Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 843

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– организация и осуществление оперативно-разыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производства дознания, розыска лиц и похищенного имущества в интересах обеспечения правопорядка на объектах транспорта;

– организация борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на объектах транспорта; обеспечение контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;

– организация на объектах транспорта производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;

– разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию охраны общественного порядка на объектах транспорта;

– участие в обеспечении режима чрезвычайного и военного положений в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

– организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в ОВДТ и подразделениях спецперевозок228.


Средним звеном системы являются управления (отделы) внутренних дел на транспорте.

В зависимости от количества обслуживаемых видов транспорта, обычно выделяют:

1. Управления и отделы, обслуживающие все три основные вида транспорта (железнодорожный, воздушный, водный);

2. Управления и отделы, обслуживающие два вида транспорта;

3. Управления и отделы, обслуживающие один вид транспорта (только объекты железнодорожного транспорта).

Задачи и функции УВДТ, в целом дублируют задачи и функции территориальных органов внутренних дел. Однако они одновременно зависят и от специфики обслуживания конкретных объектов.

В состав управлений внутренних дел на транспорте входят отделы (отделения) обеспечения общественного порядка. Эти подразделения на основе анализа состояния общественного порядка и безопасности осуществляют непосредственную охрану правопорядка на объектах транспорта и взаимодействие с администрацией данных объектов и другими организациями по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения безопасности.

Низовым звеном системы органов внутренних дел на транспорте являются линейные отделы внутренних дел (линейные пункты полиции). Данные подразделения размещаются непосредственно на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах.

Особенность деятельности этих подразделений состоит в том, что свои полномочия они осуществляют в пределах установленных границ обслуживания, в тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.

К основным задачам линейных отделов внутренних дел относятся:

– обеспечение безопасности личности;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в своих границах;

– предупреждение и пресечение правонарушений, в том числе преступлений;

– раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, скрывшихся от правоохранительных органов, без вести пропавших;

– исполнение административных взысканий, отнесенных к компетенции ОВДТ;

– оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным формированиям в осуществлении их законных прав и интересов;

– принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях по спасению людей, оказанию им доврачебной помощи, охране мест происшествия, имущества;



– выдача разрешений на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов подразделениям военизированной охраны транспортных ведомств;

– организация и осуществление комплексных мер по планам гражданской обороны;

– участие в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случаях его введения на подведомственных участках;

– осуществление производства по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

– охрана, конвоирование и содержание лиц, задержанных или заключенных под стражу;

– на воздушном транспорте проведение совместно с работниками аэрофлота или таможенных органов досмотра ручной клади и багажа пассажиров, при необходимости и личного досмотра пассажиров;

– осуществление контроля за соблюдением предприятиями и должностными лицами противопожарных требований, обеспечение объектов средствами пожаротушения и противопожарной автоматики.

Деятельность органов внутренних дел на транспорте оценивается наряду с деятельностью иных субъектов системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Среди обязательных критериев оценки деятельности, характеризующих качество работы органов внутренних дел на транспорте выделяются:

– регистрация и учет заявлений и сообщений о преступлениях

– профилактика, предотвращение и пресечение преступлений;

– выявление преступлений;

– раскрытие преступлений;

– предварительное следствие;

– дознание;

– обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

– оценка деятельности органов внутренних дел на основе результатов изучения общественного мнения.

Руководство охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, а также борьбой с преступлениями и правонарушениями линейных отделов внутренних дел осуществляют руководители отделов, а линейных пунктов – их начальники.

Представленная система органов внутренних дел на транспорте на практике доказала свою эффективность в вопросах охраны общественного порядка в пределах собственной оперативной зоны обслуживания. Вместе с тем не всегда можно однозначно разграничить сферы обслуживания территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.

Внутриорганизационное построение органов внутренних дел на транспорте однозначно определяется спецификой отдельных видов транспорта, обслуживаемого конкретными органами внутренних дел.


Одновременно в целях разграничения объектов оперативного обслуживания и устранения спорных ситуаций между территориальными и транспортными подразделениями органов внутренних дел по вопросам работы в «пограничных» зонах был издан Приказ МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания», в котором четко обозначены эти границы.
3. Особенности организации общественного порядка на объектах водного и воздушного транспорта.
Особенности организации и осуществления административной деятельности органов внутренних дел на воздушном транспорте. Органы внутренних дел на воздушном транспорте – самая молодая структура в данной системе. Их возникновение связывается с принятием в 1971 году Советом Министров СССР распоряжения о создании на объектах воздушного транспорта специальных подразделений. Так, во исполнение данного нормативного источника, в соответствии с приказом МВД СССР были созданы подразделения полиции и следствия на воздушном транспорте. В обоснование такого шага со стороны государства приводились аргументы усиливающейся роли воздушного транспорта в экономики страны, при одновременном не соответствии организации оперативного обслуживания силами милиции объектов гражданской авиации структурному построению ее подразделений229.

В 1975 г. дополнительно были созданы специальные подразделения милиции по досмотру, дежурные части милиции, в 1977 г. – инспекции по делам несовершеннолетних, в 1980 г. – подразделения госпожнадзора, а управления (отделы) транспортной милиции были переименованы в отделы внутренних дел на транспорте.

Учреждением отделов внутренних дел на воздушном транспорте завершился этап формирования структуры органов внутренних дел на транспорте, объединившей три вида транспортной инфраструктуры.

Сегодня органы внутренних дел на воздушном транспорте входят в структуру Главного управления внутренних дел на транспорте МВД России.

Общие задачи, обязанности и права полиции на транспорте были рассмотрены нами ранее, в первом параграфе. В данном случае имеет смысл говорить лишь об их детализации применительно к специфическим условиям функционирования воздушного транспорта.


Основными задачами ОВД на воздушном транспорте являются:

  • обеспечение личной безопасности граждан, их прав и законных интересов, а также экипажей воздушных судов;

  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

  • охрана всех форм собственности;

  • охрана объектов воздушного транспорта;

  • сопровождение воздушных судов;

  • поддержание и укрепление разрешительной системы;

  • оказание помощи должным лицам воздушного транспорта, в том числе в обеспечении пропускной системы на отдельных объектах;

  • предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и других правонарушений.

Выполнение общих и специфических задач осуществляется через основные функции ОВДТ:

– организация охраны общественного порядка и безопасности, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений на воздушном транспорте;

– обеспечение охраны жизни, здоровья, чести достоинства, прав и законных интересов граждан, государственных и общественных органов;

– организация совместно с администрацией объектов воздушного транспорта, службами безопасности мероприятий по предупреждению и пресечению терроризма, незаконного провоза взрывчатых, ядовитых, легковоспламеняющихся и других ограниченных к обороту предметов и веществ;

– контроль за работой службы безопасности в обеспечении предполетного досмотра пассажиров, багажа и ручной клади;

– осуществление разрешительной системы и др.

На уровне управления, помимо перечисленных, решаются управленческие функции: информационно-аналитические, организационно-штатные, координации и взаимодействия, контроля и др.

При организации охраны общественного порядка и безопасности на воздушном транспорте акцент должен делаться на:

– изменении объемов пассажирских и грузовых перевозок на определенных авиалиниях;

– сосредоточении значительных материальных ценностей на ограниченной территории объектов обслуживания;

– подверженности перевозок сезонным условиям, погодным и временным факторам;

– специфической технологии обработки багажа и других грузов;

– повышенной опасности преступлений (особенно террористической направленности) и других правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте;

– динамичности изменения оперативной обстановки, скоротечности происходящих событий, явлений, людей и других факторов;

– особенностях обслуживаемых объектов, их архитектурно-технической планировке, некоторой отдаленности от городов и других населенных пунктов;