Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2001

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
227/543
учебного курса, здесь о ней скажем в общем виде.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы с формулированием ими своих мотивов и сбором подписей. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса и по каждому пункту обвинений, если их несколько. Согласно Регламенту
Государственной Думы обсуждение предложения депутатов проводится на ее заседании, на котором выступают уполномоченный группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, заслушиваются эксперты, выступают депутаты; представители Президента и Правительства в Государственной Думе могут получить слово вне очереди. Согласно
Конституции РФ Дума принимает решение о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты.
Решение Государственной Думы передается в Совет Федерации, который рассматривает вопрос на основании выдвинутого Думой обвинения, а также представления заключения
Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков состава преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против
Президента, могут выступить также представитель группы депутатов, инициировавших обвинение, представитель специальной комиссии
Государственной
Думы, слово предоставляется
Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения этих органов, заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию.
В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 93) решение Совета Федерации об отрешении
Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов палаты.
Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета
Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
5. Исполнение Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей
Президента Российской Федерации
В ч. 2 ст. 92 Конституции РФ предусмотрено, что при любом случае досрочного прекращения полномочий Президента - отставке, невозможности осуществлять полномочия по состоянию здоровья, отрешении от должности - выборы Президента "должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий". А в ч. 3 ст. 92 говорится: "Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать
Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации".
Возникает вопрос: во всех ли случаях, когда Президент, как сказано в ч. 3, "не в состоянии выполнять свои обязанности", это является окончательным прекращением его полномочий, когда не только Председатель Правительства начнет временно исполнять обязанности Президента, но и в течение трех месяцев состоится избрание нового Президента? Или же надо отличать ситуацию, когда невозможность осуществлять полномочия становится уже бесповоротной, от случаев, когда в силу временных обстоятельств Президент вынужден передать свои полномочия Председателю
Правительства, но затем возвращает их себе? В 1996 г. Президент Б.Н. Ельцин, которому предстояла операция на сердце, возложил своим указом временное осуществление полномочий
Президента на Председателя Правительства В.С. Черномырдина, а через сутки также указом известил о своем возвращении к исполнению полномочий Президента.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
228/543
К этому вопросу обращался Конституционный Суд РФ. В постановлении от 6 июля 1999 г. по делу о толковании ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции РФ Суд предложил различать ситуации, когда
Президент в силу состояния здоровья возлагает временно осуществление свои полномочий на
Председателя Правительства и когда становится очевидным, что он уже не сможет вернуться к своим полномочиям. Согласно постановлению в тех исключительных случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, в целях обеспечения непрерывного осуществления государственной власти, руководствуясь Конституцией РФ, "он своим решением возлагает на
Председателя Правительства Российской Федерации временное исполнение обязанностей
Президента Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 92
Конституции Российской Федерации". Если же "в силу исключительных обстоятельств Президент
Российской Федерации не в состоянии ни выполнять свои полномочия, ни возложить своим решением исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя
Правительства Российской Федерации, последний временно исполняет их в точном соответствии с положениями, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации".
Дальнейшее развитие событий может быть таково, что Президент может вернуться к исполнению обязанностей или же его уход безвозвратен, и премьеру придется исполнять обязанности до избрания нового Президента. В связи с этим в своем постановлении Конституционный Суд указал:
"Как следует из частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации, ограниченное по времени исполнение обязанностей
Президента
Российской
Федерации
Председателем
Правительства Российской Федерации имеет место соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации".
Другой вопрос: с какого момента начинает Председатель Правительства осуществлять полномочия Президента? При отставке Президента это должен быть день и час его ухода в отставку. Если состояние здоровья Президента требует, чтобы Председатель Правительства начал осуществление его полномочий, это имеет место с момента, который либо обозначен Президентом в указе, либо связан с датой заключения специальной медицинской комиссии. Если по медицинскому заключению возвращение Президента возможно, Председатель Правительства будет выполнять полномочия Президента до выздоровления, нового медицинского заключения или смерти Президента. Если же по свидетельству врачей Президент не сможет вернуться к должности по состоянию здоровья, Председатель Правительства осуществляет президентские полномочия от этого момента в течение трех месяцев, но в любом случае до вступления в должность вновь избранного Президента. При отрешении от должности исполнение полномочий Президента начинается для Председателя Правительства в день принятия решения Советом Федерации об отрешении Президента от должности.
В каждом случае, помимо юридического факта, дающего Председателю Правительства право исполнения обязанностей Президента, необходим акт, обозначающий момент начала исполнения. Если временное осуществление полномочий Председателю Правительства поручается указом действующего Президента, наверное, этого будет достаточно. Однако во всех иных ситуациях нужен акт исполняющего обязанности (и.о.) Президента, объявляющий о том, что он приступил к соответствующим полномочиям. Во-первых, на случай выборов Президента это будет означать начало трехмесячного срока, указанного в Конституции. Во-вторых, только с такого момента исполняющий обязанности вправе делать то, что полагается Президенту, с учетом ограничений, указанных в ч. 3 ст. 92 Конституции. В-третьих, такой акт нужен для общественного спокойствия, порядка и безопасности (включая и передачу ему "ядерного чемоданчика").
В-четвертых, он требуется и по международным соображениям.
На практике важен вопрос о том, удачно ли названы в ч. 3 ст. 92 Конституции РФ ограничения в полномочиях и действиях и.о. Президента РФ? Напомним, он не имеет лишь права распускать Государственную Думу, назначать референдум РФ, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Но это маленькая толика возможностей Президента. А всеми остальными Председатель Правительства вправе воспользоваться. Например, он может утвердить новую военную доктрину РФ (п. "з" ст. 83 Конституции), изменить состав Правительства


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
229/543
и отправить его в отставку и т.д. Непонятно, какие акты будут приниматься в данное время, ведь указы и распоряжения и.о. Президента законодательством не предусмотрены.
Думается, в случае замещения при болезни Президента лучше всего Председателю
Правительства заниматься лишь текущими делами, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, особенно требующее нормативных актов, оставлять до выздоровления Президента. При варианте прекращения полномочий Президента на период до избрания нового Президента также целесообразно Председателю Правительства решать лишь неотложные текущие вопросы, не занимаясь нормотворчеством. Конечно, три месяца - срок немалый, за это время могут произойти события, требующие от и.о. Президента радикальных действий в рамках полномочий Президента.
Однако при нормальном развитии ситуации он может воздержаться от каких-либо шагов, которые заставят избранного позже Президента начинать с переоценки действий бывшего и.о. Президента.
6. Гарантии бывшему Президенту Российской Федерации
Данный вопрос урегулирован Федеральным законом "О гарантиях Президенту Российской
Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". Законом устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, и членам его семьи. Таким образом, этот Закон не распространяется на президентов, которые утратят пост в силу отрешения от должности.
Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных
Федеральным законом "О государственной охране", включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания.
За Президентом, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом исполнения своих полномочий. Жизнь и здоровье бывшего Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента РФ, на случай: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья. При применении данной гарантии круг членов семьи определяется в соответствии с семейным и жилищным законодательством.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью.
Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента.
Неприкосновенность бывшего Президента распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. По начальной редакции названного Закона Генеральный прокурор РФ, по последующим редакциям - Председатель Следственного комитета РФ в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента направляет представление в Государственную Думу.
Принятое Государственной Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента вместе с представлением Председателя Следственного комитета РФ направляется в трехдневный срок в Совет Федерации, который рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
230/543
полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение
Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты
Федерального Собрания РФ вправе участвовать Президент, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.
Мы привели действующие на данный момент предписания названного выше Закона о гарантиях бывшему Президенту. Вместе с тем отметим, что ряд поправок на этот счет включен в
Конституцию РФ в 2020 г. По новой редакции ч. 1 ст. 93 Конституции РФ действующий Президент
РФ может быть отрешен от должности, а Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого
Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях
Президента РФ, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Таким образом, при желании можно утверждать, что конституционная новелла сужает не только для Президента РФ, но и бывшего Президента РФ круг составов преступлений, по которым может возникнуть вопрос о привлечении к уголовной ответственности.
Для Президента РФ это, скажем так, понятно и логично, но для бывшего Президента - вряд ли.
Скорее всего, больше подходит такое толкование: если бывшего Президента хотят обвинить в серьезных преступлениях, тогда основания должна найти сначала Государственная Дума, далее -
Совет Федерации, что обозначено в приведенной ч. 1 ст. 93, а также и в ч. 2 и 3 данной статьи. Но если речь идет об обвинениях по иным составам преступлений, тогда почему рассмотрение вопроса все равно проходит в каждой палате Федерального Собрания?
Бывший Президент независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента. Выплата этого денежного содержания приостанавливается в случае замещения бывшим Президентом государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.
Бывшему Президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Он имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов. Ему дано право на бесплатное пользование на территории РФ правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений бывшего Президента пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
Бывшему Президенту дано право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Причем эти помощники несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников бывшего Президента устанавливается в первые 30 месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения Президента, а после истечения указанного срока - полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента. В пределах указанного фонда оплаты труда бывший Президент самостоятельно определяет размер должностных окладов своих помощников, порядок и размер их премирования.
После смерти бывшего Президента членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
231/543
федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Этим лицам предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   72