Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 853

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Создана Чрезвычайная комиссия по охране путей сообщения как штатный орган охраны правопорядка и борьбы с преступностью на железнодорожном транспорте. Строилась ВЧК (не путать с ВЧК по борьбе с контрреволюцией) по линейному принципу, имела отдельное нормативное регулирование, выполняла функции железнодорожной милиции, уголовного розыска, борьбы с контрреволюцией, внутренних войск, Красной Армии, погранвойск, продотрядов, ведомственной охраны.

В этот же период на железных дорогах начался процесс создания чрезвычайных органов внутригосударственного террора - ВЧК по борьбе с контрреволюцией, подразделений чрезвычайных комиссий на железнодорожном транспорте - железнодорожных чрезвычайных комиссий (ЖЧК).

7 августа 1918 г. Совнарком принял постановление об организации в составе ВЧК Железнодорожного отдела. 16 августа 1918 г. ВЧК опубликовала сообщение о том, что на новый отдел возложена задача «регулирования борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем на всей сети железных дорог».

Железнодорожные отделы создавались также при каждой губернской ЧК, на крупных станциях и узлах - железнодорожные отделения, на обычных станциях вводилась должность комиссара.

10 мая 1919 г. Коллегия ВЧК переименовала Железнодорожный отдел в транспортный (ТО ВЧК). В тот же день Ф.Э. Дзержинский утвердил Положение о транспортном отделе.

11 мая 1919 г. в связи с произошедшей реорганизацией округов путей сообщения и созданием вместо них дорожных управлений НКПС железнодорожные отделы были выведены из подчинения местных органов ВЧК и преобразованы в транспортные чрезвычайные комиссии (ТЧК), которые управляли всеми отделениями ЧК на станциях в границах соответствующего управления железной дороги НКПС (эта территория никак не соответствовала административному делению и могла иметь протяженность по нескольким губерниям).

Создавались также транспортные ЧК, обслуживающие территорию сразу двух и более железных дорог или водных бассейнов, - районные транспортные ЧК (РТЧК), а при крупных депо - участковые транспортные комиссии (УТЧК). РТЧК напрямую подчинялись ТО ВЧК в Москве 213.

16 января 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны принял постановление, обязывающие транспортные ЧК информировать Наркомат путей сообщения о состоянии транспорта.

В 1921 г. произошло укрупнение периферийных транспортных ЧК. Приказом ВЧК от 31 января 1921 г. № 26 «в целях более планомерной борьбы с контрреволюцией, саботажем, преступлениями по должности» в центрах округов путей сообщения были организованы окружные транспортные ЧК (ОКТЧК): Петроградская, Смоленская, Южная, Сибирская, Туркестанская и Кавказская. Помимо этого, была образована водная ТЧК рек Волжского бассейна.


РТЧУ в этих округах упразднили, а на каждой дороге создали дорожно-транспортные ЧК (ДЧК), подчиненные ОКТЧК.

ОКТЧК были приравнены в правах к губернским ЧК (а их начальники непременно входили в состав коллегии губернской ЧК). ДЧК, согласно приказу, сохранили за собой судебные функции, имевшиеся ранее у РТЧК.

Таким же образом Приказом ВЧК от 23 мая 1921 г. N 151 РТЧК центра была преобразована в Окружную транспортную ЧК Московского округа, куда вошли ДТЧК Московско-Казанской, Александровской, Северной и Московско-Балтийской железных дорог.

6 февраля 1922 г. ВЦИК РСФСР принял Постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) РСФСР.

13 марта 1922 г. в соответствии с Приказом ГПУ N 10 было утверждено новое положение о транспортных органах ГПУ, периферийные органы ТО ГПУ на железнодорожном транспорте состояли из окружных транспортных отделов (ОКТО), дорожно-транспортных отделов (ДТО) и линейных транспортных отделов (на крупных железнодорожных узлах), состоявших, в свою очередь, из отделений (в крупных депо) и оперативных пунктов (на станциях).

«На всех страницах советских железных дорог существует «отдел охраны общественного спокойствия». Отделения занимают прежние жандармские комнаты и несут все те же обязанности. Советский жандарм носит синюю фуражку с малиновым околышем с советской звездой и топором и якорем на ней, все одеты однообразно, чисто, все народ молодой. Среди этой жандармерии существует жесткое взяточничество, так как в ее ведении находится поверка состава пассажиров, охрана грузов и различные комбинации по перевозке грузов».

Появление нового субъекта обеспечения безопасности железнодорожного транспорта потребовало выработки мер координации взаимодействия всеми субъектами, причастными к обеспечению общественной безопасности.

Перевозка грузов являлась одной из основных функций железных дорог, а поэтому вполне естественно усиление роли и ответственности самих дорог за сохранность перевозок. В этой связи выросла значимость обеспечения сохранности грузов, что привело к усилению роли ведомственной охраны НКПС. Ф.Э. Дзержинский, став наркомом путей сообщения (1921 - 1923 гг.) в первую очередь принял меры к усилению роли охраны. Для этого количественный состав охраны был сокращен и проведена реорганизация ее организационно-структурного построения.

В связи с этим 15 декабря 1922 г. он писал: «До сих пор, мы к нему (вопросу о количественном составе охраны. - Прим. авт.) относились односторонне и неправильно увеличением чинов охраны. В результате попадали в заколдованный круг - надо было охранять груз от нашей охраны». Было предложено «пойти по другому пути, более верному, хотя и более длительному и тяжелому», а именно: «уменьшить предельную охрану» и принять ряд мер профилактического, репрессивного и экономического характера, а именно «выдавать премии и награды с широким оповещением за раскрытие и указание похитителей», «премирование соответствующих агентов за уменьшение процента пропаж и хищений...».



Таким образом, велась целенаправленная работа по повышению ответственности работников железнодорожного транспорта за обеспечение сохранности грузоперевозок.

В 1921 г. Ф.Э. Дзержинский отмечал: «Мы не покончим с хищениями, если не привлечем к этому массы честных сознательных железнодорожников...». И это тогда удалось: если на железнодорожном транспорте 1922 г. было похищено около 11 млн. пудов груза стоимостью более 37 млн. рублей золотом, что составило 10 - 15% бюджета НКПС, то в Приказе НКПС от 8 сентября 1924 г. N 1815 уже отмечалось, что «явные хищения, совершаемые путем срыва пломб, прогона вагонов и т.п., почти совершенно прекратились на транспорте...».

Территориальная милиция относила обслуживание железнодорожного транспорта к обязанностям транспортных отделов органов безопасности. Органы безопасности на транспорте были перегружены несвойственной им работой по проверке материалов и расследованию различных мелких преступлений на транспорте. Это отрицательно влияло на выполнение обязанностей, связанных непосредственно с обеспечением госбезопасности страны.

В феврале-марте 1937 г. вопрос о создании специального органа по поддержанию правопорядка на транспорте был включен в повестку Пленума ЦК ВКП(б). Пленум решил реорганизовать 6-й отдел ГУГБ НКВД СССР (отдел транспорта и связи), выделить для обслуживания железнодорожного транспорта специальный отдел, возложив на него борьбу со всеми видами контрреволюции на транспорте и освободив транспортный отдел ГУГБ от функций охраны общественного порядка, несения дежурств на вокзалах, борьбы с хищениями социалистической собственности, с хулиганством и детской беспризорностью, и создать для охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью специальную железнодорожную милицию, которую подчинить Главному управлению рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

26 июня того же года совместным Приказом НКВД СССР и НКПС СССР в составе ГУРКМ НКВД СССР был организован Отдел железнодорожной милиции. В его подчинении находились отделы железнодорожной милиции, учрежденные в местах нахождения управлений железных дорог.

А через год, в сентябре 1938 г., был восстановлен линейный принцип построения железнодорожной милиции. Начинался новый этап ее развития.

Таким образом, время с 1917 по 1938 г. можно считать периодом поиска форм и методов управления охраной общественного порядка, борьбы с преступностью, хищениями и взяточничеством на объектах железнодорожного транспорта.


В годы Великой Отечественной Войны объекты железнодорожного транспорта играли большую роль в деле борьбы с Фашизмом. Железнодорожные составы использовались не только для перевозки пассажиров и грузов, но и войск, орудия, оружия, материальных ценностей и др. Соответственно требовалась усиленная охрана железных дорог. Милиция, народные дружины, другие общественные формирования, работники железных дорог, а так же военнослужащие осуществляли охрану не только железнодорожных станций, но и железнодорожного полотна. Главной задачей охраны являлось непрерывное функционирование железнодорожных перевозок как по всей территории СССР так и за его пределами.

В годы послевоенной разрухи железные дороги быстро восстанавливались, использовались в целях перемещения рабочих и грузов для «поднятия страны из руин».

В дальнейшем развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта велось быстрыми темпами, что обуславливалось развитием страны, в связи с чем, обеспечению правопорядка и безопасности на объектах транспорта уделялось пристальное внимание.

В настоящее время охрана объектов железнодорожного транспорта осуществляется линейными подразделениями полиции на транспорте.

2. Нормативное правовое регулирование деятельности органов внутренних дел на железнодорожном транспорте.

В соответствии с приложением о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации к приказу МВД России от 16.06.2011 г. №680 «Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации» «16» июня 2011 №680 - Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта214.

Главное управление выполняет функции головного подразделения Министерства по организации деятельности органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте
215, координации в установленном порядке деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности населения на транспорте216.

Структура и штатное расписание Главного управления утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации217 по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, координирующего и контролирующего деятельность Главного управления218.

Главное управление осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации»219.

Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с органами, организациями и подразделениями системы МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

Главное управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности ОВДТ.

Основными задачами Главного управления являются:

1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта.

2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта.