чтобы сделать "партийными" выборы депутатов Государственной
Думы и Президента РФ, но не следует (пока?) "отлучать" от иных выборов другие, помимо партий, общественные объединения.
Да и по выборам депутатов Государственной Думы вопрос решался довольно сложно. Хотя, как говорилось ранее, в 2001 г. право выдвижения кандидатов от имени общественных объединений было оставлено только за политическими партиями, в 2002 г. законодатель разрешил создавать избирательные блоки на выборах депутатов Государственной Думы в составе трех участников - из одной партии и двух общероссийских общественных объединений или двух партий и одного такого объединения. Общественные объединения не получили права выдвигать своих кандидатов, они могли лишь внести свои предложения блоку, который и принимал окончательное решение. Однако в 2003 г., когда отдельные общественные объединения приняли участие в подготовке очередных выборов в Думу, законодатель установил, что избирательные блоки на выборах в Государственную Думу могут быть только из политических партий, исключив таким образом участие общественных объединений из этих выборов. В 2005 г. избирательные блоки отменены, теперь каждая политическая партия от своего имени выдвигает список кандидатов в депутаты Государственной Думы и борется за победу.
Постепенно законодатель склонился к тому, что и на выборах на уровне субъекта РФ участниками тоже должны быть лишь политические партии (т.е. их подразделения в субъектах). И лишь на уровне местного самоуправления в избирательном процессе вправе участвовать, кроме партий, другие общественные объединения. Причем, как уже было сказано, по инициативе
Президента РФ, высказанной им в Послании Федеральному Собранию от 5 декабря 2008 г., роль таких объединений в 2009 г. была усилена законодательно в том плане, что при выборах депутатов муниципальных представительных органов партии могут заключать соглашения с такими объединениями о выдвижении общего списка кандидатов, в котором 15% мест отводится выдвиженцам от общественных объединений.
С 5 апреля 2009 г. п. 25 ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав действует в следующей редакции: "Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и
(или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного