Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2006
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
320/543
Государственной Думой, Президентом, Правительством;
в) правовое, организационное, информационное, аналитическое, протокольное и паспортно-визовое обеспечение межпарламентских связей.
В Регламенте определено (ст. 98), что Аппарат Совета Федерации состоит из Секретариата
Председателя Совета Федерации, секретариатов первых заместителей и заместителей
Председателя, аппаратов комитетов и постоянных комиссий, иных структурных подразделений
(управлений, отделов).
В настоящее время существуют следующие подразделения Аппарата Совета Федерации:
- Секретариат Председателя Совета Федерации;
- секретариаты первых заместителей и заместителей Председателя;
- Секретариат Руководителя Аппарата Совета Федерации;
- аппараты 10 комитетов Совета Федерации (перечень комитетов приводился ранее);
- управления Аппарата Совета Федерации: правовое; аналитическое; государственной службы и кадров; управление делами; финансово-экономическое управление; информационных технологий и документооборота; международных связей; информации и взаимодействия со средствами массовой информации (пресс-служба Совета Федерации); отдел по осуществлению внутреннего финансового аудита Аппарата Совета Федерации.
Аппарат Совета Федерации подотчетен Совету Федерации и его Председателю.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Аппарата Совета
Федерации, размер оплаты труда и условия материально-бытового обеспечения его работников, а также иные расходы на их содержание определяются в пределах расходов, предусмотренных федеральным бюджетом.
Работой Аппарата Совета Федерации руководит Руководитель Аппарата. В соответствии со ст. 102 Регламента это лицо назначается на должность и освобождается от должности
Председателем Совета Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности
Руководителя Аппарата согласовываются Председателем Совета Федерации с Советом палаты и оформляются распоряжениями Председателя Совета Федерации. Руководитель Аппарата Совета
Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Аппарат.
Аппарат подотчетен Совету Федерации. Деятельность Аппарата направляет и контролирует
Председатель Совета Федерации, который при необходимости возлагает на одного из своих заместителей решение вопросов, связанных с деятельностью Аппарата и координацией функционирования его структурных подразделений с комитетами и комиссиями Совета Федерации.
Как уже говорилось, Аппарат Совета Федерации является юридическим лицом, он имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Руководитель Аппарата распределяет обязанности между своими заместителями, утверждает положения об управлениях и иных структурных подразделениях Аппарата, а положения об аппаратах комитетов Совета Федерации - совместно с председателями соответствующих комитетов, согласовывает положения о секретариатах первых заместителей и заместителей
Председателя Совета Федерации; координирует и контролирует работу структурных подразделений
Аппарата, дает им поручения; издает приказы и распоряжения, утверждает положения, инструкции и иные нормативные акты по вопросам, относящимся к его компетенции.
Руководитель
Аппарата представляет
Председателю палаты предложения об организационной структуре, о штатной численности Аппарата и годовом фонде оплаты труда его работников. Он утверждает штатное расписание Аппарата, представляет Председателю Совета
Федерации кандидатуры для назначения на должности руководителей структурных подразделений
Аппарата, заключает и расторгает трудовые договоры (контракты) с работниками Аппарата, производит по представлению сенаторов РФ прием на работу и увольнение с работы помощников сенаторов РФ по работе в Совете Федерации.
Руководитель обеспечивает проведение аттестации в
Аппарате, присваивает государственным служащим Аппарата квалификационные разряды, за исключением тех, которые присваивает Президент РФ. Руководитель имеет право поощрения и дисциплинарного наказания работников Аппарата, их представления к награждению государственными наградами и
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
321/543
присвоению им почетных званий. Он также распоряжается финансовыми средствами в соответствии со сметой расходов по обеспечению деятельности Совета Федерации.
Наконец, он представляет
Аппарат в
Администрации
Президента,
Аппарате
Государственной Думы, Аппарате Правительства, федеральных органах исполнительной власти, а также в аппаратах органов судебной власти РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов власти иностранных государств и межпарламентских организаций.
Секретариаты Председателя Совета Федерации, первых заместителей и заместителей
Председателя подчиняются соответствующему руководителю палаты и обеспечивают его деятельность. Руководитель и заместитель руководителя Секретариата Председателя Совета
Федерации, помощники и советники Председателя назначаются на должность Председателем
Совета Федерации на срок его полномочий и освобождаются от должности Председателем по истечении этого срока. Руководители и заместители руководителей секретариатов первого заместителя и заместителей Председателя Совета Федерации, помощники и советники первого заместителя и заместителей назначаются на должность Председателем по представлению соответствующего заместителя на срок его полномочий и освобождаются от должности
Председателем Совета Федерации по истечении этого срока. Положение о Секретариате
Председателя Совета Федерации утверждается Председателем. Положения о секретариатах заместителей утверждаются соответствующими заместителями по согласованию с Руководителем
Аппарата Совета Федерации.
Управления Аппарата Совета Федерации по своим направлениям обеспечивают деятельность Совета Федерации, его органов, сенаторов. Руководители управлений Аппарата и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Совета
Федерации по представлению Руководителя Аппарата Совета Федерации. Положения об управлениях и иных структурных подразделениях утверждаются Руководителем Аппарата.
Аппарат комитета Совета Федерации осуществляет оперативное организационное и документационное обеспечение деятельности соответствующего комитета Совета Федерации, парламентских слушаний, проводимых комитетом, участвует в подготовке проектов решений комитета, ведет делопроизводство в комитете, рассылает членам комитета необходимые материалы, справки. Руководитель аппарата комитета назначается на должность и освобождается от должности Руководителем Аппарата Совета Федерации по согласованию с председателем комитета. Положения об аппаратах комитетов утверждаются председателем соответствующего комитета по согласованию с Руководителем Аппарата Совета Федерации.
Обеспечение деятельности временных комиссий Совета Федерации осуществляется структурными подразделениями Аппарата.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Аппарата Совета
Федерации, размер оплаты труда и условия материально-бытового обеспечения его работников, а также иные расходы на их содержание определяются в пределах расходов, предусмотренных федеральным бюджетом. Работники Аппарата Совета Федерации по условиям оплаты труда, социально-бытового, материального и иного обеспечения, медицинского обслуживания приравниваются к соответствующим категориям работников Аппарата Правительства РФ.
На лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в
Аппарате Совета Федерации, распространяются все требования, названные в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе: должности замещаются российскими гражданами; государственные служащие руководствуются в своей деятельности принципом внепартийности государственной службы; в Аппарате Совета
Федерации не могут образовываться структуры политических партий, движений, иных общественных и религиозных объединений, за исключением профессиональных союзов.
§ 2. Государственная Дума
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
322/543
1. Регламент Государственной Думы
Как отмечалось ранее, действующий Регламент Государственной Думы был принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. В него постоянно вносятся изменения и дополнения. Структура Регламента Государственной Думы следующая.
Общие положения (ст. 1-7).
1 ... 39 40 41 42 43 44 45 46 ... 72
Раздел I.
Внутреннее устройство и органы Государственной Думы: гл. 1 Председатель
Государственной Думы. Первые заместители Председателя Государственной Думы. Заместители
Председателя Государственной Думы; гл. 2 Совет Государственной Думы; гл. 3 Фракции (ранее - депутатские объединения); гл. 4 Комитеты и комиссии Государственной Думы; гл. 4.1
Межфракционные рабочие группы.
Раздел II.
Общий порядок работы Государственной Думы: гл. 5 Начало работы
Государственной Думы. Порядок проведения заседаний Государственной Думы; гл. 6
Парламентские слушания; гл. 7 Мероприятия в Государственной Думе; гл. 8 Работа депутатов с избирателями; гл. 8.1 Рассмотрение обращений граждан; гл. 9 Обеспечение деятельности
Государственной Думы; гл. 10 Порядок голосования и принятия решений; гл. 11 Контроль за использованием электронной системы.
Раздел III.
Законодательная процедура: гл. 12 Порядок внесения законопроектов в
Государственную Думу и их предварительное рассмотрение; гл. 13 Порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой; гл. 14 Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации; гл. 15 Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации; гл. 16 Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Раздел IV.
Порядок рассмотрения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению: гл. 17 Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя
Правительства Российской Федерации; гл. 18 Рассмотрение вопросов, связанных с доверием
Правительству Российской Федерации; гл. 18.1 Рассмотрение вопроса о ежегодном отчете
Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности; гл. 19 Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации; гл. 19.1 Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями
Государственной Думы и Уполномоченного по правам человека; гл. 20 Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов; гл. 20.1 Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями
Государственной Думы и Счетной палаты Российской Федерации; гл. 21 Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и Центрального банка
Российской Федерации (Банка России); гл. 21.1 Направление представителей Государственной
Думы в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и иные органы и организации; гл. 21.2 Осуществление Государственной Думой парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений; гл. 21.3 Участие представителей Государственной
Думы в работе правительственной комиссии; гл. 22 Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации; гл. 23 Объявление амнистии; гл. 24 Порядок назначения на должность членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; гл.
24.1
Порядок рассмотрения вопроса о лишении депутата
Государственной
Думы неприкосновенности.
Раздел V.
Внешнеполитические вопросы и международное сотрудничество: гл. 25 Порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов; гл. 26 Ратификация, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации, согласие на обязательность которых для Российской Федерации выражено в форме федерального закона; гл. 27 Международные связи
Государственной Думы; гл. 28 Порядок консультаций с комитетами Государственной Думы при назначении и отзыве дипломатических представителей.
Раздел VI.
Порядок рассмотрения Государственной Думой вопросов взаимодействия
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
323/543
Государственной Думы с Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом
Российской Федерации (в редакции от 2 декабря 2016 г., прежнее название "Обращения в
Конституционный Суд Российской Федерации").
Раздел VII.
Заключительные положения.
2. Председатель Государственной Думы и его заместители
Избрание.
Палату возглавляет Председатель Государственной Думы, он избирается на этот пост палатой и для избрания должен получить больше половины голосов (т.е. 226) депутатов Думы.
Фигура Председателя Государственной Думы в значительной мере предопределяется фракцией, имеющей большее количество депутатских мандатов в палате парламента в сопоставлении с иными фракциями и депутатскими группами. В Государственной Думе I
(1993-1995), II (1995-1999), III (1999-2003) созывов ни одна фракция не имела более половины числа депутатов палаты и поэтому избрание Председателя зависело от поддержки кандидатуры другими фракциями, депутатскими группами и независимыми депутатами, в немалой степени определялось личными данными кандидата.
Первый Председатель Государственной Думы И.П. Рыбкин был выдвинут фракцией
Аграрной партии и победил в сложной борьбе по итогам двух туров голосования. Председатель
Государственной Думы II созыва Г.Н. Селезнев избирался депутатом по списку КПРФ, а свой пост получил в трудной борьбе с рядом соперников, причем первое голосование в два тура закончилось безрезультатно, и лишь вторичное голосование (после нового выдвижения кандидатур) принесло победу. На III созыв Г.Н. Селезнев остался на посту, и также в результате борьбы с другими кандидатами, хотя на этот раз накопленный опыт и авторитет сработали ему на пользу.
Председатель Государственной Думы IV созыва Б.В. Грызлов практически без конкуренции получил свой пост в силу лидерства в партии "Единая Россия", фракция которой в Государственной
Думе насчитывала более 300 депутатов. Председателем Государственной Думы V созыва также был
Б.В. Грызлов.
Председатель Государственной Думы VI созыва С.Е. Нарышкин тоже не имел проблем с избранием: поддержавшая его партия "Единая Россия" получила на выборах 4 декабря 2011 г. 238 мандатов. 21 декабря было проведено рейтинговое голосование по кандидатуре на пост
Председателя палаты; С.Е. Нарышкин получил при этом 238 голосов (при необходимых 226), представитель КПРФ И.И. Мельников - 208, лидер ЛДПР В.В. Жириновский - 204, лидер "Справедливой России" С.М. Миронов - 203 голоса. Против С.Е. Нарышкина подано 88 голосов
(депутаты от КПРФ). 124 депутата не участвовали в голосовании (все депутаты от ЛДПР и от "Справедливой России", четыре депутата от КПРФ).
Нынешний Председатель Государственной Думы В.В. Володин избран на свой пост 5 октября 2016 г., получил 404 голоса из 450. Известный политик, один из лидеров партии "Единая
Россия". В 2007-2010 гг. являлся заместителем Председателя Государственной Думы. В 2010-2011 гг. назначен на должность заместителя Председателя Правительства - руководителя аппарата
Правительства РФ. В декабре 2011 г. становится первым заместителем руководителя
Администрации Президента РФ.
Начиная работу в новом созыве, Государственная Дума определяет, сколько будет заместителей Председателя палаты. В прежних созывах вводился пост одного первого заместителя
Государственной Думы, довольно быстро сложился обычай, что эту должность занимает представитель второй по величине фракции в Государственной Думе. Заместителями Председателя становились представители каждой фракции и депутатской группы в Государственной Думе.
По Регламенту, принятому Думой I созыва, Председатель Государственной Думы, первый заместитель и заместители Председателя не могли быть представителями одной фракции, депутатской группы. Однако при начале работы Государственной Думы II созыва в январе 1996 г.
Дума отошла от этого правила, избрав Председателем палаты и одним из заместителей председателя депутатов от КПРФ. Логика этого решения, на котором настояла фракция КПРФ (как