ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 849
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все эти факторы оказывают влияние на организацию работы «транспортной» полиции. Принимая решение по охране общественного порядка, начальники ЛОВД должны учитывать специфику работы транспорта: его возможности; особенности назначение сил и средств, ее обеспечивающих; формы и методы работы. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать оперативную обстановку, сложившуюся на участке обслуживания и возможности ее изменения в ближайшей перспективе.
Также должны быть учтены следующие факторы:
- время суток;
- график следования транспортных средств;
- пораженность отдельных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями общественного порядка;
- виды транспортных средств;
- виды станций;
- наличие собственных сил и средств и их возможности;
- расположение соседних органов внутренних дел как транспортных так и территориальных;
- наличие дополнительных и приданных сил.
Наряды полиции на железнодорожном транспорте обязаны:
- предупреждать и пресекать правонарушения, задерживать и доставлять правонарушителей;
- своевременно выявлять, задерживать и удалять с вокзалов и станций лиц, склонных к совершению правонарушений;
- оказывать содействие администрации вокзалов в обеспечении общественного порядка;
- предотвращать посадку пассажиров находящихся в состоянии опьянения, и принимать к ним установленные законом меры;
- при выбрасывании из подвижного состава, каких – либо подозрительных предметов обратить на это внимание очевидцев и действовать в зависимости от ситуации.
Тактика предупреждения и пресечения административных правонарушений на железнодорожном транспорте включает в себя:
- постоянное патрулирование территории обслуживания;
- нахождение постового в удобном для наблюдения месте;
- предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций между пассажирами личным появлением в зоне конфликта;
- применение мер административного предупреждения и пресечения.
В последние годы на железнодорожном транспорте широко применяются наряды сопровождения. Эти наряды наблюдают за посадкой пассажиров и, после отправления состава, через поездную бригаду по трансляции извещают пассажиров о работе в поезде наряда полиции. Во время движения наряд патрулирует состав. В часы пик наряд находится в тамбуре одного из вагонов. При обнаружении совершения правонарушения, правонарушитель задерживается, тактически грамотно удаляется из состава на ближайшей станции, где есть линейный орган внутренних дел, передает правонарушителя дежурному, и далее сопровождает поезд. По прибытии на конечную станцию наряд сопровождения наблюдает за высадкой пассажиров и осматривает вагоны после окончания высадки.
Численный состав наряда сопровождения определяется руководством органа внутренних дел. Для сопровождения поездов специального назначения, формируется усиленный наряд. Сопровождение может осуществляться до конечного пункта в границах ЛОВДТ (УВДТ) и передается сотрудникам соседнего органа внутренних дел на транспорте, если состав идет дальше.
К отдельному виду тактических действий на объектах железнодорожного транспорта относится осуществление специальных операций и рейдов. Эта форма охраны общественного порядка представляет собой совокупность согласованных действий государственных органов и общественных формирований, направленных на выполнение поставленных задач.
Все эти мероприятия проводятся по специально разработанным планам с участием администрации, общественности и территориальных органов внутренних дел. Существуют типовые планы специальных операций и рейдов: «Электропоезд», «Правопорядок», «Пассажир» и т. д., отличающиеся высокой эффективностью и результативностью.
Важной организационно-тактической формой работы по обеспечению охраны общественного порядка являются заслоны. Эти наряды ОВДТ, блокирующие или перекрывающие одно или несколько железнодорожных направлений в целях недопущения проникновения преступных элементов в места, где проводятся массовые мероприятия любой направленности. Заслоны также обязаны пресекать кражи грузов и своевременно задерживать правонарушителей. Организуют работу заслоновсотрудники из числа руководящего или оперативного состава ОВДТ. В состав заслонов входят представители различных служб и подразделений органов внутренних дел на транспорте. Количество личного состава заслона, как правило, не превышает 15 человек.
4. Правовые основы взаимодействия сотрудников ОВД и работников железнодорожного транспорта в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования и борьба с преступностью осуществляются органами внутренних дел на транспорте, а также иными органами, на которые законодательством Российской Федерации возложены такие функции. Под иными органами в данном случае прежде всего имеются в виду федеральные органы исполнительной власти, наделенные правом производства предварительного расследования и осуществления оперативно-розыскной деятельности: органы федеральной службы безопасности, включая входящие в них пограничные органы, таможенные органы, органы наркоконтроля. Указанные органы на железнодорожном транспорте осуществляют борьбу с преступностью только в соответствии с установленной для них уголовно-процессуальным законодательством подследственностью уголовных дел. В отличие от этих органов подразделения органов внутренних дел на транспорте охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность на железнодорожном транспорте в полном объеме и в тесном взаимодействии с работниками ведомственной охраны и другими работниками железнодорожного транспорта.
Днем образования ведомственной охраны железнодорожного транспорта считается 9 декабря 1921 г., когда Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом труда и обороны было принято Постановление «Об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях».
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ведомственной охраны железнодорожного транспорта, являются Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» и Положение о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. N 49 «О ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации» Поскольку Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство путей сообщения Российской Федерации было упразднено, а правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта были переданы Федеральному агентству железнодорожного транспорта, 20 мая 2005 г. было образовано подведомственное этому Федеральному агентству федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП «ВОЖДТ России»).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О ведомственной охране» основными задачами ведомственной охраны, в том числе и ведомственной охраны на железнодорожном транспорте, являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Эти же задачи дублируются в Положении о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации. Кроме того, на ведомственную охрану железнодорожного транспорта возложены задачи по предотвращению незаконного проезда посторонних лиц в грузовых поездах и хождения их по железнодорожным путям в неустановленных местах и проведению профилактической работы по предупреждению пожаров, осуществлению пожарного надзора и тушению пожаров на железнодорожном транспорте.
Задачи ведомственной охраны железнодорожного транспорта в целом можно обозначить как задачи по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, т.е. задачи органов внутренних дел и ведомственной охраны железнодорожного транспорта в этом плане совпадают. Совпадение задач органов внутренних дел на транспорте и ведомственной охраны железнодорожного транспорта обусловливает необходимость их взаимодействия в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Правовой основой такого взаимодействия являются совместные акты Главного управления внутренних дел на транспорте (ГУТ) МВД России и ФГП «ВОЖДТ России». Указанными подразделениями было издано общее указание «О мерах по совершенствованию работы совместных специализированных групп», а также утверждено Положение, определяющее в рамках взаимодействия основные задачи органов внутренних дел на транспорте и подразделений ведомственной охраны по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного транспорта. МВД и ФГП «ВОЖДТ России» был разработан план совместных мероприятий по борьбе с преступными посягательствами на перевозимые грузы и хищениями имущества железнодорожного транспорта. Основным направлением совместной деятельности органов внутренних дел и ведомственной охраны железнодорожного транспорта является сфера грузовых перевозок, в частности обеспечение сохранности перевозимых грузов. Общими усилиями ведется активная работа по раскрытию и пресечению хищений грузов, горюче-смазочных материалов, деталей верхнего строения пути, выявлению фактов вандализма, повреждения внутреннего оборудования вагонов, средств сигнализации и связи. Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, стабилизации оперативной обстановки и поддержания правопорядка на объектах железнодорожного транспорта по всей сети железных дорог созданы совместные специализированные группы ведомственной охраны и органов внутренних дел на транспорте.
Органы внутренних дел на транспорте в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности взаимодействуют также с локомотивными и поездными бригадами. Правовой основой этого взаимодействия является Инструкция по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, утвержденная Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. N 142/26 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 марта 2009 г.) (далее - Инструкция). В Инструкции, в частности, указано, что сопровождение пассажирских поездов нарядами полиции органов внутренних дел на транспорте осуществляется в целях охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, обеспечения безопасных условий для проезда пассажиров и деятельности работников локомотивных и поездных бригад. Перечень пассажирских поездов, сопровождаемых нарядами полиции, утверждается руководителями управлений внутренних дел на транспорте, согласовывается с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на железнодорожном транспорте, региональными центрами безопасности и корректируется в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. После отправления пассажирского поезда наряд сопровождения обходит весь состав, осматривает места возможного совершения противоправных действий, устанавливает взаимодействие с проводниками вагонов, другими членами поездной бригады, работниками вагона-ресторана, информирует их о порядке связи с нарядом в пути следования, разъясняет задачи по обеспечению правопорядка. В Инструкции определены служебные обязанности и права нарядов при сопровождении поездов и служебные обязанности работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения и права членов поездных бригад при исполнении служебных обязанностей по обеспечению правопорядка. В частности, установлено, что помимо основных обязанностей, возложенных на полицию, наряды по сопровождению пассажирского поезда обязаны сообщать начальнику поезда о выявленных нарушениях членами поездной бригады для принятия мер реагирования. Помимо прав, предоставленных полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, наряды по сопровождению пассажирского поезда имеют право, в частности, пользоваться в служебных целях средствами ведомственной связи транспортных организаций. Начальник поезда и машинист поезда информируют не менее двух раз в сутки (не менее двух раз за время поездки в одном направлении) пассажиров о сопровождении поезда нарядом, порядке связи с ним и месте нахождения наряда. При обнаружении противоправных действий или обращении пассажира о совершении в пути следования пассажирского поезда по отношению к нему противоправных действий проводник вагона немедленно сообщает об этом начальнику поезда и наряду сопровождения. Начальник поезда имеет право вносить в маршрутные листы нарядов сопровождения замечания по исполнению сотрудниками своих обязанностей и предложения по их устранению. Члены поездных бригад имеют право привлекать наряды сопровождения для удаления из поезда пассажира, который проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда.
Таким образом, правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и работников железнодорожного транспорта в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности установлены совместными актами заинтересованных органов и организаций и только по отдельным направлениям такого взаимодействия. Причем, как было показано, взаимодействие сотрудников органов внутренних дел и работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта регулируется на уровне не самого Министерства внутренних дел, а его структурного подразделения (ГУТ МВД России), не Министерства транспорта Российской Федерации и даже не подведомственного ему Федерального агентства железнодорожного транспорта, а подведомственного этому агентству федерального государственного предприятия. Представляется, что основные задачи и принципы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и работников железнодорожного транспорта в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности по всем направлениям такого взаимодействия должны быть установлены совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.
В последнее время в связи со сложной криминальной обстановкой, ситуация в стране резко обострилась. То же самое можно сказать и о транспортных «артериях». Преступность возрастает каждый год на 15-20 %. Участились случаи совершения террористических актов, в том числе и на объектах транспорта. Резко увеличилось количество хулиганских проявлений (порчи оборудования, поджоги вагонов и т.д.). На крайне низком уровне остается обслуживание пассажиров, злоупотребление при реализации билетов. Здания вокзалов, аэровокзалов, аэропортов сдаются в аренду коммерческим организациям. Конструкция автоматических камер хранения не обеспечивает надежную сохранность вещей, увеличивается загруженность транспорта, участились забастовки работников железнодорожного транспорта, диспетчеров авиационного транспорта, возрос уровень травматизма и аварийности. В связи с вышеизложенным в 2011 году началась реорганизация системы органов внутренних дел на железнодорожном транспорте, которая в настоящий момент продолжается и уже приносит ощутимые позитивные перемены.
Нормативные правовые акты и литература
-
Конституция Российской Федерации. -
Уголовный кодекс РФ. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». -
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 12 января 2003 года №17-ФЗ. -
Приказ МВД России от 16.06.2011 г. № 680 «Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации». -
Административная деятельность ОВД: учебник. М., 2014 г. -
Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). – М., 2012 г. -
Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (постатейный). – М., 2011 г.