Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 862

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

  • выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации;

  • учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказание содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации.

Федеральную миграционную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

2. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПАСПОРТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Под паспортно-регистрационной системой понимается совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, замены паспортов и пользова­ния ими, сдачи и изъятия их, регистрации и снятия граждан с регистрацион­ного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Россий­ской Федерации.

Целями паспортно-регистрационной системы являются:

  1. учет населения;

  2. упорядочение его передвижения;

  3. обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Учет населения.Из единой системы показателей статистики определен­ный интерес представляют показатели учета населения, характеризующие его численность и происходящие изменения в целом по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Учет населения необходим для прогнозирования и разработки различных про­грамм и практического их осуществления, т. е. строительства жилого фонда, школ, больниц, иных объектов социального обеспечения и производства.

Основным средством текущего оперативного учета населения является система регистрации граждан. Сведения территориальных органов ФМС России о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местности является исходным материалом для последующего обобщения и использования органами государственной статистики.

С помощью системы регистрационного учета граждан Российской Феде­рации ведутся два вида учетов:

а) персональный — путем заполнения листков убытия и прибытия, которые остаются в территориальных органах ФМС России;

б) статистический — путем заполнения талонов статистического учета,

отрывная часть которого направляется в органы статистики.

Упорядочение передвижения населения.В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Важнейшим правовым средством упо­рядочения передвижения населения является совокупность паспортно-регистрационных правил, которые, не препятствуя праву граждан на свободу передвижения, устанавливают порядок их регистрации по месту пребывания и жительства.

Вместе с тем государство устанавливает (регулирует) определенные огра­ничения на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства:

  1. в пограничной полосе;

  2. закрытых военных городках;

  3. закрытых административно-территориальных образованиях;

  4. зонах экологического бедствия и других территориях;

  5. на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опас­ности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболева­ний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания насе­ления и хозяйственной деятельности;

  6. территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
    Обеспечение реализации конституционных прав граждан и выполнение ими обязанностей. Граждане Российской Федерации постоянно вступают в различные правоотношения с государственными органами, общественными формированиями, коммерческими структурами и между собой. Являясь субъектом правоотношений, граждане участвуют в них от своего имени как сторона строго индивидуализированная.

Одним из отличий каждого человека как личности является совокупность демографических (биографических) признаков: фамилия, имя, отчество, время и место рождения и т. д. Эти признаки закрепляются путем выдачи гражданину паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Наличие пас­порта и регистрации является необходимым предварительным условием для реализации конституционных прав граждан: поступления на работу, учебу, вступления в брак и т. п.



Вопросы паспортно-регистрационной и миграционной деятельности в настоящее время подведомственны Федеральной миграционной службе. Административно-правовой статус ФМС будет нами рассмотрен в рамках третьего вопроса, а сейчас мы должны определить, что основными функциями ФМС России и ее территориальных органов по осуществлению паспортно-регистрационной системы являются:

  1. выдача паспортов, их обмен;

  2. регистрация и снятие с учета граждан;

  3. ведение адресно-справочной работы;

  4. осуществление административного надзора за выполнением паспортно-регистрационных правил;

  5. оформление материалов на нарушителей правил регистрационного уче­та и привлечение их к ответственности.

Во исполнение Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Феде­рации на территории Российской Федерации» принято постановление Прави­тельства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта граж­данина Российской Федерации».

В настоящее время сроки и последовательность действий (административ­ных процедур) органов ФМС России по выдаче, замене, учету паспортов граж­данина Российской Федерации определяет «Административный регламент ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федера­ции, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на террито­рии Российской Федерации»209.

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным докумен­том, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на терри­тории Российской Федерации. Его обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Рос­сийской Федерации.

Впервые за всю историю существования паспортной системы в нашем государстве паспорт получают и военнослужащие — граждане Российской Федерации (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), при этом, согласно букве закона, именно паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность военно­служащего.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина:

  1. фамилия; имя, отчество;

  2. пол;

  3. дата рождения;

  4. место рождения.


В паспорте производятся следующие отметки:

  • о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;

  • об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальны­ми органами ФМС России;

  • о регистрации и расторжении брака — соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состоя­ния на территории Российской Федерации, территориальными органами ФМС России;

  • о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами ФМС России;

  • о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, — территориальными органами ФМС России;

  • о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина российской Федерации за пределами Российской Федерации, — территориаль­ными органами ФМС России.

По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:

  • о его группе крови и резус-факторе — соответствующими учреждения­ми здравоохранения;

  • об идентификационном номере налогоплательщика — соответствую­щими налоговыми органами.

Вышеизложенный перечень сведений и отметок, вносимых в паспорт, является исчерпывающим, а поэтому запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. Более того, паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные названным Положением, является недействительным.

Срок действия паспорта гражданина устанавливается:

  1. от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;

  2. от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;

  3. от 45 лет — бессрочно.

По достижении гражданами (за исключением военнослужащих, прохо­дящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.

Выдача и замена паспорта производится территориальными органами ФМС России по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения граждан.


Для получения паспорта гражданин представляет:

  1. заявление по установленной форме;

  2. свидетельство о рождении;

  3. две личные фотографии размером 35 х 45 мм.

В случае невозможности представления свидетельства о рождении пас­порт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.

При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о наличии гражданства Российской Федерации.

Замена паспорта производится при наличии следующих обстоятельств:

  1. достижение 20-летнего и 45-летнего возраста;

  2. изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения;

  3. изменение пола;

  4. непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

  5. обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте аписей.

Замена паспорта может быть произведена и в иных случаях, предусмот­ренных законодательством Российской Федерации.

Для замены паспорта гражданин представляет:

  • заявление по установленной форме;

  • паспорт, подлежащий замене;

  • две личные фотографии размером 35 х 45 мм;

  • иные документы, подтверждающие основания для замены паспорта.

За выдачу и замену паспорта взимается государственная пошлина, разме­ры и порядок взимания которой установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Важнейшими функциями территориальных органов ФМС России являет­ся регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту их пребы­вания и по месту жительства.

В соответствии с Законом РФ от 17 июля 1995 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» принято постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в преде­лах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Во исполнение настоящего правового акта издан приказ ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребыва­ния и по месту жительства в пределах Российской Федерации».