ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 861
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с Правилами регистрационного учета граждан местом пребывания является место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Документами, удостоверяющими личность граждан и необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:
-
паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность
гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; -
свидетельство о рождении - ля лиц, не достигших 14-летнего возраста; -
паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации
за пределами Российской Федерации, - ля лиц, постоянно проживающих за
пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, и представить:
-
документ, удостоверяющий личность; -
заявление о регистрации по месту жительства; -
документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, представляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
В трехдневный срок со дня получения документов о регистрации соответствующие должностные лица территориальных органов ФМС России регистрируют граждан по месту жительства. О принятом решении они производят необходимую запись в графе «принятое решение» заявлений с указанием оснований, согласно которым производится регистрация.
В паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства.
Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о
регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту
жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему
месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан
направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по
прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного
учета;
б) призыва на военную службу — на основании сообщения военного
комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в
законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании
свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством
порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в
законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или
документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на
основании вступившего в законную силу решения суда.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
-
документ, удостоверяющий личность; -
заявление о регистрации по месту пребывания в жилом помещении; -
документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:
-
с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; -
с собственниками жилых помещений; -
с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов,
если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых
помещений.
В трехдневный срок со дня получения документов о регистрации по месту пребывания соответствующие должностные лица территориальных органов ФМС России обязаны зарегистрировать граждан по месту пребывания.
О принятом решении производится запись в графе «принятое решение» заявлений. При этом указываются основания регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При регистрации граждан по месту пребывания сотрудники территориальных органов ФМС России оформляют и выдают зарегистрированным гражданам свидетельства о регистрации по месту пребывания с одновременным проставлением в соответствующей графе заявлений порядкового номера выданного в текущем году свидетельства. Начиная с 1 января нумерация свидетельств производится с единицы.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 «О правилах регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» утвержден также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
3. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ МИГРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Миграционный контроль представляет собой вид государственного контроля за миграционной обстановкой в целях регулирования миграционных потоков, соблюдения интересов Российской Федерации, обеспечения и защиты прав и законных интересов мигрантов, а также осуществления мер предупреждения и пресечения незаконной миграции на территории государства.
Основными задачамимиграционного контроля являются:
-
регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах; -
соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ; -
предупреждение и пресечение незаконной миграции; -
защита прав и законных интересов мигрантов; -
создание условий приема и размещения мигрантов; -
предотвращение дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.
В соответствии с Положением о ФМС России210 осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из основных ее задач.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства — это деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, а также о перемещениях данных лиц.
Миграционный учет осуществляется в целях:
-
создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; -
выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; -
формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; -
планирования развития территорий Российской Федерации; -
управления в кризисных ситуациях; -
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; -
систематизации сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и об их перемещениях; -
решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Миграционный учет включает в себя:
-
регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений; -
обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; -
ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, имеющие значение для миграционного учета.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Процедура постановки на миграционный учет носит уведомительный характер.
Разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:
-
в пограничной зоне; -
в закрытых административно-территориальных образованиях; -
в закрытых военных городках; -
на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение; -
на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение; -
в зонах экологического бедствия; -
на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; -
в зоне проведения контртеррористической операции;
9) в период мобилизации и в военное время;
10) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно данным Правилам постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
В ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» даны определения следующих понятий: