Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 842

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– психологическом состоянии и контингенте пассажиров;

– интенсивности движения воздушных судов, плотности пассажиропотоков;

– специфике общественных отношений, складывающихся на объектах транспорта во время задержек вылетов, аварий, пожаров, проведения специальных мероприятий и во время других чрезвычайных обстоятельств.

Органы внутренних дел на воздушном транспорте, в соответствии с Приказом МВД России от 10 июля 2008 г. № 598, обслуживают - аэродромы в пределах их границ (участок земли или поверхности воды с расположением на нем зданий, сооружений и оборудования, предназначенным для взлета, посадки, руления и стояния воздушных судов) в пределах их границах при наличии ОВДТ; здания пассажирских и грузовых аэровокзальных комплексов; действующие и строящиеся аэропорты при наличии органов внутренних дел на воздушном транспорте; воздушные суда, осуществляющие базирование, взлет и посадку на аэродромах, где имеются ОВДТ230.

Не являются объектами оперативного обслуживания ОВДТ на воздушном транспорте - объекты гражданской авиации, расположенные вне границ аэродромов и аэровокзальных комплексов (аэровокзалов) за исключением объектов, обслуживаемых по линии борьбы с экономическими преступлениями; авиационные отделы перевозки почты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; аэродромы и посадочные площадки, где не имеется ОВДТ; легкие воздушные суда, максимальный взлетный вес которых составляет менее 3100 кг, и сверхлегкие воздушные суда, максимальный взлетный вес которых составляет не более 495 кг без учета веса авиационных средств спасения, базирующиеся на вышеуказанных аэродромах и посадочных площадках231.

К наиболее распространенным преступлениям на воздушном транспорте относятся: незаконное ношение оружия; кражи у пассажиров; хулиганство. Среди административных правонарушений преобладают нарушения алкогольного законодательства, транспортных правил, особенно незаконный провоз вещей и предметов; мелкое хулиганство; нарушение регистрационных правил. Они возрастают в вечернее время, в предвыходные и праздничные дни, в летний период, когда максимально возрастают пассажирские перевозки.

Управленческие решения руководителей ОВДТ на охрану общественного порядка принимаются на основе анализа и оценки оперативной обстановки, с учетом специфических условий охраняемых объектов, поставленных задач, комплексного использования сил и средств. Управленческие решения оформляются в виде приказов, инструкций, указаний, планов и других правовых форм.


Специфика охраны общественного порядка на воздушном транспорте, обуславливает ее прямую зависимость от качества взаимодействия органов внутренних дел на воздушном транспорте с иными организациями и правоохранительными структурами. Так на основе единых планов совместных мероприятий территориальных и транспортных ОВД, активизируется профилактическая и оперативно-разыскная деятельность, в том числе направленная на обеспечение сохранности багажа и других грузов, на обеспечение безопасности пассажиров. Существуют планы, разрабатываемые совместно с администрацией транспорта, с учетом складывающейся оперативной обстановки, а также планы развития транспорта, реконструкций аэропортов и других объектов транспорта. Часто действуют комплексные планы мероприятий по устранению причин и условий совершения правонарушений и др. Как показывает практика, большое количество планов приводит к дополнительным затратам служебного времени, дублированию и противоречивости при выполнении отдельных мероприятий.

В связи с данными обстоятельствами органам внутренних дел рекомендуется концентрировать внимание на исполнении принимаемых решений в сфере охраны общественного порядка и безопасности на объектах воздушного транспорта.

Подготовка нарядов к службе, их инструктаж, другие вопросы организации охраны общественного порядка осуществляются в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы232.

В сфере пассажирских перевозок практикуются следующие основные формы обеспечения правопорядка:

1. Организация постовой службы по охране важных объектов на контрольно-пропускных пунктах, в грузовых складах и других местах.

2. Формирование оперативных заслонов для несения службы в аэровокзалах и других местах с целью недопущения, выявления и изъятия из пассажиропотоков правонарушителей, лиц, находящихся в розыске, психически больных и др. Они обязательно создаются в период подготовки и проведения крупных общественно-политических, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий.

3. Патрулирование на объектах обслуживания по установленным маршрутам, совместно с военнослужащими, работниками транспорта, общественными формированиями.

4. Создание оперативно-поисковых групп из числа представителей уголовного розыска, патрульно-постовой службы полиции, по делам несовершеннолетних и др. в целях предупреждения и пресечения правонарушений, задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений,

осмотра помещений, поиска и изъятия предметов и веществ, опасных для окружающих.

5. Создание групп сопровождения воздушных судов из числа сотрудников ОВДТ, имеющих необходимую юридическую, физическую и психологическую подготовку для выполнения указанных задач. Группы сопровождения формируются для встреч официальных государственных делегаций, сопровождения специальных грузов, конвоирования задержанных и арестованных и др.

6. Формирование групп захвата для задержания преступников, предотвращения попыток захвата и угона воздушных судов, террористических актов. Такие группы создаются в соответствии со специальным планом на случай возникновения экстремальных условий на охраняемых объектах.

В случае возникновения аварий, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, в соответствии с заранее разработанными планами и схемами расстановки сил и средств, формируются временные подразделения из числа наиболее подготовленных сотрудников ОВДТ, которые незамедлительно направляются к местам происшествий и выполняют функции по спасению людей, оказанию им необходимой помощи и других функций под руководством оперативных штабов, возглавляемых руководителями ОВДТ.

Перечисленные формы организации охраны общественного порядка и безопасности на объектах воздушного транспорта не являются исчерпывающими и нуждаются в постоянном совершенствовании. Анализ служебно-оперативной деятельности показывает, что основная масса преступлений и административных правонарушений пресекается работниками патрульно-постовой службы, в том числе в процессе досмотра. В связи с современным развитием некоторых аэропортов патрульно-постовых нарядов полиции явно не хватает. Поэтому целесообразно, с учетом нагрузки и других критериев периодически пересматривать оргштатные структуры ОВДТ и вносить обоснованные предложения в УВДТ о перераспределении штатной численности отдельных служб, укреплению наиболее сложных участков работы и сокращении излишних звеньев.

Качество организации охраны общественного порядка напрямую зависит от контроля и оказания практической помощи подчиненным подразделениям. Контрольные функции осуществляются руководителями ОВДТ лично, через своих заместителей, аппараты отраслевых служб, дежурные части и командный состав строевых подразделений патрульно-постовой службы. Контроль охватывает весь управленческий процесс, от подготовки сил и средств до учета результатов работы и составления отчетности.


К функциям контроля и проверки тесно примыкают функции управления силами и средствами ОВДТ, участвующими в охране общественного порядка. В целом, повседневное управление силами и средствами охраны общественного порядка органов внутренних дел на транспорте аналогично управлению, осуществляемому территориальными органами внутренних дел. Следует лишь отметить, что управление осуществляется по двум направлениям: по линии руководящего состава и по линии дежурных частей. Так, управление во время проведения массовых и других специальных мероприятий, в том числе при авариях и других экстремальных ситуациях, управление осуществляется оперативным штабом, который создается в соответствии со специальными планами.

Особенности организации и осуществления административной деятельности органов внутренних дел на водном транспорте.

Россия – страна изобилующая реками, морями. Данный факт, безусловно нашел отражение при формировании транспортной инфраструктуры государства. Что, в свою очередь, обусловило создание еще в 1918 году специальных подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на водных объектах.

На особенности деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) влияют многие факторы и условия (политические, экономические, социально-культурные, правовые, демографические, технические, технологические и др.). Значительное влияние оказывают так же: специфика функционирования транспорта и система его управления, характеристика объектов оперативного обслуживания, их географическое и иное положение, протяженность; миграция и плотность населения в районах примыкания транспорта; близость крупных промышленных и экономических центров; уровень, состояние и динамика правонарушений и преступлений и многое другое.

Органы внутренних дел на морском и речном транспорте решают общие задачи, аналогичные задачам органов внутренних дел на железнодорожном и воздушном транспорте. Вместе с тем они детализируются применительно к специфическим условиям их деятельности. В частности, на органы внутренних дел на водном транспорте возложено обеспечение следующих функций:

– обеспечение общественного порядка при проведении водноспортивных мероприятий и праздников на воде;

– предупреждение несчастных случаев и спасение людей, терпящих бедствие на воде;

– санитарно-профилактическая охрана отдельных закрытых водных бассейнов;

– содействие пограничным войскам в поддержании пограничного режима;


– оказание содействия органам рыбоохраны;

– оказание содействия подразделениям Государственной инспекции по маломерным судам;

– оказание содействия природоохранительным организациям.

Органы внутренних дел на водном транспорте для охраны общественного порядка на подведомственных объектах используют преимущественно патрульно-постовую службу. Расстановка сил и средств производится с учетом специфических особенностей водного транспорта.

К ним относятся - географическое положение обслуживаемой акватории; виды нарядов, профиль их работы и специализация; график движения судов; профиль водного пути; график стоянок и продолжительность отстоев судов; интенсивность грузоперевозок и пассажирских рейсов; сезонность работы, сроки навигации; планируемые перевозки грузов и т.д.

ОВДТ реализуют свои задачи путем анализа и оценки оперативной обстановки, подготавливают и принимают управленческие решения, издают обзоры и ориентировки, разрабатывают методические рекомендации и другие положения по совершенствованию деятельности органов, подразделений и нарядов полиции.

Для территорий оперативного обслуживания ОВД на речном транспорте характерно несовпадение их с административно-территориальным делением, прохождение границ по территории нескольких субъектов Российской Федерации и многих органов местного самоуправления.

Объекты обслуживания морского и речного транспорта имеют свои различия. Так, в соответствии с Приказом МВД России от 11 июля 2008 года № 598, к объектам обслуживания ОВДТ на морском транспорте относятся - морские порты (в границах охраняемых территорий, предназначенных для обработки судов и грузов), осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, все находящиеся на их территории предприятия, учреждения, организации, а также судоходная часть акватории морских портов; вокзалы и причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов; гидротехнические сооружения с земельными отводами и средства навигационной обстановки, подведомственные Минтрансу России в пределах судоходной части морских портов; суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и акватории портов (в границах самых удаленных гидротехнических сооружений закрытой части морских портов), вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов; места хранения и переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности