Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В результате акцент был перенесен со сферы производства в сферу обращения. В 2002 году была снижена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) до 16 %. Социальный налог был сокращен с 26% до 21 %. Позднее ставка НДС уменьшилась до 15 %. При исчислении социального налога в настоящее время действует регрессивная ставка — от 20% до 7 %.
В период становления экономической системы приоритетный характер получила инвестиционная политика. Основным направлением стала ориентация на привлечение иностранных инвестиций, что требовало создания благоприятного инвестиционного климата. В Казахстане были созданы институциональные и нормативно-правовые предпосылки для активизации привлечения финансовых ресурсов в экономику страны. Появились Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям и Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Приняты законы об инвестициях, заключен ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения.
Стране удалось привлечь крупных инвесторов из числа стран с рыночной экономикой, а также создать благоприятный климат по привлечению иностранных капиталовложений. Курс на усиление внешнеэкономических связей и широкое привлечение иностранных инвестиций позволил Казахстану не только оживить экспортоориентированные отрасли, увеличить добычу сырья, но и пополнить валютные запасы, укрепить тенге, усилить его конвертируемость. Условия для стабилизации экономики республики были созданы благодаря привлекательности внутреннего рынка, притягательного для импортных товаров и для зарубежных инвесторов.
Еще в 1997 году был утвержден перечень приоритетных секторов для привлечения инвестиций. Это добывающая, обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы страны, социальная сфера и туризм, сельское хозяйство.
Из-за недостатка финансовых средств и передовых отечественных технологий Казахстан открыл дорогу иностранным инвесторам для освоения минеральных ресурсов и, прежде всего, в нефтегазовой отрасли. По таким отраслям, как нефтедобыча и попутный газ, черная и цветная металлургия, прямые иностранные инвестиции в 2003 году составили более 2,7 млрд, долларов.
Иностранные инвестиции заметно повлияли на характер и итоги работы черной и цветной металлургии республики. Привлечение извне капитала дало возможность уже к 2000 году превысить уровень 1990-го года на 9% по выпуску рафинированной меди. Карметкомбинат, вложивший в развитие производства 500 млн. долларов, значительно увеличил выпуск и качество своей продукции. Благодаря иностранным инвестициям в сумме 537,2 млн. долларов «Казхром» и «Казалюминий» стали намного эффективнее. Следует сказать, что нефтяной фактор сыграл огромную роль в экономическом развитии Казахстана. По сравнению с 1985 годом республика смогла увеличить добычу этого важного сырья на 225,4 %, в то время как мировая добыча нефти возросла менее чем в 1,3 раза.
В итоге на текущий момент по объемам освоенных прямых иностранных инвестиций на душу населения Казахстан — безусловный лидер среди стран СНГ. Казахстану первому присвоен кредитный рейтинг инвестиционного уровня.
Несмотря на многие сложные вопросы перехода Казахстана на рыночные рельсы экономики, руководство Республики Казахстан сумело найти наиболее рациональные решения вставших перед нашим молодым государством проблем. В результате этого Казахстан оказался в числе лидеров среди бывших советских республик по темпам роста производства и строительства.
Производство нефтепродуктов в Казахстане сосредоточено на трех крупных НПЗ и нескольких мини-заводах. В 2006 году годовая загрузка нефти для переработки достигла 11 млн. тонн, а вывоз нефтепродуктов за семь лет (2000-2007 гг.) возрос в 13,6 раза. Большое значение играет реконструкция Атырауского НПЗ, выпускающего продукцию по европейским стандартам, Костанайского завода химволокна, Актауского завода пластмасс, строительство в Атырауской области газохимического комплекса и др. Быстрыми темпами развивается газоперерабатывающая промышленность: Тенгизский, Казахский, Жанажолский ГПЗ ежегодно перерабатывают более 8,2 млрд. куб. м. газа.
В металлургической промышленности преобладает производство цветных металлов (Казахстанский электролизный завод по производству первичного алюминия, Павлодарский кабельный завод и др.). Продукция черной металлургии осуществляется на ряде крупных предприятий: ТОО «Кастинг» в Павлодаре (арматурная сталь), выпуск сортопроката в Актобинском «Импеко», «Каспийской стали» (Актау), «Ферростали» (Алматы) и др.
Приход в Казахстан в 1993 году крупнейшей западной корпорации «Шеврон» и заключение с ней договора по уникальному месторождению Тенгиз послужил примером для многих транснациональных корпораций, в первую очередь для таких, как «Эксон Мобил», «Шелл», «ЭНИ», «Тоталь», «Бритиш Петролеум» и другие, с которыми налажены взаимовыгодные контракты. В связи с тем что за последние годы было открыто нефтяное месторождение Кашаган, Казахстан по разведанным запасам нефти вышел на одно из первых мест в мире.
Не менее важным для республики было создание инфраструктуры для транспортировки углеводородов на мировой рынок. В этих целях был создан Каспийский трубопроводный консорциум. Введя в действие КТК, Казахстан начал работу по диверсификации маршрутов транспортировки углеводородов. Усилился процесс партнерства с Россией в деле добычи нефти на шельфе Каспийского моря. Введен в эксплуатацию трубопровод из Казахстана в Китай «Алашанкоу».
Правительство Казахстана для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости экономики от неблагоприятных внешних обстоятельств создало Национальный фонд. Таким образом, государство выразило свою ответственность перед будущими поколениями своих граждан, избежав соблазна потратить сверхприбыли на сиюминутные проблемы. Созданная впервые на постсоветском пространстве коллективная система гарантирования вкладов физических лиц повысила доверие к банковской системе страны. Уже сейчас в Национальном фонде находится 4,7 млрд, долларов, или 631,8 млрд, тенге.
В Казахстане в 2008 году темпы роста экономики составили 8,5 %, а в целом с 2001-го года экономика росла в среднем по 10 % в год. В результате сформированы резервы страны, которые составляют порядка 40 млрд, долларов США, включая средства Национального фонда.
Экономические реформы самым серьезным образом затронули и сельское хозяйство республики. Была проведена приватизация всех государственных сельхозпредприятий, которая привела к созданию системы рыночных отношений на селе. В результате сформировался класс фермеров, уверенно ориентированных на рынок. Для того чтобы решить проблемы села и сельчан, 2003—2005 годы были объявлены Годами села, а для того чтобы выполнить Государственную агропродовольственную программу, были задействованы все механизмы, создающие основу эффективного функционирования сельского хозяйства.
Следует сказать, что земельный вопрос всегда был и остается одним из главных в сфере экономической жизни, поскольку земля, вместе с природными богатствами и недвижимостью, является одной из опор, на которых держится экономика. Осознание этого факта привело к принятию Земельного кодекса, что является важным фактором развития агропромышленного комплекса. Основой воспитания класса работников является частная собственность на землю. У нее должен появиться хозяин, который сможет эффективно, на основе новых технологий и инвестиций, преобразовать село. В настоящее время на селе живет 43% казахстанцев, и разработка законодательно-правовой базы о собственности на землю стимулирует их вклад в экономику страны.
Особое внимание государство уделяет развитию малого предпринимательства, которое должно стать реальным источником финансовых ресурсов для различных слоев населения, желающих реализовать предпринимательский потенциал. Малое предпринимательство дает возможность превратить современное рыночное поле в само- развивающуюся систему, способную к саморегуляции. В послании Главы государства народу Казахстана 2007 года на это обращается особое внимание: «Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Развитый предпринимательский сектор — основа экономики любой страны».
Наряду с экономическими реформами в республике особое внимание было уделено и социальным реформам. Одним из основных направлений социальной политики государства является пенсионное обеспечение. В Казахстане проблема пенсионного обеспечения особую актуальность приобрела в середине 90-х гг., когда острая нехватка финансовых средств привела к кризису традиционной пенсионной системы. Поэтому государство принимает решение о радикальном изменении этой системы. В марте 1997 году была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения в республике, затем прошло всенародное обсуждение проекта закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в июне того же года закон был принят Парламентом страны, и с начала 1998 года республика приступила к строительству новой пенсионной системы.
Был установлен фиксированный пенсионный возраст: для мужчин — 63 года, для женщин — 58 лет. Досрочный выход на пенсию сохранен для граждан, не менее 10 лет проживавших в зоне чрезвычайного радиационного риска в Семипалатинской области, для многодетных матерей и людей, работавших на вредных производствах. Военнослужащим и работникам органов внутренних дел оставлены пенсионные льготы за выслугу лет.
Гражданам предоставлено право выбора пенсионных фондов для осуществления накоплений. Государство создало эффективные механизмы гарантии для обеспечения минимальной пенсии. Законом предусмотрено обязательное участие каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании своих пенсионных накоплений, а также обеспечение права наследования этих накоплений. Создана возможность увеличивать пенсионные накопления не только за счет обязательных взносов вкладчиков, но и за счет доходов от инвестирования средств в различных финансовых институтах.
Время подтвердило правильность избранного государством пути, и сегодня можно уверенно констатировать, что пенсионная реформа в Казахстане состоялась. В настоящее время на казахстанском рынке пенсионных услуг действует 15 накопительных пенсионных фондов, 10 компаний, осуществляющих управление пенсионными активами, обслуживание обеспечивают 8 банков. Количество вкладчиков в накопительных пенсионных фондах превысило 7 млн. Переход от социально-распределительного к накопительной системе пенсионного обеспечения является длительным процессом. Современный период представляется исключительно важным для сохранения незыблемости основных концептуальных постулатов пенсионного законодательства, от которых зависит доверие граждан к реформе. Государство исходит из принципа номер один для пенсионных средств — это не максимум дохода, а минимум риска.
Здравоохранение Казахстана — единая развитая социально ориентированная система, призванная обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи населению.
Реформа системы здравоохранения страны, необходимость которой проистекала из требований перехода к рыночным отношениям, осуществлялась в кризисных условиях экономики. Концепция дальнейшего развития здравоохранения Республики Казахстан в 2000— 2005 годы одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан в мае 2000 года. Целью настоящей Концепции является определение и закрепление стратегических позиций совершенствования системы здравоохранения на период с 2000 по 2005 годы, направленных на улучшение здоровья граждан, удовлетворение спроса населения в объеме и качестве медицинских услуг на основе дальнейшего устойчивого развития отрасли.
Одним из составляющих успешного развития страны является уровень образования и науки. В Казахстане введена новая модель национальной системы образования, которая значительно отличается от существовавшей ранее. В соответствии с этой моделью на основе принципа непрерывности и преемственности установлены четыре уровня образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее, высшее, послевузовское образование, что предусмотрено Международной стандартной классификацией образования, рекомендованной ЮНЕСКО. В соответствии с основными принципами системы образования, принятыми в Республике Казахстан, одним из непременных факторов функционирования отрасли является обязательность и бесплатность общего среднего образования. В республике получили распространение новые формы общего среднего образования: школы с углубленным изучением отдельных предметов (иностранные языки, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины), гимназии, лицеи. А также сформировался рынок альтернативных социальных услуг. В настоящее время получили развитие негосударственные учебные заведения, которые находятся под контролем органов образования.
В структуре высшего образования по новой модели установлены три ступени: высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное образование, высшее научно-педагогическое образование (магистратура).
На уровне послевузовского образования, как и прежде, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук, а также параллельно по новой модели осуществляется подготовка докторов наук по PhD.