Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В результате акцент был перенесен со сферы производства в сферу обращения. В 2002 году была снижена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) до 16 %. Социальный налог был сокращен с 26% до 21 %. Позднее ставка НДС уменьшилась до 15 %. При исчислении социального налога в настоящее время действует регрессивная став­ка — от 20% до 7 %.

В период становления экономической системы приоритетный характер получила инвестиционная политика. Основным направле­нием стала ориентация на привлечение иностранных инвестиций, что требовало создания благоприятного инвестиционного клима­та. В Казахстане были созданы институциональные и нормативно-­правовые предпосылки для активизации привлечения финансовых ресурсов в экономику страны. Появились Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям и Совет иностранных инве­сторов при Президенте Республики Казахстан. Приняты законы об инвестициях, заключен ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения.

Стране удалось привлечь крупных инвесторов из числа стран с рыночной экономикой, а также создать благоприятный климат по привлечению иностранных капиталовложений. Курс на усиление внешнеэкономических связей и широкое привлечение иностранных инвестиций позволил Казахстану не только оживить экспортоори­ентированные отрасли, увеличить добычу сырья, но и пополнить валютные запасы, укрепить тенге, усилить его конвертируемость. Условия для стабилизации экономики республики были созданы бла­годаря привлекательности внутреннего рынка, притягательного для импортных товаров и для зарубежных инвесторов.

Еще в 1997 году был утвержден перечень приоритетных секторов для привлечения инвестиций. Это добывающая, обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы страны, социальная сфера и туризм, сельское хозяйство.

Из-за недостатка финансовых средств и передовых отечествен­ных технологий Казахстан открыл дорогу иностранным инвесторам для освоения минеральных ресурсов и, прежде всего, в нефтегазовой отрасли. По таким отраслям, как нефтедобыча и попутный газ, чер­ная и цветная металлургия, прямые иностранные инвестиции в 2003 году составили более 2,7 млрд, долларов.

Иностранные инвестиции заметно повлияли на характер и ито­ги работы черной и цветной металлургии республики. Привлечение извне капитала дало возможность уже к 2000 году превысить уровень 1990-го года на 9% по выпуску рафинированной меди. Карметкомбинат, вложивший в развитие производства 500 млн. дол­ларов, значительно увеличил выпуск и качество своей продукции. Благодаря иностранным инвестициям в сумме 537,2 млн. долларов «Казхром» и «Казалюминий» стали намного эффективнее. Следует сказать, что нефтяной фактор сыграл огромную роль в экономиче­ском развитии Казахстана. По сравнению с 1985 годом республика смогла увеличить добычу этого важного сырья на 225,4 %, в то время как мировая добыча нефти возросла менее чем в 1,3 раза.


В итоге на текущий момент по объемам освоенных прямых ино­странных инвестиций на душу населения Казахстан — безусловный лидер среди стран СНГ. Казахстану первому присвоен кредитный рейтинг инвестиционного уровня.

Несмотря на многие сложные вопросы перехода Казахстана на рыночные рельсы экономики, руководство Республики Казахстан су­мело найти наиболее рациональные решения вставших перед нашим молодым государством проблем. В результате этого Казахстан ока­зался в числе лидеров среди бывших советских республик по темпам роста производства и строительства.

Производство нефтепродуктов в Казахстане сосредоточено на трех крупных НПЗ и нескольких мини-заводах. В 2006 году годовая загрузка нефти для переработки достигла 11 млн. тонн, а вывоз не­фтепродуктов за семь лет (2000-2007 гг.) возрос в 13,6 раза. Большое значение играет реконструкция Атырауского НПЗ, выпускающего продукцию по европейским стандартам, Костанайского завода химволокна, Актауского завода пластмасс, строительство в Атырауской области газохимического комплекса и др. Быстрыми темпами раз­вивается газоперерабатывающая промышленность: Тенгизский, Казахский, Жанажолский ГПЗ ежегодно перерабатывают более 8,2 млрд. куб. м. газа.

В металлургической промышленности преобладает производство цветных металлов (Казахстанский электролизный завод по производ­ству первичного алюминия, Павлодарский кабельный завод и др.). Продукция черной металлургии осуществляется на ряде крупных предприятий: ТОО «Кастинг» в Павлодаре (арматурная сталь), вы­пуск сортопроката в Актобинском «Импеко», «Каспийской стали» (Актау), «Ферростали» (Алматы) и др.

Приход в Казахстан в 1993 году крупнейшей западной корпорации «Шеврон» и заключение с ней договора по уникальному месторожде­нию Тенгиз послужил примером для многих транснациональных кор­пораций, в первую очередь для таких, как «Эксон Мобил», «Шелл», «ЭНИ», «Тоталь», «Бритиш Петролеум» и другие, с которыми нала­жены взаимовыгодные контракты. В связи с тем что за последние годы было открыто нефтяное месторождение Кашаган, Казахстан по разведанным запасам нефти вышел на одно из первых мест в мире.

Не менее важным для республики было создание инфраструкту­ры для транспортировки углеводородов на мировой рынок. В этих целях был создан Каспийский трубопроводный консорциум. Введя в действие КТК, Казахстан начал работу по диверсификации маршру­тов транспортировки углеводородов. Усилился процесс партнерства с Россией в деле добычи нефти на шельфе Каспийского моря. Введен в эксплуатацию трубопровод из Казахстана в Китай «Алашанкоу».



Правительство Казахстана для обеспечения стабильного со­циально-экономического развития, снижения зависимости экономики от неблагоприятных внешних обстоятельств создало Национальный фонд. Таким образом, государство выразило свою ответственность перед будущими поколениями своих граждан, избежав соблазна по­тратить сверхприбыли на сиюминутные проблемы. Созданная впер­вые на постсоветском пространстве коллективная система гаранти­рования вкладов физических лиц повысила доверие к банковской системе страны. Уже сейчас в Национальном фонде находится 4,7 млрд, долларов, или 631,8 млрд, тенге.

В Казахстане в 2008 году темпы роста экономики составили 8,5 %, а в целом с 2001-го года экономика росла в среднем по 10 % в год. В результате сформированы резервы страны, которые составляют порядка 40 млрд, долларов США, включая средства Национального фонда.

Экономические реформы самым серьезным образом затронули и сельское хозяйство республики. Была проведена приватизация всех государственных сельхозпредприятий, которая привела к созданию системы рыночных отношений на селе. В результате сформировал­ся класс фермеров, уверенно ориентированных на рынок. Для того чтобы решить проблемы села и сельчан, 2003—2005 годы были объ­явлены Годами села, а для того чтобы выполнить Государственную агропродовольственную программу, были задействованы все меха­низмы, создающие основу эффективного функционирования сель­ского хозяйства.

Следует сказать, что земельный вопрос всегда был и остается од­ним из главных в сфере экономической жизни, поскольку земля, вме­сте с природными богатствами и недвижимостью, является одной из опор, на которых держится экономика. Осознание этого факта при­вело к принятию Земельного кодекса, что является важным фактором развития агропромышленного комплекса. Основой воспитания клас­са работников является частная собственность на землю. У нее дол­жен появиться хозяин, который сможет эффективно, на основе новых технологий и инвестиций, преобразовать село. В настоящее время на селе живет 43% казахстанцев, и разработка законодательно-правовой базы о собственности на землю стимулирует их вклад в экономику страны.

Особое внимание государство уделяет развитию малого предпри­нимательства, которое должно стать реальным источником финансо­вых ресурсов для различных слоев населения, желающих реализо­вать предпринимательский потенциал. Малое предпринимательство дает возможность превратить современное рыночное поле в само- развивающуюся систему, способную к саморегуляции. В послании Главы государства народу Казахстана 2007 года на это обращается особое внимание: «Правительство должно продолжить последова­тельную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Развитый предпринимательский сектор — основа экономики любой страны».


Наряду с экономическими реформами в республике особое вни­мание было уделено и социальным реформам. Одним из основных направлений социальной политики государства является пенсион­ное обеспечение. В Казахстане проблема пенсионного обеспечения особую актуальность приобрела в середине 90-х гг., когда острая нехватка финансовых средств привела к кризису традиционной пен­сионной системы. Поэтому государство принимает решение о ради­кальном изменении этой системы. В марте 1997 году была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения в республике, затем прошло всенародное обсуждение проекта закона «О пенсион­ном обеспечении в Республике Казахстан», в июне того же года закон был принят Парламентом страны, и с начала 1998 года республика приступила к строительству новой пенсионной системы.

Был установлен фиксированный пенсионный возраст: для муж­чин — 63 года, для женщин — 58 лет. Досрочный выход на пенсию сохранен для граждан, не менее 10 лет проживавших в зоне чрезвы­чайного радиационного риска в Семипалатинской области, для мно­годетных матерей и людей, работавших на вредных производствах. Военнослужащим и работникам органов внутренних дел оставлены пенсионные льготы за выслугу лет.

Гражданам предоставлено право выбора пенсионных фондов для осуществления накоплений. Государство создало эффективные ме­ханизмы гарантии для обеспечения минимальной пенсии. Законом предусмотрено обязательное участие каждого гражданина трудоспо­собного возраста в формировании своих пенсионных накоплений, а также обеспечение права наследования этих накоплений. Создана возможность увеличивать пенсионные накопления не только за счет обязательных взносов вкладчиков, но и за счет доходов от инвестиро­вания средств в различных финансовых институтах.

Время подтвердило правильность избранного государством пути, и сегодня можно уверенно констатировать, что пенсионная реформа в Казахстане состоялась. В настоящее время на казахстанском рынке пенсионных услуг действует 15 накопительных пенсионных фондов, 10 компаний, осуществляющих управление пенсионными актива­ми, обслуживание обеспечивают 8 банков. Количество вкладчиков в накопительных пенсионных фондах превысило 7 млн. Переход от социально-распределительного к накопительной системе пенсион­ного обеспечения является длительным процессом. Современный период представляется исключительно важным для сохранения незыблемости основных концептуальных постулатов пенсионно­го законодательства, от которых зависит доверие граждан к рефор­ме. Государство исходит из принципа номер один для пенсионных средств — это не максимум дохода, а минимум риска.


Здравоохранение Казахстана — единая развитая социально ори­ентированная система, призванная обеспечить доступность, своевре­менность, качество и преемственность оказания медицинской помо­щи населению.

Реформа системы здравоохранения страны, необходимость кото­рой проистекала из требований перехода к рыночным отношениям, осуществлялась в кризисных условиях экономики. Концепция даль­нейшего развития здравоохранения Республики Казахстан в 2000— 2005 годы одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан в мае 2000 года. Целью настоящей Концепции является определение и закрепление стратегических позиций совершенство­вания системы здравоохранения на период с 2000 по 2005 годы, на­правленных на улучшение здоровья граждан, удовлетворение спроса населения в объеме и качестве медицинских услуг на основе даль­нейшего устойчивого развития отрасли.

Одним из составляющих успешного развития страны является уровень образования и науки. В Казахстане введена новая модель национальной системы образования, которая значительно отлича­ется от существовавшей ранее. В соответствии с этой моделью на основе принципа непрерывности и преемственности установлены четыре уровня образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее, высшее, послевузовское образование, что предусмотрено Международной стандартной классификацией образования, реко­мендованной ЮНЕСКО. В соответствии с основными принципами системы образования, принятыми в Республике Казахстан, одним из непременных факторов функционирования отрасли является обяза­тельность и бесплатность общего среднего образования. В республи­ке получили распространение новые формы общего среднего образо­вания: школы с углубленным изучением отдельных предметов (ино­странные языки, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины), гимназии, лицеи. А также сформировался рынок альтернативных социальных услуг. В настоящее время получили развитие негосудар­ственные учебные заведения, которые находятся под контролем ор­ганов образования.

В структуре высшего образования по новой модели установлены три ступени: высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное образование, высшее научно-педагогическое образова­ние (магистратура).

На уровне послевузовского образования, как и прежде, осущест­вляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук, а также параллельно по новой модели осуществляется подготовка докторов наук по PhD.