Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1963

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
421/543
юридических лиц; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений.
Общие условия пребывания в должности судьи устанавливает Конституция РФ. Согласно ее ст. 119 судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.
Так, Закон 1992 г. (а далее и Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации") определил, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет. По Закону 1992 г. судьей
Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет; судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда - гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного
(уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей - гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.
В России введено конституционное правило, согласно которому полномочия судьи не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет (но есть особенности - см. ниже).
Сначала Закон установил, что судья федерального суда, за исключением судей
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Однако в 2009 г. эта норма утратила силу.
Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов.
Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет, а при повторном и последующих назначениях (избраниях) - на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.
Конституционно установленный порядок наделения полномочиями судей состоит в том, что судьи высших судов РФ (Конституционный Суд, Верховный Суд) назначаются на должность
Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. "е" ст. 83 и п. "ж" ч. 1 ст. 102
Конституции РФ), а судей всех остальных федеральных судов назначает Президент РФ (п. "е" ст. 83
Конституции РФ). Судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначал на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, как правило, по представлению высшего должностного лица субъекта РФ. Мировые судьи назначаются
(избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Кроме общих требований законодательство устанавливает конституционно-правовой порядок занятия и срок пребывания на определенной (руководящей) должности в составе суда. В частности, ранее уже говорилось о том, что в свое время Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избирались самим Конституционным Судом РФ тайным голосованием на трехлетний срок; далее должность судьи-секретаря была упразднена, у


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
422/543
Председателя появились два заместителя, соответственно Председатель Конституционного Суда и его заместители назначались на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Далее было определено, что по окончании срока Президент РФ может внести кандидатуру Председателя Конституционного Суда на следующий шестилетний срок, при этом возраст не является определяющим фактором. В Конституционном Суде РФ теперь лишь один заместитель Председателя, порядок занятия должности не изменился, но предельный возраст для заместителя - 76 лет. В отношении Председателя Верховного Суда РФ появилось норма ст. 12
Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации": на него не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи. Дополнением от 29 июля 2018 г. в ст. 13 того же Закона определено, что предельный возраст пребывания в должности заместителя
Председателя Верховного Суда РФ - 76 лет.
Конституционными гарантиями для судей являются их несменяемость и неприкосновенность.
Несменяемость судей обеспечивается, во-первых, как мы могли видеть, пожизненностью полномочий для большинства судей, особо вескими основаниями для приостановления и досрочного прекращения полномочий всех судей (если это не собственное желание судьи); во-вторых, специальными требованиями относительно участия судьи в начавшемся судебном процессе (процессуальные кодексы закрепляют правило: дело рассматривается одним и тем же судьей или одним и тем же составом суда; если кто-либо из судей лишен возможности продолжать участие в судебном заседании, то он заменяется другим судьей и судебное разбирательство начинается сначала); в-третьих, тем, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.
Неприкосновенность судьи закреплена на конституционном уровне (ст. 122). Закон 1992 г., развивая норму Конституции, определяет (ст. 16), что неприкосновенность судьи включает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Также установлено, что судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Закон предусматривает специальную и достаточно сложную процедуру для возбуждения уголовного дела в отношении судьи, его привлечения в качестве обвиняемого, избрания в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу, осуществления оперативно-разыскных мероприятий, а также следственных действий. Говоря кратко, решение вопроса ранее восходило на уровень Генерального прокурора РФ, с июля 2007 г. - Председателя Следственного комитета РФ; требуется заключение специальной судебной коллегии и согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   ...   72

Глава 34. Конституционные основы статуса прокуратуры в Российской Федерации
Литература
Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской
Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 5;
Власова М.А. Загадка главы 7 Конституции РФ, или О том, кто спас российскую прокуратуру от ликвидации в 1993 году // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 10; Гошуляк В.В.
Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2004; Кошлевский В.Д.
Место и роль прокуратуры в механизме Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов,
2008; Маркаров В.Р. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации и

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
423/543
зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012;
Осипян С.А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006; Росинский В.В. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Урываев А.В. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009;
Шевченко В.Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
§ 1. Конституционно-правовая природа и назначение прокуратуры и прокурорского надзора
Существование прокуратуры Российской Федерации предусмотрено Конституцией РФ. В ее гл. 7 имеется лишь одна статья (ст. 129), посвященная прокуратуре. Как уже видел читатель, по реформе 2014 г. гл. 7 Конституции РФ именуется "Судебная власть и прокуратура".
Из ст. 129 сложно понять статус и назначение прокуратуры. В связи с тем, что статья о прокуратуре помещена в главу о судебной власти, можно прийти к выводу, что прокуратура является частью судебной власти или ассоциируется с ней. Мы обращались к данному вопросу в разд. III настоящего учебного курса. Поэтому, не повторяясь, еще раз скажем: у прокуратуры нет функции вынесения судебных решений; она может инициировать такие решения, что вправе делать и другие субъекты права, а также оспаривать вынесенные судебные решения, обладая в обоих случаях более существенными возможностями, чем иные органы и лица. Таким образом, прокуратура в большей мере, чем другие субъекты права, взаимодействует с судом. И все-таки это не делает ее частью судебной власти; позволителен вывод о прокуратуре как о самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации. Данный вывод, как мы уже указывали, подкрепляется тем, что в ст. 71 Конституции судоустройство и прокуратура отнесены к ведению
Российской Федерации раздельно, а по конституционной реформе 2014 г. название гл. 7
Конституции РФ теперь также указывает на самостоятельность прокуратуры.
Вместе с тем приходится констатировать, что и в начальной, и в реформированной в 2014 г. гл. 7 Конституции ничего не говорится о конкретном предназначении прокуратуры. Часть 5 ст. 129 теперь стала частью 1, но текстуально не изменилась и гласила: "Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом".
И только при реформе 2020 г. в ст. 129 включен новый текст ч. 1, она гласит: "Прокуратура
Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры
Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом".
Как будто бы в таком - специальном - законе и должно быть четко определено предназначение прокуратуры. Таким актом являлся Закон РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре
Российской Федерации", в 1995 г. изложенный в новой редакции в качестве федерального закона и действовавший далее с многочисленными поправками. Однако он определил (ст. 1), что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Вместе с тем, гласил Закон, прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Но как раз в этом-то и состояла проблемность. Как мы отмечали, первый Президент России вообще склонялся к тому, чтобы упразднить прокуратуру, а согласившись с ее сохранением, включил статью о прокуратуре в главу о судебной власти, породив тем самым множество суждений о роли прокуратуры. В целом мало кто отрицал и отрицает надзорную функцию прокуратуры, но есть разные суждения о ее пределах, в том числе по виду актов и органов, в отношении которых осуществляется такой надзор,


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
424/543
и тем более в отношении права прокуратуры вести следствие по уголовным делам, участвовать в судебных процессах и т.д.
Определенную ясность в эти вопросы прежде всего внесло включение в 2014 г. в
Конституцию нового наименования гл. 7 Конституции - "Судебная власть и прокуратура", т.е. не затрагивая другие положения о разделении властей, законодатель все-таки обозначил здесь, что это самостоятельная часть государственного механизма. Еще полнее это отражено в редакции 2020 г. ст. 129 Конституции РФ, посвященной прокуратуре, а также в новой редакции - 2020 г. - Закона о прокуратуре.
Обобщая нормативные предписания, можно выделить следующие главные конституционные функции прокуратуры.
1. Прежде всего это осуществление прокурорского надзора. Его задачи широки: надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в широком смысле слова), прав и свобод граждан определенными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями любых форм собственности; поиск и нахождение актов и действий, не соответствующих закону, и принятие мер к их пресечению средствами прокурорского реагирования; надзор за органами, ведущими следствие и дознание, а также исполняющими наказания.
Соответственно широки и возможности прокуроров. Если прокурор считает незаконным тот или иной акт, то он приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали такой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Защищая права и свободы личности, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В случае если для граждан обращение в суд для защиты нарушенного права по объективным причинам затруднено либо нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Надзор в отношении следствия, дознания специальных органов и учреждений дает прокурору право знакомиться с уголовными делами, присутствовать при проведении следственных действий и т.д., а также в любое время посещать учреждения, исполняющие наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, беседовать с задержанными и заключенными под стражу, незамедлительно своим постановлением освобождать тех, кто незаконно задержан, и т.д.
При осуществлении своей надзорной деятельности прокурор использует разнообразные средства реагирования. Помимо принесения протеста возможно представление прокурора об устранении нарушений закона: оно вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона. Есть и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона, оно используется в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Наконец, прокурор исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
2. Конституция РФ и Закон о прокуратуре закрепляют за ней и такую функцию, как уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями. Правда, в регулировании данного направления можно видеть существенную динамику. До определенного времени следователи прокуратуры осуществляли предварительное расследование по достаточно широкому кругу уголовных дел. В 2007 г. в порядок выполнения этой задачи внесены коренные изменения: создан Следственный комитет - сначала при прокуратуре Российской Федерации, его возглавлял первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Советом Федерации по представлению Президента РФ. Несмотря на предлог "при", на деле это был


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
425/543
все-таки самостоятельный орган, и между руководством Генеральной прокуратуры и
Следственного комитета не всегда было взаимопонимание. Помимо норм закона организация и порядок деятельности Следственного комитета определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных Законом о прокуратуре. В конце концов произошло организационное разделение двух органов, принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. "О Следственном комитете Российской Федерации". В акте говорится, что
Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Орган возглавляет Председатель Следственного комитета, он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Таким образом, организационной связи с прокуратурой не просматривается.
УПК РФ в ст. 151 "Подследственность" не относит к ведению прокуратуры предварительное расследование ни по одной категории дел. По существу, участие прокуратуры возможно на стадии судебного рассмотрения уголовных дел, при прокурорском надзоре и при координации деятельности государственных органов в сфере борьбы с уголовной преступностью.
3. В целях обеспечения законности, интересов государства, прав и свобод граждан прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.
4. Прокуратура является координационной инстанцией для правоохранительных органов по борьбе с преступностью - органов внутренних дел, безопасности, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенной службы и др. Прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.
5. Прокуратура вправе инициировать правотворческий процесс, т.е. принятие нормативных актов компетентными органами. Статья 9 "Участие в правотворческой деятельности" Закона о прокуратуре гласит: "Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов". По существу, можно говорить, что здесь закреплено, хотя и в косвенной форме, право законодательной и правотворческой инициативы соответственно Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ. Согласно упомянутому Закону Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Прокурор субъекта РФ, города, района,