Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1955

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
435/543
Российской Федерации" (п. 1 Указа). Таким образом, это был запрет на деятельность
Конституционного Суда. Кроме того, Президент предложил будущему Федеральному Собранию "рассмотреть в качестве первоочередного вопрос об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации" (п. 2).
Итак, само существование Конституционного Суда было поставлено под угрозу. Дело в том, что в своем проекте Конституции РФ, представленном в конце апреля - начале мая 1993 г.,
Президент хотя и сохранял Конституционный Суд, но существенно сужал его полномочия, а ряд его прежних прав передавался стоявшему над всеми судебными органами Высшему судебному присутствию, которое предусматривалось данным проектом. Конституционное совещание не поддержало эту идею, по его проекту Конституционный Суд сохраняет свои полномочия, хотя тоже урезанные. Готовя для вынесения на референдум страны окончательный проект конституции, Б.Н.
Ельцин всерьез задумывался о ликвидации Конституционного Суда и возможности возложения его функций на специальную коллегию в составе Верховного Суда РФ. Однако окружение смогло убедить Б.Н. Ельцина в необходимости сохранения Конституционного Суда.
Разумеется, теперь он должен был забыть о праве давать заключения о соответствии деятельности высших должностных лиц государства Конституции, тем более делать это по своей инициативе.
Конституционный Суд еще долгое время не смог работать. Причины были и организационные - теперь Суд состоял из 19 судей, и, следовательно, к имеющимся 13 судьям надо было добавить еще 6, и правовые - шла разработка Федерального конституционного закона о
Конституционном Суде РФ, который был принят обеими палатами Федерального Собрания, а затем подписан Президентом РФ 21 июля 1994 г.
1   ...   55   56   57   58   59   60   61   62   ...   72

Глава 36. Конституционный Суд Российской Федерации на современном этапе
Литература
Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов // Вестник
Московского ун-та. Сер. 11: Право. 2004. N 4; Баглай М.В. Конституционное правосудие в
Российской Федерации. Ереван, 1999; Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1996; Бланкенагель А. "Детство, отрочество, юность" российского Конституционного Суда. М., 1996; Витрук Н.В. Конституционное правосудие.
Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие. 4-е изд. М., 2012; Зорькин В.Д.
Конституционный Суд России: доктрина и практика. М., 2017; Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" / под ред. Г.А.
Гаджиева. М., 2012; Конституционный судебный процесс: учебник для вузов / отв. ред. М.С.
Саликов. М., 2003; Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской
Федерации: учеб. пособие для студентов юридических вузов и факультетов. М., 1998; Кряжкова
О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2009; Лазарев Л.В.
Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2008; Митюков М.А., Барнашов А.М.
Очерки конституционного правосудия. Сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики. Томск, 1999; Несмеянова С.Э. Конституционное правосудие в Российской
Федерации: учеб. пособие. Екатеринбург, 2000; Она же. Конституционный судебный контроль в
Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург, 2004; Она же. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации с комментариями. М., 2007; Нарутто
С.В., Несмеянова С.Э., Шугрина Е.С. Конституционный судебный процесс: учебник. М., 2014;
Хабриева Т.Я. Правовая охрана конституции. Казань, 1995; Она же. Толкование Конституции
Российской Федерации: теория и практика. М., 1998; Тарибо Е.В. Судебный конституционный нормоконтроль: осмысление российского опыта. М., 2018; Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995; Он же. Институт конституционного надзора в Российской Федерации.
М., 1998; Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
436/543
§ 1. Нормативно-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской
Федерации
Нормативно-правовые основы статуса, компетенции и организации деятельности
Конституционного Суда составляют прежде всего нормы Конституции РФ. В ч. 1 ст. 11 говорится, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют наряду с Президентом, парламентом, Правительством также и суды Российской Федерации. Это означает, что
Конституционный Суд как часть судебной системы относится к органам государственной власти страны. Глава 7 Конституции, в которой находится большинство норм, обращенных к
Конституционному Суду, называется "Судебная власть и прокуратура", т.е. признает, что
Конституционный Суд есть орган судебной власти как одной из ветвей в системе разделения властей.
В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, мы видим здесь выделение особой формы - "конституционное судопроизводство".
Наконец, в Конституции имеется ст. 125, специально посвященная Конституционному Суду.
Статьи 83 (п. "е"), 102 (п. "ж" ч. 1), 128 (ч. 1) регулируют назначение на должность судьи
Конституционного Суда.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда установлены
Федеральным конституционным законом 1994 г. "О Конституционном Суде Российской
Федерации" (в редакции от 9 ноября 2020 г.).
Отдельным аспектам статуса Конституционного Суда посвящены также нормы
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и
Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", их положения приводились ранее.
По вопросам обеспечения деятельности Конституционного Суда и его судей принят ряд иных нормативных актов.
Многие аспекты организации деятельности Конституционного Суда отражены в Регламенте
Конституционного Суда Российской Федерации, который был принят Судом 1 марта 1995 г., решением Конституционного Суда от 24 января 2011 г. утверждена новая редакция, последние изменения (размещенные в информационных сетях. - С.А.) от 25 октября 2018 г.
В Конституции РФ 1993 г. в начальных редакциях статей, посвященных Конституционному
Суду, не говорилось о предназначении этого органа, регулирование было оставлено для названного
Федерального конституционного закона. Закон 1994 г. определил (ст. 1), что Конституционный Суд
- судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В редакции 2020 г. принципиальные характеристики Конституционного Суда отражены непосредственно в ч. 1 ст. 125
Конституции РФ: "Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия
Конституции
Российской
Федерации на всей территории
Российской
Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя
Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя".
Эти формулировки, по сути, отражают те основные идеи, о которых шла речь ранее.
Конституционный Суд, как видим, важный орган по защите конституционного строя, прав и свобод личности, обеспечения высшей силы Конституции РФ. И при этом он один из видов судебных органов; порождает свой вид судопроизводства, оно и называется конституционным судопроизводством со своими предметом, процессуальными началами, всеми элементами


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
437/543
состязательности и равенства участников процесса; принимает решения, являющиеся окончательными и обязательными; как и другие суды, работает исключительно по обращениям, а сам может инициировать лишь принятие нормативных актов, в том числе обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе.
Конституционный Суд РФ призван решать вопросы права, т.е. не является и не может быть участником политических процессов, арбитром в политических спорах. Надо понимать, что многие вопросы, по которым компетентные органы и лица обращаются в Конституционный Суд, имеют политическую подоплеку. Но Конституционный Суд выделяет в каждом деле только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права. Конечно, решения Конституционного Суда могут вызвать политический резонанс, иметь политические последствия. Однако это обусловлено переплетением политических и конституционно-правовых моментов в принятых кем-то решениях, ставших предметом внимания Суда. Правда, отметим: слова о том, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, почему-то не оставлены в новой редакции (2020 г.)
Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ.
Конституционный Суд принимает решения на основе Конституции, а сама Конституция не может быть предметом его оценки. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но с этим
Конституционный Суд ничего сделать не в состоянии. Путем толкования норм Суд может сделать текст понятнее, избегая оценочных суждений в адрес Конституции и ее норм.
Наконец, Конституционный Суд не является высшей инстанцией для других судов, включая
Верховный Суд РФ. В Конституционный Суд нельзя жаловаться на конкретные судебные решения.
И граждане, и суды вправе обращаться в Конституционный Суд в случае, если закон, иной нормативный акт, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, им кажется не соответствующим Конституции.
Конституционный Суд при первом его создании в 1991 г. должен был состоять из 15 судей
(реально их было 13). По Конституции РФ 1993 г. в начальной редакции он состоял из 19 судей. В редакции 2020 г. предусмотрено, что Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая
Председателя Конституционного Суда и его заместителя. При анализе компетенции Президента РФ и Совета Федерации мы уже отмечали, что судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (о некоторых деталях мы поговорим попозже).
Согласно ст. 4 Закона в редакции от 4 июня 2014 г. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей (до этого - трех четвертей) от общего числа судей; в редакции 2020 г. - при наличии в его составе не менее восьми судей. В ст. 30 определялось, что Суд правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от числа действующих судей, а в редакции 2020 г. - при участии в заседании не менее шести судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Они были записаны в ст. 5
Федерального конституционного закона и остаются неизменными.
Решения Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Закон содержит ст. 7 "Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской
Федерации", она в 2020 г. частично дополнена и гласит, что Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов.
Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Суда средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов Суда, в том числе объем расходов на материальное обеспечение судей Конституционного
Суда и на оплату труда сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ, не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Имущество, необходимое


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
438/543
Конституционному Суду РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.
Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности
Конституционного Суда, установленных Законом об этом органе, не допускается.
§ 2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации и вопросы их реализации
Полномочия Конституционного Суда достаточно подробно определены в ст. 125
Конституции РФ, особенно в редакции 2020 г., а также в ряде обновленных статей Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ. Для удобства изложения и восприятия мы разделим их на ряд групп. Освещение материала производится на основе как Конституции РФ, так и Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, тем более что в ряде случаев этот Закон развивает конституционные предписания.
1. Дела о соответствии Конституции Российской Федерации определенных видов
юридических актов
Согласно ч. 1 ст. 125 Конституции РФ круг таких актов весьма широк. Конституционный
Суд разрешает дела об оценке актов на предмет соответствия Конституции РФ по запросам
Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской
Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Какие же акты вправе оценивать
Конституционный Суд на предмет конституционности?
Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ (п. "а" ч. 2 ст.
125 Конституции РФ).
Как видим, в перечне первыми названы федеральные конституционные законы. В прежней редакции Конституции они не упоминались, речь шла просто о федеральных законах. Мы находим вполне обоснованным уточнение 2020 г. В разд. II настоящего учебного курса частично затрагивался вопрос: можно ли оспорить в Конституционном Суде РФ федеральный конституционный закон, закон о поправке к Конституции, решение Конституционного Собрания, принятое в ходе его работы над созданием новой Конституции РФ?
Относительно федеральных конституционных законов в практике Конституционного Суда
РФ были случаи, когда некоторые участники процесса пытались доказывать, что федеральный конституционный закон является частью Конституции и поэтому не может оспариваться в
Конституционном Суде. Однако Конституционный Суд справедливо исходил из того, что федеральный конституционный закон не является частью Конституции РФ, и поскольку ч. 1 ст. 15
Конституции требует, что законы и иные правовые акты "не должны противоречить Конституции
Российской Федерации", это относится и к конституционным законам.
Вопрос о том, можно ли оспорить в Конституционном Суде закон о поправке к Конституции
РФ, также возникал в Конституционном Суде. Он высказал по данному вопросу такую позицию: содержание закона о поправке после его принятия и вступления в силу, по сути, переходит в
Конституцию РФ, следовательно, оценивать Конституционному Суду закон о поправке по предмету невозможно, это была бы оценка самой Конституции. Конечно, могут возникнуть и попутные вопросы, например о нарушении правил, связанных с порядком принятия закона.
Конституционный Суд отметил, что если бы он был наделен правом предварительного, т.е. до


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
439/543
вступления в силу закона о поправке, нормоконтроля, тогда он смог бы дать оценку акту по всем аспектам. Мы уже отмечали ранее, в части, посвященной Президенту РФ, и далее рассмотрим вопрос в этой части курса, что в новеллах 2020 г. проблема разрешилась так: по запросу Президента возможна оценка закона о поправке Конституционным Судом на стадии подписания акта.
Конечно, вопрос о том, могут ли оцениваться Конституционным Судом РФ акты
Конституционного Собрания предметного характера, не может пока получить регламентацию, поскольку еще не принят полагающийся Федеральный конституционный закон о Конституционном
Собрании. В научном плане представляется очевидным: акты Конституционного Собрания, выходящие за рамки его предназначения, где-то должны оспариваться, и логично это возложить именно на Конституционный Суд как блюститель конституционности.
Что касается федеральных законов, как и для названных выше актов предполагается признак их нормативности как предпосылка их оспаривания в Конституционном Суде РФ. Собственно, в своем большинстве федеральные законы в реальности являются нормативными актами. И все же некоторые из них трудно считать нормативными, например законы о материальном обеспечении семей депутатов Государственной Думы, безвременно ушедших из жизни. Однако и в таких законах можно видеть предмет обращения в Конституционный Суд, хотя неясно, что здесь оспаривать с точки зрения конституционности.
Конституция РФ и Закон о Конституционном Суде предусматривают возможность оценки
Конституционным Судом на предмет соответствия Конституции нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Ненормативные акты, принимаемые названными органами, не подлежат оспариванию в Конституционном Суде на предмет их соответствия Конституции РФ. Сначала ГПК РФ (ст. 27), а далее Федеральным конституционным законом о Верховном Суде РФ от 5 февраля 2014 г. предусмотрено, что в
Верховном Суде могут быть оспорены ненормативные правовые акты указанных органов. Кроме того, допустимо оспаривание в Верховном Суде РФ нормативных правовых актов Президента РФ,
Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, если речь идет об их несоответствии иным актам более высокой силы, а Конституция при этом не затрагивается. Принятый КАС РФ подробно регулирует порядок разрешения соответствующих вопросов.
Ни Конституция, ни Закон не предусматривают возможности оспорить в Конституционном
Суде нормативный правовой акт министерства, федеральной службы, федерального агентства, постановления Пленума Верховного Суда РФ, которые нередко учеными причисляются к числу нормативных актов и источников права, а также нормативные акты Генерального прокурора, ЦИК
РФ и других федеральных государственных органов.
Во-вторых, Конституционным Судом РФ может быть дана оценка конституционности таких актов, как конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ (п. "б" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
Обратим внимание на то, что конституционность как условие оценки Конституционным
Судом названных в этом перечне актов обусловлена прежде всего тем, что есть предметы ведения
Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, они названы в ст. 71, 72 и еще ряде статей Конституции РФ, но могут найти отражение и в иных актах, и прежде всего законах, принятых для реализации конституционных положений. Вместе с тем предметом оценки Конституционного Суда могут быть (и ранее были), например, попытки своеобразного толкования отдельными субъектами себя как ассоциации или объединения с
Российской Федерацией. Иначе говоря, устои федеративной организации, отраженные в
Конституции РФ, при необходимости также предмет рассмотрения для Конституционного Суда
РФ.
В-третьих, предметом оценки в аспекте конституционности могут быть для
Конституционного Суда такие акты, как договоры между органами государственной власти